Квентину 50
- 27 марта 2013 13:03
- Максим Марков
Квентину Тарантино – 50 лет. Добавить нечего. Поэтому – слово самому режиссёру. Впрочем, нет – слова «режиссёр» для него очевидным образом маловато. Легенде, классику, мэтру, любимцу публики и попросту лучшему. Слово человеку, который – ни много ни мало – олицетворяет собою сегодня Кинематограф.
В 2004-м году Тарантино побывал на Московском кинофестивале – уже в качестве небожителя. И пусть с тех времён много воды утекло, но всё равно – та встреча с ним навсегда останется в памяти преданных фанатов. И каждое слово, сказанное тогда Квентином, по-прежнему можно оценить на вес золота.
- Я вырос в те времена, когда вот так просто приехать в Россию было нельзя. Россия для меня всегда оставалась некой загадкой и при этом неким магнитом, который меня притягивал. В те годы я не мог удовлетворить свое любопытство, поэтому для меня этот приезд очень многое значит. Вот вчера я был в Музее кино и собственными глазами видел множество замечательных плакатов к русским кинокартинам. В моей коллекции много русских фильмов. Но, знаете, это две большие разницы: просто иметь видеокассету, с возможностью в любой момент её посмотреть, - и находиться в помещении, где стоят костюмы для «Ивана Грозного», рядом с кинокамерой, которой снимал Эйзенштейн. Такое ощущение, будто ты снимаешь эти экспонаты с музейных стен и помещаешь их в своё сердце, и они остаются там, ты уносишь их с собой!..
Когда я поближе знакомлюсь с неким определенным жанром или же с каким-то, как в данном случае, национальным кинематографом, то зачастую загораюсь желанием пересмотреть что-то заново и непременно посмотреть что-то для себя новое, то кино, которое я раньше не видел. Вот такое же чувство я испытал, будучи в московском Музее кино.
А ваша литература!.. Я сейчас скажу эти слова вовсе не для того, чтобы вам польстить, но всё же редкая страна может похвастаться столь же огромным вкладом в мировую литературу, как Россия. И среди того, что меня поразило в Москве - это памятник Пушкину, памятник Достоевскому!.. В Америке нет памятников поэтам. А здесь, у вас - есть.
- Восточное кино оказало на меня крайне большое воздействие. Признаться, оно поразило меня обилием насилия. Я помню и люблю те фильмы, что снимались в Гонконге в 80-е, в 90-е годы - я очень многому у них научился. Я внимательно слежу за тем, что происходит в кинематографе Японии и Кореи.
И я, конечно же, считаю, что все молодые люди, занимающиеся кино, непременно должны обратиться к французской «новой волне», должны изучать её персонажей, её режиссеров. Фильмы «новой волны» будоражат сознание молодых кинематографистов, помогают выявить всё то лучшее, что у них есть. Если ты хочешь снимать кино - ты должен постоянно обращаться к «новой волне», к тем идеям, которые она принесла в мир кино. Лично я всё время об этом помню и более того - свою кинокомпанию, занимающуюся производством моих фильмов, я назвал в честь фильма Жана-Люка Годара «Bande à part» (в русском переводе - «Банда аутсайдеров» или «Посторонние» - ММ).
- Я снимаю жанровое кино, кино действия; насилие - это часть жанра. Я люблю действие - следовательно, я люблю насилие. И вообще, я считаю, что Эдисон изобрел кинокамеру для того, чтобы снимать две вещи: поцелуи и убийства, любовь и смерть. Вот это я и делаю, и ничего плохого в этом не вижу. На самом деле, когда в фильме появляется оружие, фильм сразу делается более захватывающим, более интересным.
- В своих фильмах я постоянно использую самую различную музыку. Причём я люблю «играть» с нею, очень часто противопоставляя изображение и звучащую мелодию. У меня очень большая коллекция пластинок, и когда я пишу сценарий, то всегда сразу пытаюсь вставить в него что-то из своей фонотеки. И, естественно, если у меня будет побольше русской музыки, то я, возможно, и использую ее в дальнейшем - почему нет?.. Просто мне надо почаще общаться с творчеством русских композиторов.
- Концепция второго «Убить Билла» - это вовсе не разворот в другую сторону. Это просто небольшое отклонение от генерального курса - а мне всегда нравится отклоняться от заданного направления, придерживаясь при этом естественного развития моего пути. Я люблю экспериментировать с разными жанрам или даже с поджанрами. Фильм по моему первому сценарию - «Настоящая любовь» - тоже был мелодрамой: ведь там всё про любовь. А вспомните «Бешеных псов»! Там ближе к концу отношения между мистером Оранжевым и мистером Белым тоже, как мне кажется, принимают некий мелодраматический оттенок. Так что главное, приступая к съемкам картины, понять для себя: способен ли ты выполнить поставленные перед собой задачи и снять то кино, которое будут смотреть люди и которое сможет доставить им удовольствие.
- Я прошёл путь от победителя кинофестиваля до председателя жюри. То, что я, человек, живущий миром кино, обожающий кино, был во главе жюри Каннского фестиваля, смотрел в этом качестве все конкурсные фильмы - это для меня, конечно же, было огромным событием, заставившим несколько иначе взглянуть на то, что было до этого. Бывают такие моменты, когда ты начинаешь рассматривать свое прошлое, самого себя будто бы под микроскопом. Когда останавливаешься и думаешь: как же я дошёл до жизни-то такой? Что привело меня в ту точку, в которой я сейчас нахожусь? Вот это был такой момент.
Но мне хотелось бы избежать соблазнов, которые возникают в подобный период жизни режиссёра. Ведь так легко погрузиться в этот фестивальный мир: входить в жюри, ездить по всем фестивалям, смотреть фильмы, раздавать награды, общаться с молодыми кинематографистами... Что ж, это не такой плохой способ закончить кинокарьеру - стать послом кино по всему миру. Боюсь, однако, что это - не для меня.
См. также:
«Обзор кинопремьер: Джанго, унесённый ветром»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: