ЛИДЕР НАЦИИ ИЛИ НАЁМНЫЙ РАБОТНИК?
- 02 апреля 2012 13:09
- SalutskyAS
Будет ли «мюнхенская речь» на домашние темы?
В 2002-м году, отвечая на вопросы анкеты в ходе переписи населения президент Владимир Путин назвал себя «наёмным работником» . Четыре года назад, когда намечалась смена караула в Кремле, «Единая Россия» из сугубо политических и прагматических соображений присвоила Путину «звание» национального лидера, которое весьма быстро сошло на нет после инаугурации Медведева. Между тем, ответ на вопрос «Лидер нации или наёмный работник?» имеет очень глубокий и отнюдь не формальный смысл. И прежде всего, ясный ответ на этот вопрос чрезвычайно важен для самого Путина, для его самосознания. Ибо сущностное понятие «лидер нации» накладывает на президента особые обязательства, далеко выходящие за рамки его личных предпочтений, и особую ответственность. Во Франции, в США президенты вовсе не обязаны быть лидерами нации, не говоря уже о премьер-министре Великобритании (Черчилль был исключением в силу незаурядности своей натуры), они просто сменяемые главы исполнительной власти. Иное дело – в России. Когда говорят, что нам нужен царь, то эту фразу надо правильно понимать. Это глубокая историческая традиция, которая, меняя своё внутреннее содержание, тем не менее остаётся крайне важной, востребованной для народа и развития страны в целом.
Многовековая самодержавность, составляющая психологическую основу традиции царизма, завершилась в марте 1955 года со смертью Сталина. И дальнейший постепенный упадок страны не в последнюю очередь был связан с той неопределённостью, какую в глазах народа представлял собой верховный правитель. Смешение партийных и государственных функций, размытость авторитета власти и многие другие несистемные по отношению к российской традиции царизма особенности советской системы всё более снижали авторитет власти как таковой. И меня, кстати, удивляет, что за последние четверть века (раньше-то было нельзя!) не появилось ни одного серьёзного историко-философского исследования, посвящённого феномену верховной власти в России – независимо от формы общественного устройства.
Между тем, сегодня этот вопрос начинает приобретать особое и даже драматически жгучее звучание. Президент, объявивший себя в 2002 году «наёмным работником», России не нужен. И тогдашнее сверхскромное самонаречение Путина можно объяснить лишь одним: Путин случайно, по стечению обстоятельств оказался на высшем государственном посту, и внутренне, с присущей ему порядочностью всё ещё не мог в это поверить, не осознавая, что речь теперь идёт не о его личном восприятии происшедшего, а об отношении народа к верховной власти как таковой. (Кстати, с Медведевым произошло нечто похожее, он тоже оказался на президентском посту случайно, однако его реакция на это главное событие в его жизни оказалась совсем иной – «якающей», крайне амбициозной, что завершилось знаменитой шуткой сатирика Задорнова о «ребёнке на троне»).
После невнятных советских лет, а тем более горбачёвско-ельцинской сумятицы народная тоска по царю-батюшке возросла до душераздирающих масштабов. Но теперь речь идёт не о самодержце. К русскому царю граждане России, независимо от национальностей, предъявляют ныне иные требования. Царь прежде всего обязан подавать образец морального подвига. Впрочем, оговорюсь сразу, что в России многое понимается иначе, нежели на западе. В Англии образец высокой нравственности подаёт королевская семья. В России, опять же в силу глубоких исторических причин и всегдашней закрытости личной жизни властителей, именно домашне-семейная жизнь верховного правителя наименее важна для народа, и не в этой сфере должен он подниматься на моральные высоты. Пришедшая с запада мода, заставившая СМИ и завсегдатаев интернета обеспокоиться судьбой медведевского кота, а ещё хуже – благодарность за такую заботу от Медведева – вызывает у народа изжогу; опять игры обеспеченных!
В нашем, российском понимании царь как самый высокий моральный авторитет, которому можно доверить судьбу страны, должен не состоять на службе у избирателей, а образцово и каждодневно служить совести и Отечеству, только ради этого и используя свою великую власть.
И Путин только сегодня, после непростых для него выборов получил шанс стать истинным царём – в смысле настоящего национального лидера, обременённого величайшими обязательствами по отношению ко всему народу России. Однако в полной ли мере сам Путин понимает, какая теперь ответственность легла на его плечи? Не сводит ли он её только к социально-экономическим и финансовым решениям, просто к улучшению жизни народа, что подразумевается само собой и о чём он писал в своих статьях? Это ведь дела обязательные, но недостаточные, по сути это функции всё того же «наёмного работника», приказчика, а не царя.
Между тем, время не ждёт. Царский авторитет возникает именно в первые, главные, определяющие дни. И ответственность перед народом, перед страной должна быть выше личных обязательств. А народ устал от двоевластия, от пресловутого тандема, от бесконечной борьбы под ковром. Народ ждёт «Мюнхенской речи» на наши, домашние темы, и не о том, «закручивать» гайки или же ослаблять их, а о том, чтобы резко, одним ударом царского слова покончить с чиновничьей вознёй, взять всю ответственность на себя и в сфере власти решить всё по-своему. А уж что касается политических, образовательных, а главное антикоррупционных реформ, - все они пойдут легче, если народ увидит перед собой решительного царя, пекущегося не о соблюдении личных моральных, политических, бизнесовых, приятельских и прочих обязательств, а исключительно о пользе и выгоде отечества.
Сумеет Путин стать таким высоким моральным авторитетом, - всё в России пойдёт нормально и как по маслу. Будет по-прежнему деликатничать в решении кадровых вопросов, слишком бдительно учитывать всевозможные побочные интересы, а по сути делиться с кем-то верховной властью, - не признает его народ царём и откажут ему в доверии те, кто подавляющим большинством избрал его президентом.
Такой сейчас момент наступил в истории России, что либо завершится начавшаяся четверть века назад смута утверждением на кремлёвском троне истинного царя, признанного народом как высший моральный авторитет, а не просто верховного правителя, либо, если даст Путин слабину, опять будет кувыркаться страна в своих коррупционно-бюрократических бедах и подковёрных играх, пока не сядет на кремлёвский трон настоящий царь.
Как ни крути, а не зря у нас говорят: царь – всему голова.
АНАТОЛИЙ САЛУЦКИЙ
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: