Лучший фотограф метрополитена о съемках под землей и в небе
- 06 апреля 2015 16:14
- Григорий Студнев
Фотоблогер Александр Попов, также известный под ником Russos в ЖЖ, уже более тринадцати лет ведет свой блог и фотографирует метро. Свой путь он начинал с нелегальных вылазок под землю в Москве и Питере. Сейчас он снимает в метро официально, а московскую подземку знает почти досконально. За годы работы Russos сфотографировал практически каждую станцию, перегон, депо и соединительную ветку.
Кроме того, Александр много путешествует по России, фотографируя железнодорожные тоннели и мосты, нефтяные платформы и газовые месторождения, гидроэлектростанции и заводы, действующие производства и заброшенные промышленные здания. Каждую такую фотопрогулку он сопровождает обстоятельным рассказом, чтобы даже далекий от заданной темы человек разобрался, что к чему. В сети Александра часто называют лучшим метро-фотографом.
В минувшую пятницу, Александр прочитал в Молодежной школе урабнистики «Берс» лекцию «Неизведанная Россия», в рамках которой рассказал об истории метрополитена и своем путешествии по Байкало-Амурской магистрали, естественно, сопроводив рассказ фотографиями. Оказалось, мир тоннелей может быть чрезвычайно увлекательным.
Перед началом лекции корреспондент «Ридуса» задал блогеру несколько вопросов.
Александр, чем вы увлеклись сначала — метрополитеном или фотографией?
Конечно, сначала была фотография. У меня отец фотограф, и я, можно сказать, вырос в «красной комнате» с фотоувеличителем, фиксажами и проявителями. К 17 годам я уже снимал на старую отцовскую камеру. Потом уже в моей жизни появились метро и другие интересные объекты.
Когда вы заинтересовались метрополитеном?
Я ехал на учебу, году в 1999, и наткнулся на статью о сайте Темы Лебедева metro.ru. За три ночи я этот сайт прочитал от корки до корки, понял, что метро — это очень круто! Я начал изучать метрополитен, метрострой, стал диггером. А потом это стало моей работой. У Темы в студии я проработал четыре года над проектом metro.ru.
Как удалось сменить статус нелегального диггера на официального фотографа метрополитена?
Это не совсем корректная формулировка. Я работаю в Метрострое. Поскольку это дружественная организация, проблемы попасть в метро у меня нет.
А началось все в 2001 году. Мне тогда понадобилась информация по некоторым объектам, и я обратился в редакцию газеты «Метростроевец», чтобы найти нужные мне книжки и посмотреть архив газеты. Меня спросили, а зачем, собственно, мне все это надо? Я рассказал, показал несколько фотографий. Оказалось, что газете в тот момент требовался фотограф и мне предложили работу.
Вы посещали какие-то курсы по фотографии или мастер-классы?
По образованию я учитель физики и информатики, закончил Физфак. Это ничего мне не дало в плане фотографии, зато дало в плане моей области деятельности. Я сходу могу разобраться в любой технической теме. Это очень помогло, когда я, например, снимал плотины для «РусГидро», или что-то по металлургии, сейчас нефтянка вот идет. Почитав немного сопутствующей литературы или статей в Википедии, я могу «въехать» в производственные процессы и понятно о них написать.
Я жалею, что в свое время не так часто ходил на разные мастер-классы. Сейчас на них просто нет времени. Фотография это не только свой опыт, но и изучение других работ. Нужно смотреть фотобанки, изучать как можно снимать, как не нужно снимать, искать какие-то идеи. Мастер-классы - это толчок для саморазвития.
Что первым делом отправились снимать официально? Куда стремились попасть?
Первой съемкой стал пуск станции «Аннино», потом продолжение строительства этой ветки. В действующем метро все сложнее. Есть вещи, которые нельзя снять официально. Например, нельзя попасть в туннель под напряжением и сфотографировать едущий поезд. Это приходилось снимать неофициально.
Есть неизведанные места в Московском метрополитене, где бы вы хотели поснимать?
Пожалуй, нет. Все, что я хотел обойти, я обошел: весь центр, кольцо - я везде был, официально или нет. Недавно была крупная съемка для книги, которую, к сожалению, пока никак не подготовим к печати, «Другое метро» - о том, что пассажиры не видят. Это были два месяца практически непрекращающихся ночных съемок. Тогда я понял, что эта тема для меня себя уже несколько исчерпала.
Где интереснее снимать - на старых станциях или на новых?
Они все по-своему уникальны. Первая и вторая очереди очень интересны своими инженерными решениями. Интересно смотреть камеры съездов, оборотные тупики, служебные ветки, где пассажир не может оказаться.
За столько лет подземных съемок довелось видеть подтверждение городских легенд, связанных с метро? Например, про гигантских крыс…
Эта легенда еще с 90-х годов ходит. Гигантских крыс не видел. На некоторых станциях, например, на «Партизанской» жило много голубей. Кое-где собаки жили. Мне рассказывали про случай, когда человек ехал с собакой в метро и попал под поезд на «Арбатской». Пока извлекали тело с путей, собака убежала в тоннель, забилась в какой-то угол и отказывалась оттуда выходить. Так и жила там до смерти, ее даже подкармливали.
Есть еще легенда про крокодилов….
А что им там есть?
Гигантских крыс?
А им там что есть? Там же только несъедобные кабели, да еще под напряжением. Зачем лезть куда-то под землю, если на поверхности полно замечательных помоек! Никакой живности в метро нету. Раньше, еще в 90-х, видел иногда на платформах маленьких мышек. На строительстве «Парка Победы» видел хорошую, откормленную крысу; в Неглинке пару раз видел плавающих крыс. А аллигатора видеть не доводилось. Может, кто и видел, тольк уже вряд ли расскажет…
Доводилось читать книги Дмитрия Глуховского про жизнь в метро после ядерной войны или играть в компьютерные игры по вселенной «Метро 2033»?
В игры не играл — видел скриншоты. Книги читал. Видно, что в «Метро 2033», судя по всему, у Глуховского был технический консультант, который подсказывал, что можно писать, а что откровенная ерунда. Во второй книге с технической точки зрения полная ахинея написана.
Вы получили возможность свободно снимать в метро, что не каждому фотографу удается. Вдобавок вы еще снимаете и нефтегазовые производства. Как туда смогли попасть?
В какой-то момент у меня наступило пресыщение метрополитеном. Да и надо было разнообразить контент для блога. Можно сказать, что в итоге это стало делом случая. Я участвовал в автопробеге, который организовывал «Газпром», из Питера в Киев в честь 100-летия царского автопробега. Там я познакомился с представителем пресс-службы «Газпрома». Оказалось, что он читал мой блог, ему понравилось и он предложил мне поснимать для «Газпрома». Так я провел безумно интересные съемки на Ямале и Сахалине. Портфолио набиралось, ко мне стали обращаться другие компании, в том числе и нефтяники.
Недавно вас пригласили в Санкт-Петербург прочитать студентам лекцию по истории метрополитена. Чем вы смогли заинтересовать профессиональное сообщество?
В середине апреля я прочту обзорную лекцию по истории тоннелестроения на кафедре «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения. С одной стороны я понимаю, что мне трудно конкурировать с преподавателями. С другой стороны, в современных учебниках приводятся сухие цифры и даты. Очень сложно найти информацию о том, как и в каких условиях строились те или иные тоннели, какие возникали трудности, найти рисунки и фотографии, узнать, как внедрялись механизированные щиты и так далее. С ходу такую информацию не найдешь. У меня есть своя небольшая библиотека на эту тему, накопившаяся за 16 лет, много всего в электронном виде. Поэтому, я думаю, человеку, который пошел изучать тоннели метрополитена, лекция будет интересна.
В блогах и соцсетях часто критикуют Московский метрополитен. Как часто, на ваш взгляд, эта критика необоснованна, когда она является лишь следствием незнания каких-то нюансов?
Есть такая поговорка: «В метро все проблемы от пассажиров». Не вина метрополитена, что у нас сейчас такой пассажиропоток. Мы должны сказать большое спасибо проектировщикам первой очереди, которые в 20-е - 30-е годы заложили такую пропускную способность, что только сейчас она подошла к некоему физическому ограничению. На первой очереди ходили четырехвагонные составы, а платформа уже была рассчитана на восемь вагонов.
Мало кто мог тогда предвидеть, что в 1991 году Союз развалится, пассажиропоток совершенно изменится, и все Подмосковье внезапно поедет работать в Москву. В результате мы имеем эффект «Выхино», перегрузку в часы пик и так далее. Но Метрополитен справляется.
Конечно, есть недостатки. Были неудачные вагоны «Яуза»; когда открыли Легкое метро, оказалось, что составы «Русич» не тормозили на холоде. Это детские болезни, которые лечат в процессе эксплуатации.Есть технические проблемы, связанные со старостью, но и они решаются.
Не могу сказать, что Московское метро лучшее в мире, но оно на уровне крупнейших метрополитенов мира по технической оснащенности и организации движения. Не надо забывать, что по сравнению с европейскими метрополитенами у нас дикий пассажиропоток.
Какой бы вы дали совет начинающим фотоблогерам?
Совет глобальный — оторвать пятую точку от компьютерного кресла и выйти на улицу с камерой. Мой блог развивался скачками. Сначала копилось количество, потом происходил качественный прорыв. Потом опять количество, и скачок на более высокий уровнь.
Важно также понимать, что, если ты хочешь фотографировать поля и цветочки, ты должен снимать обалденно. Нужен либо уникальный контент, либо такое качество, чтобы все ахнули. В любом случае, сначала все это смотреть будут только друзья и родственники. Надо пахать, пахать, пахать.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: