Лукашенко пригрозил Европе и США войной: что это может за собой повлечь
- 26 мая 2021 18:57
- Сергей Смирнов, Журналист
Александр Лукашенко в среду провел в парламенте Республики Беларусь долгожданный брифинг, во время которого впервые лично прокомментировал новость об экстренной посадке в Минске самолета авиакомпании Ryanair. Он вновь призвал своих сторонников сплотиться, а также пригрозил Западу ответными санкциями и мировой войной.
Несмотря на присутствие в зале большого числа провластных журналистов и блогеров, прямая трансляция из белорусского парламента не велась. Вместо этого, белорусам предложили следить за выступлением Лукашенко в отрывочном пересказе неформального телеграм-канала его пресс-службы «Пул Первого» и провластном аналоге NEXTA, регулярно позволяющем себе обсценную лексику, «Желтые сливы».
Собкор «Ридуса» собрал основные тезисы четырехчасовой встречи Лукашенко с вертикалью власти, размещенные на официальном сайте президента РБ.
«Ничего не ясно»: об инциденте с Ryanair
Лукашенко был многословен, но его заявления вряд ли успокоят международную общественность. Белорусский лидер начал издалека: обвинил недоброжелателей в развязывании против республики «гибридной войны», рассказал об успехах страны в деле борьбы с многочисленными внутренними и внешними врагами, неонацистами и коронавирусом.
«Они [враги Белоруссии] перешли от организации бунтов к этапу удушения. Идет поиск новых уязвимостей, и это направлено не только на нас: мы для них полигон, экспериментальная площадка перед броском на Восток. Апробировав у нас, они пойдут туда, — предупредил Лукашенко Россию. — Их ложные убеждения в верховенстве права ничего не стоят на фоне попыток оправдать нацизм и переписать историю. Но наша сила в правде, а их, с позволения сказать, правда — в силе».
Затем Лукашенко, наконец, перешел к истории с самолетом. Глава РБ сказал, что его реакция на сообщение о минировании лайнера была адекватной, так как эта угроза поступила на фоне других многочисленных сообщений по всей стране — о заминированных школах, учреждениях и предприятиях.
«Как мы должны были поступить, особенно на фоне каскада угроз о минировании наших объектов?» — пожимал плечами Лукашенко. Глава Белоруссии отметил, что в случае и с рейсом «Афины — Вильнюс» сигнал о минировании самолета был получен из-за рубежа — из Швейцарии. Притом сообщение якобы поступило в аэропорты Афин, Вильнюса и Минска одновременно. Белорусская сторона оперативно сообщила об угрозе экипажу самолета «в соответствии с международными правилами».
«Мы довели эту информацию до пилотов самолета, вынуждены были ее опубликовать. ХАМАС, не ХАМАС — это сегодня не имеет значения. У экипажа было время, чтобы принять решение. У нас в воздухе под угрозой находились 123 пассажира из разных стран и 6 членов экипажа. В районе полетов расположена БелАЭС. Вблизи ее и произошел разворот этого самолета. А если бы вдруг… Нам что, мало Чернобыля? А как бы в такой ситуации реагировали США с учетом своего печального опыта? — задал риторический вопрос Лукашенко. — По своим должностным обязанностям я должен был защитить людей, я думал о безопасности страны. И поймите простую вещь: если бы самолет был заминирован и было бы желание у террористов его взорвать, мы вряд ли бы помогли. Но я не мог допустить, чтобы самолет упал на головы наших людей».
Во всем виноваты пилоты Ryanair
Далее глава РБ назвал нелогичными действия пилотов, которые после раздумий и созвонов все-таки решили сесть в Минске, ведь до Вильнюса оставалось всего 70 километров. По его словам, белорусская сторона уже не ожидала, что самолет решит вернуться.
А теперь главный вопрос: почему никто не захотел принять самолет? Ни Вильнюс, куда он летел, ни Варшава, ни Львов или Киев, когда мы сообщили о взрывчатке. Почему ныне страждущие и рыдающие не приняли этот самолет? Испугались ответственности? Или кому-то очень надо было, чтобы он приземлился именно в Минске? — спросил Лукашенко.
При этом глава РБ заметил, что белорусский истребитель был поднят в воздух уже после того, как пассажирский самолет решил приземлиться в Минске и развернулся в сторону белорусской столицы. По словам Лукашенко, военный самолет должен был показывать дорогу и обеспечивать связь гражданскому борту.
«Нет смысла шатать Беларусь»
Обращаясь к лидерам Запада, белорусский президент призвал своих сторонников сплотиться.
Мы должны сохранить свою страну и передать своим детям в нормальном состоянии. Мы не можем передавать проблемы детям и внукам, мы их должны решить. Потому что время выбрало нас. Мы оказались на передовой новой не холодной, уже ледяной войны. И выстоять может то государство, которое не поддастся гибридному давлению. Но обращаюсь ко всему мировому сообществу: нет смысла шатать Беларусь! — подчеркнул Лукашенко.
«А прежде чем делать резкие необдуманные движения, вспомните, что Беларусь — это центр Европы. И если здесь что-то вспыхнет, это очередная мировая война», — сказал он. Далее Лукашенко заметил, что «в этой войне Беларусь не рассчитывает на победу».
Даже если в случае военного конфликта его режим останется в одиночестве, чего, уверен белорусский лидер, не произойдет, главная цель, по его словам — «нанести неприемлемый ущерб противнику». «Это записано в военных документах, — уточнил он. — Поэтому прежде чем бряцать оружием у наших границ, надо подумать, разумные люди понимают происходящее».
О Протасевиче: «у нас нет революционеров»
Лукашенко заявил, что задержанный Протасевич работал на иностранные спецслужбы и считается в Белоруссии террористом. Более того, он обвинил задержанного в убийствах на территории Украины.
«Пусть западные защитники ответят: на какие спецслужбы работали двое задержанных? Кто платил подонку, который убивал людей в братской Украине?» — сказал президент РБ.
Говоря о задержании Протасевича после экстренной посадки пассажирского самолета, Лукашенко подчеркнул, что методы могут показаться чрезмерно жесткими, но в нынешних условиях по-другому нельзя. Белорусский лидер пообещал в ближайшее время представить публике «всё, что наговорили» задержанные после посадки самолета Роман Протасевич и россиянка Софья Сапега. «У нас нет революционеров, у нас жулики, которые сбежали за границу», — считает он.
Далее слова Лукашенко дополнили министры.
«Беларусь хотят превратить в лимитрофное государство, хотят уничтожить нашу государственность и подсадить на трон подобранных за рубежом уток, — заявил министр иностранных дел Владимир Макей. — Мы рассматриваем сворачивание сотрудничества с ЕС по вопросам нелегальной миграции, гуманитарных проектов и других направлений, если на Западе не одумаются».
Затем о наращивании сил НАТО у границ Белоруссии рассказал министр обороны Виктор Хренин.
«Беларусь — форпост новой Евразии»
Отвечая на вопросы после выступления министров, Лукашенко высказался про «многовекторность» внешней политики Минска.
«Это не так, как трактуют эксперты — один вектор на Запад, другой на Восток. Это по всему миру. Но если Запад этот вектор хочет свернуть, краха не будет», — уверен он.
На любые санкции, нападки и провокации мы будем реагировать жестко. Не потому что мы хотим устроить драку в центре континента. Мы этого не хотим, мы этого наелись. А потому что вы там, на Западе, не оставляете нам другого выбора, — снова пригрозил Лукашенко.
«Мы санкции компенсируем нашими активными действиями на других направлениях на других рынках. Заменим неумолимо стареющую Европу стремительно растущей Азией. Психологически наше общество готово стать частью новой Евразии, ее форпостом», — неожиданно объявил глава Белоруссии.
При этом в своем противостоянии Западу Лукашенко намерен опираться на Москву. «Мы можем с Россией выстроить такую мощную систему взаимоотношений, что будет сильнее, чем в самой России. Мы для России ценны так, как и Россия для нас», — заявил Лукашенко накануне анонсированной на 28 мая очередной встречи с Владимиром Путиным.
Ожидать ли войны? Мнения экспертов
Прояснить «Ридусу» ситуацию в истории с самолетом, а также резкую смену геополитического вектора Белоруссии на евразийскую согласился московский эксперт по вопросу Евразийской интеграции Иван Лизан.
«Ридус»: Задержание Протасевича — это успешная операция белорусских силовиков или грандиозная провокация заграничных спецслужб? Если второе, тогда кто может стоять за провокацией?
Иван Лизан: 50/50. Сейчас — в силу информационного шума — однозначно сказать сложно. Хотя, факторов, свидетельствующих о том, что это спецоперация белорусских спецслужб, всё же больше, да и выгоды от ареста Простасевича у спецслужб РБ куда больше, чем их оппонентов из стран ЕС. Однозначный ответ мы получим спустя годы, вероятно, через несколько электоральных циклов. Пока же каждая из сторон — РБ и ЕС — пытается интерпретировать произошедшее так, как ей это выгодно: Минск придумывает оправдания, ЕС умалчивает ряд аспектов деятельности Протасевича, страны Прибалтики и Польша накручивают истерию чтобы сорвать встречу Путина и Байдена, а элитарные группы внутри РБ пытаются подстроиться под новые реалии, когда влияние спецслужб увеличилось, а дипломатов наоборот уменьшилось.
«Ридус»: Лукашенко заявил, что «Беларусь готова стать форпостом новой Евразии». Эта резкая смена риторики (с моста между Западом и Востоком) на осажденную крепость в «ледяной войне» — это начало политики самоизоляции?
Иван Лизан: Александр Григорьевич всегда любил красивые и жёсткие выражения, однако обращать внимание нужно в первую очередь не на риторику, а не конкретные действия и тенденции. С августа 2020 года осыпается белорусская многовекторность, а синхронные истории с инкриминируемым Петрову и Боширову подрывом арсенала в Чехии и разоблачением заговора против Александра Лукашенко свидетельствуют о том, что эпоха многовекторности закончилась. Небольшим государствам приходится самоопределяться и заканчивать с политикой лавирования между полюсами силы — полюсы не позволяют балансировать в силу доминирования логики Холодной войны 2.0. Тем не менее, в РБ достаточно как иллюзий с инерцией мышления, так и тех, кто не прочь изменить геополитическую ориентацию РБ с России на ЕС. Поэтому мы ещё некоторое время продолжим читать заявления о многовекторной политике, однако они с каждым новым конфликтом будут выглядит всё более церемониальными, а затем белорусские элиты примут новую реальность Холодной войны 2.0 так же, как их российское коллеги приняли санкционную реальность к 2016−2017 годам
«Ридус»: Сможет ли ЕАЭС в перспективе заменить Минску экономические связи с Западом?
Иван Лизан: ЕАЭС нет, а Союзное государство вполне. Но при условии, что Минск ускорит процесс переговоров с Россией по программам интеграции и станет вести себя активно, предлагая новые формы и форматы интеграции. Дело ведь в том РБ в ближайшие несколько лет будет терять позиции сразу на двух важных для себя рынках: Украины и Евросоюза. Без политических договорённостей компенсировать потерю этих рынков Россия не сможет — там хватает своих товаров и своего национального капитала, который хочет импортозамещать всё, включая белорусские товары. Так что по мере усиления заморозков в отношениях Белоруссии с ЕС Минску нужно активизировать переговорный процесс с Москвой иначе в дополнение к хроническому и загнанному вглубь политическому кризису республику накроет ещё и кризис экономический.
«Ридус»: согдняшние заявления Лукашенко об угрозе новой мировой войны не могут приблизить эту самую войну?
Иван Лизин: Александр Григорьевич сказал все верно, но как всегда, в очень экспрессивной манере, которую необходимо учитывать при интерпретации его слов. Сама по себе Беларусь причиной для мировой войны стать не может. Однако Беларусь вполне может стать одним из факторов, которые эту большую войну приближают.
В то же время, доцент факультета политологии БГУ Всеволод Шимов уверен, что инцидент с самолетом — это несомненная спецоперация местных силовиков. «Не совсем понятно, зачем это западным спецслужбам и для чего им „сдавать“ Протасевича. А в контексте внутрибелорусской политической игры все достаточно логично», — заявил эксперт.
Белорусский эксперт считает, что заявление Лукашенко о смене стратегических партнеров может быть продиктовано тем, что ставка на «многовекторность» не сработала.
«Запад при первой возможности начал „шатать режим“ и встал на сторону оппозиции, протест организовывался вокруг западных структур влияния, активно развивавшихся в республике в предшествующий период относительной либерализации. Да и „либеральное“ крыло белорусской элиты проявило себя в глазах Лукашенко не лучшим образом — именно оно дало основную массу перебежчиков в стан оппозиции. Поэтому прежний внешнеполитический курс оказался дискредитированым, и ставка на изоляцию от „опасного“ Запада — вполне естественная реакция», — считает политолог.
По словам эксперта, экономически РБ и так завязана в основном на Россию, так что ничего принципиально не изменится. «На Запад экспортировались в основном нефтепродукты, опять же, из российского сырья, и калийные удобрения, — пояснил Шимов. — И к слову, не факт, что западные страны откажутся от закупки этих товаров у „последней диктатуры Европы“».
В целом же, по его словам действительно складывается благоприятная обстановка для нарастающего «крена» на Восток. «Причем в выигрыше может оказаться не только ЕАЭС, но и Китай, который все больше становится новым центром притяжения для постсоветского пространства», — оценил Всеволод Шимов шансы Минска найти новые рынки сбыта.
Ну, а к словам белорусского лидера об угрозе войны эксперт предложил не относиться слишком серьезно. «Даже события на Украине, гораздо более драматичные, к большой войне не привели, — заметил Шимов. — Глобальные игроки, Россия и Запад, явно уклоняются от лобового столкновения и пытаются сохранять статус-кво, так что большая война из-за Беларуси маловероятна».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: