Майские Канны впали в «Зимнюю спячку». Итоги фестиваля
- 25 мая 2014 00:50
- Максим Марков
Самую престижную в фестивальном мире награду - «Золотую пальмовую ветвь» - получил фильм «Зимняя спячка» (Турция-Франция-Германия), поставленный Нури Бильге Джейланом, который изначально и рассматривался как главный фаворит нынешних Канн. Картина рассказывает о сложных взаимоотношениях членов одной семьи, коротающих зиму в пустующем отеле. Накануне свой приз Джейлану присудили также члены Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).
Нури Бильге Джейлан в доме Андрея Тарковского в Юрьевце. © Марков Максим/Ridus.ru
Нури Бильге Джейлан считается одним из верных «последователей» идей и метода Андрея Тарковского (два года назад он даже посетил его родину, город Юрьевец, став гостем кинофестиваля «Зеркало»). Его фильмы «Отчуждение», «Времена года», «Три обезьяны» и «Однажды в Анатолии» уже получали в Каннах разного достоинства призы, и было очевидно, что не уйдёт от него и сама «Золотая пальмовая ветвь». Однако посмотрев новый фильм режиссёра, некоторые критики высказали сомнения в его будущей победе, посчитав, что прославленный мастер лишь повторяет свои фирменные приёмы, не добавляя уже ничего нового. Тем не менее, они оказались неправы: жюри под председательством Джейн Кэмпион более чем трёхчасовой лентой оказалось довольно.
Вторую по значимости награду – Гран-при – жюри присудило 32-летней Аличе Рорвахер за фильм «Чудеса» (Италия-Швейцария-Германия), повествующий об уединённой жизни семейства пчеловодов. Беннетт Миллер, известный по фильмам «Капоте» и «Человек, который изменил всё», назван лучшим режиссёром за спортивную драму на основе реальной истории «Охотник на лис».
Лучшими актёрами фестиваля стали Тимоти Сполл, сыгравший великого британского живописца Уильяма Тёрнера в фильме Майка Ли «Мистер Тёрнер», и Джулианна Мур, с присущей ей страстью и бесстрашием по полной выложившаяся в сатире на Голливуд Дэвида Кроненберга «Звёздная карта».
Одну из наград, которая называется просто – Приз жюри – судьи мудро разделили между самым молодым участником конкурсной программы – 25-летним Ксавье Доланом, представившим драму «Мамочка», и самым старшим – 83-летним Жан-Люком Годаром, который отправил в Канны свой 3D-эксперимент «Прощай, речь».
Российская драма «Левиафан», которую критики единодушно посчитали достойной самого высокого признания, была отмечена жюри призом за лучший сценарий, который разделили режиссёр Андрей Звягинцев и его давний соавтор Олег Негин. Это не первая подобная награда для российского кино: пятнадцать лет назад сценарный приз здесь получал Юрий Арабов за фильм «Молох». Следует также отметить, что Звягинцев в очередной раз доказал, что является автором самого высокого уровня: до сих пор ни одна его картина не уезжала с фестиваля без того или иного приза. Правда, «перекрыть» успех своего дебютного «Возвращения» (завоевавшего венецианского «Золотого льва») ему пока что не удалось.
А вот братья Дарденны впервые уехали с Каннского кинофестиваля вообще безо всего – если не считать Специальный приз Экуменического жюри, присуждённый им в честь 40-летия этой премии за драму «Два дня, одна ночь», которой практически все наблюдатели пророчили и одну из ключевых наград, присуждаемых большим жюри. Свой же главный приз Экуменическое жюри отдало французскому фильму Абдеррахмана Сиссако «Тимбукту».
«Золотая камера» за лучший дебют фестиваля присуждена французской мелодраме «Тусовщица», у которой сразу три режиссёра: Мари Амашукели, Клер Бюргер и Сэмюэл Тейс. Этот фильм открывал вторую по значимости программу Канн «Особый взгляд», где также получил награду за лучший актёрский ансамбль.
Главный приз «Особого взгляда» достался венгерскому режиссёру Корнелу Мундруцо за драму «Белый бог» - о восстании, которое поднимают … бездомные и беспородные собаки. Призом жюри отметили шведского «Туриста» Рубена Эстлунда, специальный приз – у Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо, совместно работавших над документальным фильмом «Соль Земли» (Франция-Италия-Бразилия). Лучшим актёром «Особого взгляда» назвали Дэвида Галпилила, сыгравшего в австралийском фильме «Страна Чарли». ФИПРЕССИ в этой секции отметило роад-муви аргентинца Лисандро Алонсо «Хауха», главную роль в котором сыграл Вигго Мортенсен.
«Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм получил колумбийский режиссёр Симон Меса Сото за ленту «Лейди» о бродяге, идущем по следу шайки разбойников; специальной премии удостоились французская и норвежская короткометражки. В соседнем конкурсе «Синефондасьон» призёрами стали ленты из Сингапура, Италии и Великобритании, а первенствовала американская картина «Ублюдок» (это прозвище разыскиваемой героиней собаки), поставленная Анни Силверстайн из Техасского университета.
Украинский фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого, рассказывающий об интернате для глухих и снятый полностью на языке жестов, получил сразу три награды (включая главную) параллельной фестивалю программы «Неделя критики».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: