+24
Сохранить Сохранено 7
×

Машина отличного настроения. Фоторепортаж


24 30 471

Машина отличного настроения. Фоторепортаж

Да, она зеркальная, но даже не в цвете дело. Корреспондент НедоСМИ решился на необычный эксперимент - прожить, а точнее проездить месяц по столице, не истратив ни капли бензина. Ведь эта малышка полностью электрическая.

Сидеть в ней серьезным невозможно - все улыбаются, девушки машут руками, мужики выходят в пробке побазарить и даже байкеры на нее оборачиваются, заставляя меня волноваться за безопасность их вождения. Mitsubishi "i MiEV" - первый серийный продающийся в России электромобиль. Я сразу прозвал его "Батарейкой".

День 1, пятница.

Заранее искать информацию об автомобиле - лишать себя свежих впечатлений. Лучше сразу в бой. Все, что знаю о машине - ездит только на электричестве, бензина нет совсем. И заряда хватает на 100 километров в городском цикле. Прикидываю в уме: от дома до центра, потом ребенка в художку забросить, вернуться домой… Хм… Должно хватить, хотя… Утром же машина будет с "пустым баком" и где ее заправлять? Я ж даже до заправки, то есть зарядки, не доеду. Ладно, буду решать проблемы по мере их наступления.

Зеркальное чудо забирал в «РОЛЬФ Алтуфьево», индикатор заряда стоит в положении "под завязку". Конечно, по дороге домой отжигал по-полной - мало того, что привлекаю внимание и разгоняется она по ощущениям очень резво, так еще и все пропускают, чтоб рассмотреть. Да и протиснуться на этой неширокой малепусечке среди машин можно почти где угодно. Активный режим съел 40 километров зарядки, примерно в 2 раза больше реально пройденного пути. Вспоминаю, что недалеко от дома есть дилер Митсубиси, а любой дилер обязан обслужить автомобиль. Зарядка разве не обслуживание? Вот и проверим.

Понятно, что просьба зарядить авто - нестандартна и решиться без согласований и созвонов не может. Сначала получаю отказ: "У нас нет зарядки". Мне даже начинают искать адрес ближайшего "Рольфа" - во всех из них стоят специальные зарядочные станции. Но мне до "Рольфов" далеко, если бы меня смогли заряжать именно здесь - до дома то пешком, это сильно бы облегчило мою будущую автоэлектрическую жизнь. Напоминаю, что его можно заряжать от розетки 220 вольт - в комплекте есть длинные провода, много шучу и улыбаюсь. У меня получается.

И тут появляются первые "но". Использовать дилера как ночную заправку не получится - полная зарядка от розетки занимает 8 часов. Они не могут оставить подключенный в сеть автомобиль по правилам безопасности, когда никто в помещении не работает. А значит выдернут в 9 вечера и снова воткнут в 8 утра. Ничего не поделать, соглашаюсь. Заберу вечером следующего дня. О цене так же будет известно завтра. Продавать электричество дилер не может - у него нет на это лицензии, счет будет "за обслуживание". Оформляю бланк заказа и отдаю ключи.

"i MiEV" расшифровывается как инновационный электромобиль Mitsubishi. Психология людей, страх остаться с пустым аккумулятором - одно из препятствий распространения этой инновации. Мы пока не привыкли следить за батареей автомобиля, но тем не менее спокойно пользуемся мобильными телефонами и каждый вечер ставим их на зарядку. Да, сейчас электромобиль кажется необычным, странным, может быть, даже немного пугающим, но уже через несколько лет наше отношение к ним сильно изменится.

День 2, суббота.

- 300 рублей, - говорит мастер, отдавая бумаги и ключи.

- Так ведь вы меня только наполовину заправляли, я ж к вам не пустой приехал?

- А это все равно.

С любого уровня до полного - 300 рублей. Прикинув, что 300 рублей за 80 километров это дороже бензина, решаю искать другие способы, оставив этот на крайний случай. Ставлю 11 подписей на 7 бланках, иду в кассу, принимаю автомобиль, оформляю пропуск на выезд. В принципе, привычная и не напрягающая процедура. Но только когда забираешь авто из ремонта, а вот чтобы просто заправиться… Да и заправляться мне придется в семь раз чаще обычного.

Как потом оказалось, этот дилер не был авторизован на продажу электромобилей, потому и возникли такие затруднения.

Вечером лезу в Яндекс за картой двадцати с чем-то электрических заправок - мне же говорили, что они есть по всей Москве. Безуспешно. Из архивов новостей узнаю, что зарядные станции устанавливает компания "Револьта". Долго изучаю их сайт - данных с адресами нет нигде! В выходные телефон не отвечает - катастрофа. Конечно, можно позвонить в "Рольф-Импорт" и мне расскажут, но я хочу все сделать сам. Случайно нажимаю на подменю "Личный кабинет" и, о чудо, вижу карту!

Станции заряда бывают двух типов - обычные восьмичасовые и экспресс, заливающие "под горловину" всего за 20 минут. Понять где на карте какая невозможно. Регистрируюсь на сайте Револьты, указываю марку машины, свою и девичью фамилию матери и даже свой пол, ставлю галку под пустым пользовательским соглашением (в настоящий момент оно уже есть) и… ничего не происходит. Ни письма, ни сообщения на экране.

Существуют два типа станций, отличающихся по мощности и скорости работы. Первый - бытовой, в нем около 4,5 кВт, как у двух электрических чайников, он заряжает машину от обычной розетки на 220 вольт за 8 часов. Второй вид - на 500 вольт, трехфазные 50-ти киловаттные экспресс-станции - 28 чайников, наполняющие батарею за 20 минут. Затраты на 1 км пробега обычной машины (при цене бензина 28 рублей за литр) составляют 2,3 рубля. "i MiEV" проедет то же расстояние за 58 копеек (при тарифе 3,8 руб. за 1 кВт/ч). Разница четырехкратная. Но если учесть, что большую часть времени электромобиль заряжается по ночному тарифу, то при пробеге за год в 25 000 километров, на электричество будет потрачено всего 5600 рублей. Бензиновое авто обошлось бы 65 тысяч.

Конечно, энергокомпании очень заинтересованы в развитии электромобилей. Но совсем не из-за дополнительных доходов, которые им могут принести продажи киловатт-часов. Главная выгода - "дозагрузка распределительных электросетей". Пики нагрузки приходятся на утренние и вечерние часы, а в дневное и ночное время - это глубокие провалы. Скачки туда-сюда негативно сказываются на оборудовании, чреваты авариями и заставляют строить мощности с запасом. Электрокары выравнивают график нагрузки, делая его почти ровным крулые сутки, ведь,ночная зарядка машины сопоставима со средним потреблением домохозяйства днем.

День 3, воскресенье.

Сегодня у меня съемки на двух мероприятиях, маршрут: Крылатское - Тушино - Маяковская - Крылатское. К концу дня припаркую у дома севшую Батарейкку и уже не смогу съездить даже на подзарядку. Выход - заряжаться там, где снимаю. Конечно, если бы я жил в загородном доме или хотя бы в квартире на втором этаже, заправлял бы ее, вытянув кабель прямо из окна, но, к сожалению, восьмой этаж. Ребята из "Бойцовского клуба Ягуар" согласились помочь не раздумывая и, вытащив удлинитель, подключили к генератору своего автофургона. Правда при этом их микроволновка отказалась работать, но они махнули на эту мелочь рукой - "Тебе важнее!"

В "Долькабаре" "i MiEV" произвел фурор, хозяин заведения лично вытягивал кабель и втыкал вилку в розетку. Кстати, в этом заведении могут подзаправить не только Митсубиси, но и Айфоны с Макбуками - в кафе есть зарядки для клиентов. Серега, спасибо!

Тусклый тёмин Кукусик терялся рядом со сверкающей Батарейкой.

С ней и в ней сфотографировались, наверное, все блогеры, кто был на открытии Долькабара.

К концу дня родилась шутка

- в этой машине нужно ездить в майке с надписью:

- Да, электрическая

- 70 километров

- 8 часов или 20 минут

- Плёнка

- Не останавливают

- 135 км/ч

- Раз 30 за день

Тем не менее, проблема с зарядкой так и не решена, хотя прошло уже три дня. Вся надежда на понедельник.

Спереди двигателя нет,  электромотор мощностью 64 л.с. прячется сзади. В подкапотном пространстве только емкость для омывайки, дополнительная маленькая батарея и другие важные мелочи.

Вечером объезжаю в своем районе рестораны и автомойки, предлагая прекрасный вариант: я вам оставляю замечательный show car и eye stopper перед заведением, вы мне - розетку на вечер. Не перезванивает никто.

Существующие электрические сети строились как система односторонней передачи энергии: генерирующая станция --> потребитель. Но с развитием собственных альтернативных источников - солнечных батарей, ветряных станций, у потребителя появилась возможность накапливать и даже продавать(!) излишки электроэнергии. Такая технология называется интеллектуальная электросеть Smart Grid. Электромобили в нее прекрасно вписываются, ведь они являются "естественными" и уже очень скоро массовыми накопителями энергии. Объясню. Уже сейчас, правда в Японии, можно зарядить"i MiEV" дома по ночному тарифу (выравнивание пиков), доехать до работы, подключиться в сеть бизнесс-центра и продать с наценкой по дневному тарифу излишки энергии офису. Естественно, оставив себе необходимое количество на обратную дорогу. Но и это еще не все! Атомные и электростанции ночью работают вхолостую - у них нет потребитлея. На большие расстояния, в другие часовые пояса, передавать электричество очень дорого. Подержанные аккумуляторные батареи, снятые с электромобилей не выбрасываются и не утилизируются. Они еще могут работать, хоть и на 50% мощности. Из них строятся огромные и невероятно дешевые (все равно же выбросили) блоки накопителей энергии, той, что ночью пропадала. Сняли старый аккумулятор - подключили к системе. 

Photo by logra - японец продает электричество из "i MiEV" своему офису.

День 4. Понедельник.

В "Револьте" снимают трубку. Оказывается, просто так зарядиться на их станциях нельзя, нужно получить специальную карточку с RFID-чипом. Ее необходимо забрать в офисе, там же установлены две станции.

- На зарядку что-ли? - спрашивает охранник, увидев автомобиль, - Так я тебя не пущу. Они какой-то там договр на аренду машиноместа не подписали. Оставляю Батарейку за воротами бизнесс-центра, поднимаюсь в офис.

Плачу 200 рублей за карту, эта сумма попадет на мой счет, но сейчас все зарядки работают бесплатно. Мне показывают на макете как ими пользоваться.

Ближайшая экспресс-станция находится на территории МОЭСК - Московской Объединенной Электросетевой Компании. На вопрос можно ли там заряжаться круглосуточно, получаю совершенно разные ответы. Даже охранник на шлагбауме МОЭСКа затруднился сказать, откроет ли он мне въезд ночью.

Четыре столбика зарядок двух типов, какая из них экспресс - непонятно. Звоню в "Револьту", получаю объяснение.

Оказывается это та, что с надписью "Stop by charge error".

- Ууу… - услышав мой повторный звонок, выдыхает техподдержка, - с этой ошибкой она не будет работать. Попробуйте другую станцию.

Индикатор в моей машине говорит, что проехать я еще могу совсем немного километров. Решаю постоять хотя бы часок на медленной зарядке. Но и тут облом - карточка не хочет открывать дверку с разъемами.

- Так вам же карту нужно было активировать на сайте, - радует меня знакомый голос в трубке.

С телефона сделать эту процедуру не получилось, пришлось лезть за ноутом и модемом. Как хорошо, что я их взял с собой!

- Ребят, активировал, все равно не открывается.

- А… Вы же на сайте "Револьты" регистрировались? Ну так у нас с МОЭСКом разные базы, они еще не обновились. Договариваюсь, что мне их обновят вручную и еду в "РОЛЬФ Юг", по пути познакомившись с телеведущей популярного канала. Она тоже на электрокаре!

Как хорошо, что почти весь Ленинский проспект под горку - можно подзарядить Батарейку, на спуске машина работает в режиме рекуперации, то есть заряжается. Сворачиваю к дилеру, на приборах - 2 километра до полной разрядки. Еле-еле дотянул.

- Карточка у вас есть или дать нашу? - предлагает девушка на ресепшн. 

- Подождите минутку, сейчас отгоним наш автомобиль. Мы его туда ставим, чтобы машины клиентов станцию не заставили - места для парковки всегда не хватает… - А ночью как же?

- Точно так же, приезжайте - отгоним.

- Блин!!! - вырвалось у меня, когда я увидел сообщение об ошибке на дисплее зарядки. Звоню на номер, который уже успел занести в контакты. Видимо мне на него придется в этом месяце звонить часто.

- Что там написано? Не волнуйтесь, это уже другая ошибка, вам нужно…

Я кручу рычажки, держу нажатыми несколько секунд нужную комбинацию кнопок. Аааа! Я ее хакнул! Почему-то мне кажется, что знание как перегрузить станцию экспресс-зарядки делает меня особенным. Дотягиваю кабель до лючка в машине, подсоединяю разъем, прикладываю карту, которая признается системой (ура, базы обновили!), следую указаниям на мониторе и… ничего не происходит! Смотрю на часы - без пяти шесть вечера, еще есть шанс, что в техподдержке ответят. Оказалось, что я не сумел правильно подсоединиться к разъему: воткнуть - нажать рычаг - надавить от себя, чтоб гофра сжалась. Станция тонко засвистела электричеством, побежали цифры киловатт, проценты заряда и время до окончания - 20 минут.

Больше приключений не было. Конечно, всех этих трудностей можно было избежать, если бы я взял Батарейку в будний день, получил инструкции у дилера, почитал интернет в конце концов. Но я все хотел узнать сам. Заправка в "РОЛЬФ Юг" меня полностью устраивала, от нее до дома 18 километров. Оставшихся 60-80 вполне хватало на распланированный день. Почти ежедневно я заезжал на станцию, получал бесплатный кофе за чекин и сидел полчаса в кафе с бесплатным же вайфаем для клиентов. Красота! За месяц я потратил на электричество всего 500 рублей. 300 за первую зарядку и 200 положил на карту. Но мог бы и вообще ничего не платить.

Сам автомобиль очень приколен. Благодаря крутящему моменту электромоторов он очень резво "прыгает" как с нуля, так и с 80 километров. Он очень маленький, но при этом очень устойчивый - низкий центр тяжести и большой вес 1400 кг. И абсолютно (!) бесшумный, настолько, что создается впечатление, что едешь в машине представительского класса. Правда и пешеходы его тоже не слышат.

Ситуация с первыми электромобилями один в один похожа на историю сотовых телефонов - в свое время мобильник тоже был редким устройством с заоблачной ценой, а сейчас каждый ребенок в песочнице роет ямку Айфоном.

Конечно, 80 километров - мало (экспресс заряжает только до этой цифры, медленная до 100 километров пробега), ну или хотя бы была зарядка в шаговой доступности, но со временем их обязательно станет больше.

В странах, где электрокары пользуются господдержкой, популяризация идет сама собой. Их владельцы помимо льгот и субсидий получают так называемое немонетарное стимулирование. Им разрешено ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатно въезжать в центр города, безвозмездно парковаться на платных стоянках и задаром ездить по платным дорогам.

В Париже, например, для электромобилей есть специальные места с зарядкой на парковках, которые никто кроме них занять не может. В некоторых странах им выделены лучшие места у входов в супермаркеты.

Да, Mitsubishi "i MiEV" пока очень дорог - 1 799 000 рублей. Но еще несколько лет назад он стоил совсем заоблачно. Тяговая аккумуляторная батарея - самая дорогая его часть - 50% от всего электромобиля. Но технологии совершенствуются и уже очень скоро мы реально сможем их купить и комфортно использовать. 

Photo by logra

Официальный сайт Батарейки "i MiEV" http://www.idrivefuture.com/

Специальное спасибо Сергею Черненко, менеджеру по связям с общественностью «MITSUBISHI MOTORS», согласившемуся предоставить редакции "НедоСМИ" автомобиль для тест-драйва.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+24

 

   

Комментарии (27)

  • Nera
    Nera 06 декабря 2012

    Занятный материал.

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    +1 давно не читал с таким удовольствием статьи на ридусе.

    особенно прикольнуло как японцы днём продают "ночное электричество", думаю лет через 10 и у нас так будет и стоить будут машины по 600 т р и ездить по 1000 км.

    Ответить
    0 +
  • Security XIII
    Security XIII 06 декабря 2012

    По стоимости пока что нет, а вот по пробегу - пожалуйста!

    cnet.com.au/electric-car-goes-1000km-on-one-charge...

    Ответить
    0 +
  • Bubbi
    Bubbi 06 декабря 2012

    Ценник конский, конечно за такое авто. Практичность под вопросом во время зимы. В первом же сугробе высадишь весь заряд, буксуя.

    Ответить
    0 +
  • rom
    rom 06 декабря 2012

    Не только ценик,а сколько урона наносит акая машинка экологии,вернее создание аккумуляторов для нее

    Ответить
    0 +
  • rom
    rom 06 декабря 2012

    Будущее за машинами на водороде,но нефтемагнаты вряд ли дадут "разрешение" на их производство

    Ответить
    0 +
  • Security XIII
    Security XIII 06 декабря 2012

    Для производства водорода, равно как и бензина, нужна огромная инфраструктура, которая расходует электричество - как во время производства, хранения, так и во время доставки, распространения. Это всё менее эффективно и невозобновляемо, чем прямое использования электричества посредством аккумуляторов и/или суперконденсаторов. Кстати, насчет водорода, какраз нефтемагнаты и подняли эту тему (см. документально-художественную киноленту Who Killed The Electric Car а также Revenge Of Electric Car), среди которых Shell - водород для них просто новая игла, на которую они спешат подсадить людей. А люди только и рады, не разбираясь в предпосылках и эффекта таких действий.

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 06 декабря 2012

    Все понятно, аккумуляторы литиевые.
    Интересно, сколько в них останется энергии после стоянки на улице зимой, в февральские 30-градусные морозы? :)

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    Этим аккумуляторам пофиг на мороз - не влияет на емкость. Но, блин, печка будет отъедать еще 20 километров пробега

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    с блога автора

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 06 декабря 2012

    Небо упало на землю? Изобрели аккумулятор, эффективно работающий в мороз? Дайте две!

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    в нормальных цивилизованных странах много его изобрели, а в третьесортных только трубу откуда выкачивают народные богатства

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    правда пока этот аккумулятор стоит 900к рублей

    Ответить
    0 +
  • Security XIII
    Security XIII 06 декабря 2012

    Изобретать ничего не нужно - достаточно посредством энергии аккумуляторов и печки на 50-200 Вт (хотя, конечно, зависит от блока аккумуляторов) подогревать аккумуляторный блок, плюс нужно обеспечить ему хорошую термоизоляцию от внешней среды. Стоимость такого решения включая цену печки - 200$. Вот и все.

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 06 декабря 2012

    Давайте логически продолжим?
    А летом-то его придется в таком случае уже охлаждать, то есть к нему надо подводитьтрубки испарителя кондиционера, не так ли (в случае хорошейтеплоизоляции)? Думаю, ткое решение уже болше $1000 будет.
    А теперь бы знать - как там не в фантазиях, а на деле.

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 07 декабря 2012

    фейспалм, охлаждать аккумулятор?
    откройте учебник за 7 класс по физике почитайте параграф о трении

    Ответить
    0 +
  • bagdasar1
    bagdasar1 06 декабря 2012

    я на первом этаже живу, никуда на зарядку ездить не нужно. Дайте две.

    Ответить
    0 +
  • 0Bpar
    0Bpar 06 декабря 2012

    Имхо, в России электрокары не приживутся. С падением температуры, ёмкость аккумуляторов так-же резко уменьшается вдвое. Из этого надо исходить. Это не мобильник, который можно сунуть по-глубще к телу.

    Ответить
    0 +
  • Security XIII
    Security XIII 06 декабря 2012

    Не вдвое, а на 20-30%, и этот процент можно довести до 10, если использовать самоподогрев аккумуляторов, см. выше.

    Ответить
    0 +
  • Lemon Spark
    Lemon Spark 06 декабря 2012

    Хотет. Хотя производство электрокаров вредное и не экологичное, все равно хотет.

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    очень толсто,
    еще скажи деревья вредны

    Ответить
    0 +
  • Lemon Spark
    Lemon Spark 06 декабря 2012

    Батарейки они полезны для природы? Из экологически-чистых материалов производятся. Отлично утилизуются, ага.

    Ответить
    0 +
  • Активист
    Активист 06 декабря 2012

    У меня такая же, только турбовая :)
    a.d-cd.net/96bb95u-960.jpg

    Ответить
    0 +
  • mancunian
    mancunian 06 декабря 2012

    может быть лет через десять будет комфортно ездить по Москве, но опять таки за МКАД скорее всего можно будет выезжать лет через 25-30

    Ответить
    0 +
  • Эрик Картманез
    Эрик Картманез 06 декабря 2012

    я все таки думаю что к через 10 лет можно будет ездить без подзарядки 1.000 км

    Ответить
    0 +
  • Security XIII
    Security XIII 06 декабря 2012

    Уже сейчас можно :) Только - пока что - довольно дорого. Аккумулятор на 1000 км обойдется минимум в 50 тыс. долл.

    Ответить
    0 +
  • Security XIII
    Security XIII 06 декабря 2012

    Статья замечательная! Автор, спасибо за подробности и комплексный подход. К сожалению, очень многие пишут об электромобилях, совершенно не разбираясь в тонкостях. Вы не из таких :) Такую бы статейку ещё о Nissan Leaf...

    Ответить
    0 +