Мигранты — попытка социального исследования
- 01 февраля 2012 18:46
- Редакция
Фотограф Денис Синяков из агентства Reuters рассказал о том, почему он выбрал для своего проекта тему мигрантов и с какими проблемами столкнулся во время своей работы.
Я уже не помню, когда в Москве не было мигрантов. Когда я приехал сюда в 1997 году, они уже были здесь.
Мигранты из Средней Азии начали появляться в столице более 20 лет назад, с началом распада Советского Союза. Некоторые из приезжих бежали от гражданских войн, большинство – от плохой экономической ситуации у себя на родине. Переезд в Россию не являлся безоговорочным спасением для мигрантов, но здесь они могли заработать немного денег и отправить их своим семьям. Экономической ситуации в России и сейчас не позавидуешь, однако тут было все-таки лучше, чем там.
Москвичи привыкли жить рядом с мигрантами, привыкли считать их низкоквалифицированными рабочими, привыкли относиться к ним как к уличным уборщикам, грузчикам, дешевой рабочей силе на стройплощадке. Люди привыкли называть их «чурками» и "черными", и не видят в этих словах ничего дурного. Жители Москвы вообще не слишком терпимо относятся к иностранцам, к приезжим из других российских регионов и к мигрантам из Средней Азии, но только последних в столице не стесняются публично оскорблять.
Перед тем как я начал снимать эту историю, я видел следующую сцену: в жаркий июльский день две женщины спорили о собаке, принадлежавшей одной из них и плескавшейся с детьми в реке. В той же самой реке купались выходцы из Таджикистана, примерно половина от общего числа купальщиков.
Женщины долго кричали и спорили о том, насколько гигиенично пускать собаку купаться с людьми. Свидетели их ссоры решили присоединиться к обсуждению, и в результате приняли сторону владелицы собаки, мотивируя это тем, что в воде и так уже купаются «черные», и от собаки вода грязнее не станет. «Черные», которые, к слову, были покрыты загаром только на шее и предплечьях, молча слушали, как их обсуждают, и продолжали плавать, стараясь не обращать внимания на происходящее. Все привыкли к такому отношению, но я испытал глубокое чувство стыда.
Я хотел бы это сфотографировать, но неприязнь местных жителей к иммигрантам часто неосязаема, она преподносится как часть менталитета. Однако есть много аспектов, которые отражают ворох проблем с демографической ситуацией в России начала XXI века.
Те, кто работает с мигрантами, думают, что трудящихся в Москве и Подмосковье азиатов около 8-12 миллионов. Российские власти утверждают, что их меньше миллиона. Несовпадение этих оценок порождает ряд вопросов. Дело, в частности, в том, что большинство граждан бывшего СНГ не нуждаются в визе для того, чтобы прибыть в российскую столицу. Мигрантам необходимы разрешения на работу, но их можно получить при помощи взяток. Давать разрешения на работу «втемную» выгодно российским властям: помимо прибыли, это помогает скрыть реальное количество иностранных рабочих.
Демографический спад и шок от рыночных преобразований 1990-х годов привели к нехватке рабочих кадров. Россия успешно торгует собственными недрами, но людских ресурсов экономике не хватает, и мигранты заполняют собой эту нишу.
Во время съемок я часто сталкивался с неожиданными проблемами. Например, на своем опыте я знаю, что на своей собственной земле азиаты невероятно любопытны, и с удовольствием общаются с журналистами. Однако в Москве они чувствуют враждебность окружающих и редко идут на контакт. Единственное, чего они хотят – чтобы их оставили в покое.
«Мы приехали сюда работать» и «с нами все в порядке» - их стандартные ответы на любые вопросы. Они боялись, что я работаю на полицию или на миграционную службу. Они как будто забывали о том, что есть люди, которых действительно интересует их образ жизни и проблемы, с которыми они сталкиваются.
Большинство мигрантов, с которыми я говорил, собираются уехать из России, а свой приезд сюда они расценивают исключительно как способ заработать деньги. Столичные вокзалы регулярно отправляют нелегалов на родину, но на их место с той же регулярностью прибывают их соплеменники.
Помимо выработавшегося неприязненного отношения к мигрантам в обществе, в Москве растут националистические настроения. Прошлогодние волнения на Манежной площади еще сильнее обострили конфликт. Выходцы из Центральной Азии стали легкими мишенями из-за своей внешности и мусульманской веры, и воинствующий исламский сепаратизм подарил убийственный аргумент всем тем, кто стремится подорвать доверие к мусульманам.
Религиозные различия еще больше разделяют москвичей и приезжих. Мигрантам сложно поддерживать традиционные семейные узы из-за своего переезда, часто в Москве рождаются дети в результате союза приезжей азиатки и русского мужчины, что непростительно по мусульманским обычаям. Я посетил приют для матерей-мигранток, но даже в этом на редкость приятном месте врачи и преподаватели спрашивали меня, почему мы должны заботиться о них, обучать мигрантов и их детей, когда мы часто отказываем в подобном внимании жителям тех же самых пригородов.
Сохранение этого источника дешевой рабочей силы - непременное условие для современной экономики России, хотя нынешние власти совершенно не заботятся о правах и потребностях приезжих. Но несмотря на все проблемы, поезда продолжают везти все новых и новых азиатов, устремившихся в Россию в поисках любого заработка.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: