Мир в лампочке: как мастер поместил детальные диорамы в необычные сосуды
- 05 сентября 2020 12:15
- Данила Белов
Чего только не придумают по-настоящему увлекающиеся своим хобби люди. Если человек нашёл себе дело по душе, то он всегда сможет найти способ превратить его в бизнес и наслаждаться своей работой. Так и Артём Бабакин свою любовь к моделированию смог превратить в весьма необычный коммерческий проект.
Проживающий в Запорожье молодой человек, с детства увлекался авиамоделированием, а со временем в нём проснулся интерес и к стендовому моделированию. Как он отметил в беседе с гражданским журналистом «Ридуса», по завершению вуза он понял, что перспектива работы на заводе приведет к гибели его увлечений, поэтому принял решение развивать стендовый моделизм в Украине.
«В 2012-м году, изучая доски объявлений, я заметил редкие модели самолётов в масштабе 1/700. Без раздумий выкупил весь лот, который насчитывал 36 моделей. Что с ними делать, я ещё не знал, но покупкой остался доволен. Несколько лет я размышлял над сюжетом диорамы с этими самолетами, но все варианты были успешно отклонены. В 2015-м году я в составе команды от университета поехал на финал Европейских инженерных соревнований (EBEC) в Португалию. И мне захотелось изготовить миниатюрный сувенир для команды победителя», — рассказал собеседник.
По его словам, идея разместить самолет в лампочке пришла к нему в голову внезапно. Тогда он и осознал, что таково будет истинное предназначение этих моделей. Именно с этого момента началась история его бренда «One Story Sphere».
«Первый сюжет был пробный, собрал его в 30-ваттной лампочке маленького размера. Я не изучал теорий о создании кораблей в бутылках, не смотрел видео, не читал обучающих статей. Я шёл напролом, мои руки выполняли работу на интуитивном уровне. В первой лампочке я совершил ряд ошибок, а осознав их, принялся за изготовление следующего сюжета».
Как отметил Бабакин, лампочка и отправилась в португальский город Порто. Преодолев около 5000 км по воздуху, железной и автомобильным дорогам, она невредимая добралась в пункт назначения. Однако, к сожалению, уже на месте перед вручением она дала трещину.
«Тогда я понял, что для столь хрупких вещей необходима особая упаковка. По возвращению, со своим старшим братом принялись за проектировку безопасной упаковки. На что у нас ушло более шести месяцев. Мы перебрали множество конструкций с использованием разных материалов и конфигураций».
По словам мастера, первые свои модели он начала создавать ещё в школе: на протяжении 10 лет с 4-го класса он профессионально занимался авиамоделированием. Он создавал действующие модели самолётов, которые длинной в 700 мм и с размахом крыльев в 550 мм при весе всего 1,2 гр летали около 20 минут. С ними он участвовал в разных соревнованиях, где использовался резиномотор.
Параллельно с этим он уже создавал действующие модели-копии самолётов. Они и продемонстрировали внутреннее желание повторять реальные прототипы в миниатюрных масштабах.
«Для меня основной источник вдохновения — культурная или историческая значимость. В таких сюжетах важно проработать мельчайшие детали, так как только тогда работа будет вызывать не вопросы, а восхищение. Лампочки — это лишь часть моего увлечения. Основная тематика в которой работаю — диорамы в масштабе 1/35. Самый сложный проект в моей практике — зимняя диорама с элементом ангара, на создание которой ушло девять месяцев работы».
В данной работе, как указал Бабакин, в металлоконструкции крыши сымитировано 1600 болтовых соединений, а стены ангара полностью изготовлены самостоятельно и состоят из 12 слоёв пластика. Также тут реализована внутренняя и внешняя подсветка ангара с двумя режимами работы.
Работа над моделями в лампочке и обычными диорамами у Бабакина идёт постоянно. Так, например, путешествуя в различные места, он собирает различные элементы почвы (песок, камни и т.д.). Делает он это ради того, чтобы с использованием этих материалов получился не только красивый сюжет, но и аутентичный.
«Если события в сюжете происходили на юге Испании, значит песок использую с побережья южной Испании и т.д. Конечно, сделать это получается не всегда, если почвы из конкретной местности у меня не имеется, то подбираю приближенный вариант. Эта составляющая несет большую энергетику, и является особенностью проекта».
Сборка модели в лампочки всегда, по признанию моделиста, начинается с тщательного подбора сосуда.
«На этапе разработки, я провел анализ всех доступных на рынке производителей ламп накаливаний. Проверяя стекло на наличие заплывов, его цвет, толщину стенок, чистоту литья и внешний вид. Большинство ламп имеют сильные заплывы, которые искажают предметы внутри. К счастью, мне удалось отыскать лампы французского производства, которые не имеют вышеперечисленных недостатков. А для цоколя лучшим вариантом оказались лампочки белорусского производства с черной изоляционной смальтой».
Бабакину потребовалось испортить более 50-ти лампочек,тобы научиться правильно отрезать цоколь и зачищать стекло. В этом деле, как он говорит, помогает только практика и послушный инструмент. Зачистка торца стекла — самый важный момент. Необходимо исключить наличие сколов, которые спустя месяц обязательно дадут трещину и работа будет испорчена. В выявлении этих дефектов мастеру помогает увеличительная линза и яркий источник света.
«Определённого алгоритма по сборке лампочки нет, для каждого сюжета используется свой подход и свои материалы. Расскажу на примере сюжета «Южная Дакота 1955 год». На данный момент, эта лампочка является самой сложной в плане изготовления. Конструкция здания состоит из 48-ми деталей, которые вырезались на лазерном станке. Только на их проектировку ушло две недели. Сборка здания осуществлялась внутри лампочки, это было настоящим испытанием. Позиционировать детали одним пинцетом крайне сложно. Эта задача усложняется тем фактом, что любое соприкосновение пинцета с торцом лампочки может привести к образованию трещины. В этом сюжете, как и в других диорамах, заложен скрытый смысл. Расположение всех персонажей, деталей, машин, предметов и техники не случайно, а тщательно продуманно. На изготовление этой лампочки ушло шесть недель».
Исторический сюжет «Побережье Норвегии 1940-й год» потребовал уже 2 недели работы от мастера. Его он делал на основе снимка, последовательно копируя все элементы с него. Создание этой работы он заснял на видео.
«При создании этого сюжета «Побережье тропического острова» пришлось переделывать три готовых побережья. Некоторые из использующихся материалов вступали в реакцию, вспенивались и приходилось начинать сначала. В основании диорамы используется песок с побережья Атлантического океана. Камень, в сюжете — это глыба, взятая на вершине Ушастого камня на высоте 1864 м (Карпаты). Этот сюжет изготавливался на протяжении 4-х недель».
Заказчиками диорам в лампочках, как отметил Бабакин, являются люди, желающие подарить близкому человеку яркий и памятный подарок, который помимо восхищения миниатюрностью сюжета будет нести в себе смысл, скрытый от посторонних. Средняя цена одной лампочки составляет 200$ и зависит от сложности сюжета.
«Несмотря на кажущуюся высокую стоимость, она таковой не является из-за высоких трудозатрат на производство одной лампочки. В пересчете на стоимость часа работы получатся 2-4$/час. Моя любимая работа — это диорама с разбитым Мессершмиттом. К созданию которой готовился более трёх лет».
Особая история у Бабакина связана с работой по мотивам сериала «Игра престолов». Лампочка с этой диорамой прошла опасное путешествие ради того, чтобы принять участие в эффектной фотосессии.
«Зимой 2019-го года мы с другом отправились в пеший горный поход, где запланировали отснять среди снежных гор лампочку с сюжетом из «Игры престолов». Уже в начале пути у нас возникли проблемы. Дорога на поезде из Запорожья к горам в одну сторону занимает 35 часов. Подъезжая к стартовой точке похода, у меня появились симптомы аппендицита. Передать эти чувства сложно. Было решено отправиться в районную больницу, где, к счастью, хирург не подтвердил мои подозрения. Но пришлось менять маршрут и день был потерян, а резкая боль в животе не покидала меня, а только усиливалась».
В какой-то момент вновь стал вопрос о прекращении подъёма, но судьбу решил бросок монетки — подъём продолжился. Однако невидимая сила решила поставить окончательную точку в этом вопросе следами медведя с медвежатами на чистом белом снегу.
«Продолжать восхождение по следам медведя — равносильно самоубийству. В это время они только начинают выходить из спячки и находятся в особо голодном состоянии. Собрав оставшиеся силы мы бросились спускаться вниз горы».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: