Московский метрополитен: мистика ономастики
- 04 декабря 2013 09:22
- Юрий Дмитренко
По историческим меркам Московский метрополитен совсем молод - ему всего-то 78 лет, возраст человека. Но даже небольшая часть его истории - история наименований-переименований станций - уже впечатляет. Особенно своей запутанностью и нелогичностью.
Взять, например, станцию "Красные ворота". При основании в 1935 году ее назвали в честь Красных ворот - ну был такой объект в этом месте когда-то. В 1962 году ее переименовали в "Лермонтовскую" - недалеко от вестибюля станции находился раньше дом, где родился великий русский поэт. А на заре "перестройки", в 1986 - вдруг обратно: в "Красные ворота". Чем не угодил Лермонтов строителям "новой" жизни? Здесь, похоже, станции вернули историческое название. Кстати, станций, которым было возвращено их первоначальное название, в метро всего две. Помимо "Красных ворот", это - "Охотный ряд" (переименовывался аж четырежды).
Переименовали и другие станции в это переходное непонятно к чему время - 1986-1990 годы - "Кировскую", "Дзержинскую", "Проспект Маркса", "Калининскую", "Щербаковскую", "Колхозную", "Площадь Ногина", "Ждановскую", "Ленино". Со схемы метро убирали имена советских деятелей? Не очень последовательно, да и люди это были разные. Маркс и Ленин - не ровня, скажем, убитому вождю ленинградских рабочих Кирову или московскому "мэру" времен Великой Отечественной Щербакову. Некоторые имена, на мой взгляд, можно было бы и оставить, тем более что строившиеся в советское время станции носили их изначально. Названия двух станций стали жертвами разоблачения сталинского "культа личности": с переименованием одноименного завода в 1956 г. станция "Завод имени Сталина" превратилась в "Автозаводскую", а "Сталинская" в 1961 году стала "Семеновской". Кстати, вестибюль последней построен в военном 43-м в грузинском стиле и к историческому селу Семеновскому не имеет никакого отношения - еще раз подчеркиваю следование властей политической конъюнктуре.
Время хрущевской "оттепели" - еще одной катастрофичной для страны "перестройки" - дало еще несколько интересных переименований. В 1957 году станцию "Дворец советов", носившую название восьмой высотки Москвы, которую так и не удалось построить на месте снесенного Храма Христа Спасителя, назвали именем философа-анархиста князя Кропоткина, очень почитаемого большевиками. А станция "Охотный ряд" носила с 1955 по 1957 год имя Лазаря Кагановича - бывшего хозяина Москвы, имени которого до этого был весь Московский метрополитен. После этого - стал имени Ленина.
А вот чехарда со станциями Арбатско-Покровской линии "Измайловская" и "Измайловский парк", которые за год до низложения Хрущева переименовали... друг в друга, благополучно закончилась уже в наше время, в 2005 году. Станция "Измайловский парк" стала "Партизанской", поскольку на ней находятся статуи и барельефы на партизанскую тему времен ВОВ, а в Измайловском парке культуры и отдыха проходят встречи ветеранов партизанского движения.
Но это все, как говорится, присказка, а теперь сказка будет. Жутковатая и загадочная. Речь пойдет о станции Замоскворецкой линии "Войковская", открытой в 1964 году и носящей фамилию некоего Войкова. Для тех, кто не знает, Петр Войков (Пинхус Вайнер) - это палач, который лично участвовал в организации убийства семьи последнего российского императора Николая II и в заметании следов преступления: придумывал способы и подписал соответствующие документы. Отправленный большевиками в 20-х годах послом в Варшаву - другого применения ему не нашлось в силу полной его бездарности, - он был там пристрелен юным русским эмигрантом Борисом Ковердой, казнен за убийства множества людей, как пояснил мститель.
На схеме московского метро осталось еще всего три имени революционных деятелей советской эпохи. Кроме столпа Ленина, это Фрунзе и Бауман. Оба умерли не своей смертью, не успев до конца проявить свои революционные "таланты". И - четвертый - Войков. Эта омерзительная личность выделяется даже среди не слишком, мягко говоря, гуманных революционеров.
Где же логика? Казалось бы, обозначение кровопийцы из пломбированного вагона должно было кануть в Лету со схемы метро вместе с Марксом, Свердловым, Дзержинским еще 5 ноября 1990 года - тогда оттуда исчезли также фамилии Калинина, Ногина, Щербакова, Горького, Кирова.
Вторая странность - поднимающаяся уже не раз тема переименования станции Войковская вот уже в течение 15 лет не получает завершения. Кому выгодно сохранение этого псевдонима на схеме метро, а также на картах Москвы, других городов России?
Может быть, это простое отечественное разгильдяйство. Но что, если здесь есть некий сакральный смысл, так же, как и в том, что до сих пор не убран с Красной площади мавзолей с мумией, построенный по образцу Пергамского алтаря - "престола сатаны"? Есть мнение, что, пока этот инфернальный символ находится в сердцевине нашей Родины, - России не возродиться. Там же, в кремлевской стене, находится и прах Вайнера-Войкова. Тени Ленина и его прислужника Войкова витают над Россией, не находя покоя себе и застилая солнце всем нам...
Про Ленина пока сказать ничего нельзя, а в отношении избавления от чего-нибудь "войковского" появилась некоторая надежда. В стране, где широко отмечено 400-летие Дома Романовых, присутствие псевдонима цареубийцы в названии станции метро, близлежащих проездов и улиц по всей России стало еще более странным, вызывающим. Министр культуры РФ Владимир Мединский недавно высказался за переименование объектов инфраструктуры, названных в честь революционеров, в том числе станции "Войковская".
Хочется верить, что нынешнее поколение российских граждан этого дождется. Пусть не оскверняют нашу многострадальную землю клички злодеев разных мастей и калибров. Пусть необъятные просторы России украшают фамилии деятелей культуры, ученых, инженеров и космонавтов, рабочих и хлеборобов, военачальников-победителей. Пусть освящают ее города и веси имена святых Божьих угодников.
Фотогалерея:
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: