Москва Мастера
- 12 февраля 2013 13:25
- ViktoriaNemo
Булгаков - один из немногих писателей, чьи судьба и творчество сплетаются в единое целое с жизнью конкретного города. Прожив в Москве всего 20 лет с 1921 по 1940 год, Булгаков прошел путь от безвестного журналиста журнала "Гудок" до автора романа "Мастер и Маргарита", который признан шедевром мировой литературы. "Булгаковская Москва" - это пространство, где жил сам автор и в которое поселил героев своих книг.
В 1921 году Булгаков переезжает в дом по адресу Большая Садовая 10. Ему достается комната на последнем этаже в "коммуналке" под номером 50. Именно в эту квартиру Михаил Афанасьевич поселил Воланда со свитой. Так же эта квартира запечатлена в ряде рассказов и фельетонов: "№13. - Дом Эльпит - Рабкоммуна", "Псалом", "Самогонное озеро", "Воспоминание…".
Некоторые жильцы квартиры под номером 50 станут прототипами героев булгаковских произведений. Так, по воспоминаниям первой жены Булгакова, проживала в этой квартире пожилая женщина, которую звали Анна Горячева. Женщиной она была склочной, со всеми ругалась и постоянно все роняла, по причине своего кривоглазия. Такое описание Анны Горячевой дает повод предполагать, что именно она прототип той самой Аннушки, пролившей масло.
Дом, в котором проживал Михаил Афанасьевич Булгаков был обречен на известность. Он был построен в 1903 году табачным магнатом Ильей Пигитом. Это был элитный доходный дом, где поселились художники Петр Кончаловский, Георгий Якулов.
Востребованность квартир в доме объяснялась его удачным расположением. Рядом с домом располагался популярный и дорогой театр Шарля Омона (современный концертный зал им. Чайковского), развлекательный сад "Аквариум", Триумфальная площадь с толпами извозчиков, на которых можно было отправиться на прогулку в загородные рестораны "Петровского парка". После революции все квартиры были национализированы и превращенны в "коммуналки". Булгаков прожил в этом доме всего три года с 1921 по 1924, но оставил самый заметный след в его истории.
В то время, когда Булгаков проживал в доме на Садовом, с домом граничил сад "Аквариум". Это один из старейших садов Москвы. В 30-е годы этот сад имел развлекательный характер, в нем проходили небольшие представления или просто играл оркестр. Здесь же часто бывал Булгаков. Сад описывается не в одном произведении Булгакова, к примеру в пьесе "Зойкина квартира" и в романе "Мастер и Маргарита". Но после войны территорию сильно урезали, отдав часть под строительство нынешнего Военного университета.
Прототипом театра "Варьете" из "Мастера и Маргариты" стал современный театр "Сатиры", который находится тут же на Большой Садовой. Здание театра было построено еще до революции и там располагался цирк братьев Никитиных. В 20-х годах в Москве было два госцирка, на Цветном бульваре и второй госцирк - цирк братьев Никитиных. Именно сюда профессор Преображенский предложил сводить Шарикова из романа "Собачье сердце". К концу 20-х годов цирк был преобразован в Московский мьюзик-холл. О цирковом прошлом здания напоминает купол, который виден с противоположной стороны улицы и круговая планировка помещения.
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина". Это совсем рядом с "нехорошей квартирой". Речь идет о прудах на Малой Бронной (в советское время они назывались Пионерским прудом). Если углубиться в историю Патриарших прудов, то становится понятным, что Блугаков не случайно избрал их местом действия, мистического романа "Мастер и Маргарита". Дело в том, что это место всегда имело дурную славу. Изначально на этом месте находилось Козье болото. В XVI веке ходили разговоры, о том что сам дьявол козьими копытами натоптал и оставил россыпь небольших лужиц. Территория болота была достаточно обширной и простиралась вплоть до современной Тверской улицы. В ХVII веке большой участок земли за пределами Москвы был передан церкви. А церковь, в свою очередь, решает создать Патриаршую слободу. Так как Козье болото, да еще и с сатанинской аурой, не вписывалось в Патриаршую слободу, то было принято решение произвести земляные работы и осушить его. Были вырыты три пруда, в которые стекла вода из болот. Естественно, три пруда в Патриаршей слободе получили название Патриаршие пруды. До наших дней сохранился только один, самый большой, пруд. Два более мелких были закопаны еще в XIX веке, когда Москву перестраивали после пожара 1812 года. Пруд был расчищен, вокруг него высадили сад. Зимой на пруду был популярный каток. Место стало популярным. Так нехорошее прошлое этого места кануло в Лету и напоминают о нем только названия близлежащих переулков, таких как Малый Козихинский или Трехпрудный.
Заходим на Патриаршие пруды тем же маршрутом, которым туда пришли литераторы из романа "Мастер и Маргарита". Приблизительно в этой части пруда стоял передвижной ларек "соки - воды", в котором литератрам продали абрикосовую. Дальше они направились по алее вдоль пруда и присели на лавочку. На лавочке к ним присоединился Воланд. Побеседовав с Воландом литераторы решили, что он ни кто иной, как шпион, и необходимо об этом доложить в соответствующие органы. Иванушка Бездомный остался на лавочке отвлекать Воланда, а Берлиоз вернулся к входу, через который они вошли. Миссию свою Берлиоз не выполнил, так как "Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал"
В романе упоминается вертушка, которая с играла роковую роль в гибели Берлиоза. Сейчас этих вертушек нет, а в 20-е годы их поставили на всех пешеходных зонах. Они предотвращали выезд недобросовестных, а порой просто безграммотных извозчиков на пешеходные зоны. Вот о такую вертушку Аннушка и разбила целую литровку масла, на котором подскользнулся Берлиоз и угодил под трамвай.
То что Берлиоз угодил под трамвай, это такая же мистика, как падающие с потолка червонцы. Дело в том, что на Малой Броной никогда не было трамвайных линий. Об этом говорит выписка из архива транспортного ведомства: "Управление организации пассажирских перевозок рассмотрело Ваше письмо с просьбой сообщить о работе трамвая в двадцатые годы по ул. Жолтовского, М. Бронной и ул. Адама Мицкевича. Сообщаем, что согласно имеющимся архивным документам и схемам линий городских железных дорог движение трамваев по интересующим Вас улицам организовано не было. Начальник управления И. М. Комов". Но есть и другие сведения. Считается, что в 30-е годы по описанному Булгаковым маршруту были проложенны трамвайные пути, предназначавшиеся для служебного пользования. Именно по этой причине сведения о них не сохранились на схемах.
Что бы понять куда нам двигаться дальше вернемся к произведению "Мастер и Маргарита". Когда голова Берлиоза покатилась по мостовой, Иван Бездомный начал преследование подозрительного собеседника. "Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке." Именно на Спиридоновку мы и отправляемся. Пройдя совсем не много по улице Спиридоновке, мы видим очень необычный особняк в готическом стиле. Этот дом считается одним из наиболее вероятных прообразов особняка Маргариты. Вот что пишет об этом Булгаков: "Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад." В настоящее время это дом приемов МИДа. Особняк был построен в 1890-х годах известным архитектором Федором Осиповичем Шехтелем по заказу не менее известного Саввы Тимофеевича Морозова для жены Зинаиды.
Продолжаем движение по улице Спиридоновке по пути следования Ивана Бездомного. Улица Спиридоновка заслуживает отдельного внимания, так как она тоже имеет свою мистическую историю. Это очень извилистая улица, она имеет массу крутых поворотов. Дело в том, что эта улица проходит вдоль русла ручья Черторый. Улица позже расширялась, ручей убрали в трубу под землю, но спрямить улицу так и не удалось. Так как ручей вытекал из Козьего болота, имевшего не хорошую репутацию, то и сам ручей считался не хорошим. Люди говорили "Извилистый, как черт рыл". Тут возникает мысль, что Булгаков не с проста поместил погоню Ивана Бездомного за дьявольской троицей именно на Спиридоновку.
Подходим к Никитским Воротам. Именно в этом месте дьявольская троица применила излюбленный бандитский прием - бросилась в рассыпную. Коровьев направился в сторону Тверской, Воланд - по Большой Никитской в сторону Кремля, а Кот Бегемот попытался "ввинтиться в трамвай". Иванушка поначалу опешил, но потом решил гнаться за Котом и побежал по бульварам. Прокладывая свой маршрут ровно по руслу ручья Черторый.
Добежав по бульварам до Москва-реки, где-то в районе Храма Христа Спасителя, Иванушка Бездомный искупался в ней. После купания он побежал в сторону Тверского бульвара, где находится Литературный институт им. Горького. В романе "Мастер и Маргарита" этот дом упоминается, как МАССОЛИТ. В действительности, во времена Булгакова, в этом здании размещался МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Быт писателей, описанный Булгаковым в своем романе, полностью повторяет обстановку царившую здесь в те годы. Там действительно был ресторан, в котором литераторы занимались всем чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Они добывали путевки в Ялту, выбивали себе дачи и т. п.
Во время купания у Бездомного украли одежду, а в исподнем он постеснялся бежать по светлым бульварам и поэтому бежал по переулкам. От Никитских Ворот мы отправляемся в переулки, по которым бежал Бездомный. В романе не описывается каким именно был его маршрут, но по утверждению Елены Сергеевны, третьей жены Булгакова, Бездомный бежал теми переулками, в которых они любили гулять, во время тайных встреч. А гуляли они от Большого Ржевского переулка, в котором тогда проживала Елена Сергеевна, в сторону Патриарших прудов или в сторону Арбата.
Мало у кого возникают сомнения что именно Елена Сергеевна стала прототипом Маргариты. На это указывает масса автобиографических вещей использованных в романе. Булгаков пишет про Маргариту, что она жила в шикарном доме, у нее была прислуга, что на не умела ставить примус, не знала нужды в деньгах, а муж ее был человеком государственного значения. Все это на 100% применимо к Елене Сергеевне. Потому что она проживала в отдельной шикарной квартире дома № 11 в Большом Ржевском переулке, у нее была прислуга, а муж ее был высокопоставленным военным.
Далее мы попытаемся восстановить маршрут полета Маргариты. Увы полностью восстановить его не получится, так как в 60-х годах прорубили улицу Новый Арбат. А переулки, ведущие в сторону Арбата, по которым гуляли Булгаков и Елена Сергеевна, безвозвратно утрачены.
До строительства Нового Арбата примерно посередине современной улицы находилась Собачья площадка. Это была площадь треугольной формы, окаймленная особняками. А название свое она получила еще во времена Ивана Грозного. В этом месте была слобода, в которой жили царские повара и те, кто обслуживал царскую охоту. Соответственно, на территории Собачьей площадки были псарни. Но уже в IXX веке это был район с богатыми особняками, сквером, позже был установлен фонтан с собачьими головами. Вот именно над Собачей площадкой и пролетала Маргарита. В романе об этом прямо не сказано, но Булгаков пишет, что Маргарита пролетала напротив нефтелавки. Нефтелавка в то время располагалась в одном из особняков на Собачьей площадке.
Дальше Маргарита вылетает на Арбат. Летит по Арбату, а за театром Вахтангова сворачивает в переулок. В конце переулка ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. В 20-х годах восьмиэтажный дом действительно выглядел громадиной среди малоэтажной застройки, но сейчас он выглядит скорее игрушечным. В этом можно убедиться, прогулявшись по Новому Арбату. Там по-прежнему стоит восьмиэтажный дом, ставший прототипом дома "ДРАМЛИТА".
Погрузиться в атмосферу послереволюционной Москвы, мне помог известный москвовед, один из авторов проекта Moscowwalks Александр Усольцев.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: