Москва стала полем боя уличных художников
- 26 февраля 2016 15:21
- Дмитрий Строганов, специальный корреспондент «Ридуса»
В 2013 году в столице прошел масштабный фестиваль «Лучший город Земли». В Москву тогда съехались многие известные уличные художники из разных стран мира, в городе появились 150 различных монументальных рисунков. В 2015-м часть работ уничтожили. Это и послужило поводом для встречи, прошедший год организаторы дискуссии назвали «черным периодом в истории московского стрит арта».
Исчезнувшие
Первой от «репрессий» пострадала работа «Медитация» аргентинца Гуаличо, ее закрасили, вернув стене обычный унылый вид. «Собственник здания был не против работы, но ей оказался недоволен арендатор здания. Вроде бы, она оскорбляла чувства верующих», — пояснила Сабина Чагина куратор Биеннале уличного искусства Артмоссфера.
По сходным причинам первоначальный облик вернули дому в Самотечном переулке, уничтожив работу «Высший взгляд» Анатолия Akue. «Ей были недовольны жильцы, вроде как изображенные на работе очки оскорбляли людей пожилого возраста», — отметила Чагина.
Голая стена ныне красуется и на месте рисунка команды «310» в проезде Апакова. По каким причинам ее убрали — не известно.
Впрочем, возвращение стенам унылого облика лишь полбеды. Нередко поверх работ известных уличных художников появляются новые рисунки. Так, например, произошло с монументальной росписью Алексея Luka. На ее месте теперь красуется реклама «Аэрофлота».
Стоит отметить, что наиболее гневные реплики и активное обсуждение вызвало даже не уничтожение рисунков известных художников, а то, что на их месте появляются изображения сомнительной художественной ценности.
«На месте стрит-арта, который стал новой городской достопримечательностью, возникли иные рисунки — пропаганда ГТО, ЗОЖ и традиционных ценностей, плакаты с патриотической тематикой. Вскоре город захватили рекламные граффити от брендов „Касперский“, „Yota“, „Аэрофлот“ и других», — гласил пресс-релиз мероприятия, озвученный на встрече.
«То, что на протяжении нескольких лет радовало наших жителей и гостей столицы, вдруг стало закрашиваться конкретной рекламой, причем исполнение данной рекламы от искусства далеко», — уточнил общественный деятель Вениамин Роднянский. Эксперты, принявшие участие в дискуссии, озвучили целый список работ, вызвавших их недовольство. Больше всего «досталось» рисункам патриотической направленности «сомнительной художественной ценности». В частности, горячее обсуждение вызвали работы молодежного проекта «Сеть», последняя из которых появилась в нынешнем январе на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской.
«Кухонный прибор» — это метафорическое изображение мира, а пираньи — мировые правила, которые созданы англосаксами. Человек, который контролирует кнопку — это аллегорическое прочтение роли Путина, который бросил вызов мировым правилам и однополярному миру. Владимир Путин — лидер, который впервые в новейшей истории поставил правила под сомнение, показал, что они несправедливы, могут быть не единственными и могут быть изменены. Он попал в самую цель, это подтверждается той беспрецедентной истерической атакой на него в международных СМИ, которую мы наблюдаем сейчас", — так описывают свою работу авторы на страничке в соцсети.
Эксперты, участвовавшие в дискуссии, таких аллегорий в этом рисунке не усмотрели, зато отметили, что «миксер» плохо выполнен с точки зрения композиции, не вписывается в архитектурный облик и может дать детям плохой пример: вызовет желание засунуть рыбок в кухонный прибор и нажать на кнопку. Представители «Сети» на эти обвинения ответить не могли. «Мы пригласили их на встречу, но они не пришли», — отметил модератор мероприятия. Пресс-секретарь «Сети» Анастасия Мельник по телефону ответила, что «никаких приглашений мы не получали, о дискуссии — не знали, а если у кого-то есть ко мне какие-то претензии, пусть пишут письмо на электронный адрес», после чего повесила трубку, отказавшись от дальнейшего разговора.
Двигатель прогресса
Низкопробные рисунки патриотической направленности, портящие, по мнению экспертов, облик города — лишь часть проблемы. Реклама под видом стрит арта — вот новая напасть. О «промоушене» «Аэрофлота», появившемся на месте работы Алексея Luka мы уже сказали. К слову, главный авиаперевозчик России, по всей видимости, на рекламу в виде паблик-арта не поскупился, буквально заполонив Москву рисунками за авторством проекта «Артфасад».
Таких примеров много, в «монументальной» рекламе на фасадах замечены и Теле2, и Йота, и многие другие компании. Поисковик легко выдает большой список агентств, готовых выполнить подобные заказы. Любопытно, что при этом подобная реклама фактически противозаконна. C 25 декабря 2013 года действует постановление правительства Москвы N 902-ПП, запрещающее «размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами)».
В интервью каналу «Москва 24» глава департамента СМИ и рекламы Москвы Иван Шубин заявил, что его ведомство не выдаёт разрешений на размещение рекламы в виде граффити на стенах домов. С его слов, такие разрешения не предусмотрены ни федеральным законодательством, ни московским. «Соответственно, на 100% легально сделать этого нельзя», — отметил он. Первый заместитель главы управы Тверского района Дмитрий Варнавский придерживается другой точки зрения, противоречащей позиции Шубина.
В интервью «Вестям» замглавы управы Варнавский сказал, что «этот вопрос рассматривается в управе района, согласовывается с жителями дома. Также мы просим согласования комитета по архитектуре Москвы, департамент СМИ и рекламы тоже дает свое заключение».
Впрочем, эти юридические тонкости участников дискуссии волновали куда меньше художественной ценности работ. «Если люди вдруг решили зарабатывать на этом денег и создали ООО, никто не против, надо просто профессионалов привлекать. Расписывать стены должны художники, а не дилетанты», — выразил эту точку зрения Вениамин Роднянский.
А судьи кто?
Одним из посылов встречи стало заявление, что определять художественную ценность работ, которые могут появиться на улицах города, по сути, согласовывать, должны профессионалы: архитекторы, художники, эксперты по стрит-арту. «В эту среду, которая свою работу продает заказчику, проникли люди, которые, мягко говоря, не отвечают запросам художников, которые по определению художниками не имеют права даже называться. Однако, в виду отсутствия образования у заказчика, ему можно под видом стрит арта подпихнуть все, что угодно. Я еще раз повторяю, от этого страдает даже не заказчик, не тот бренд, который рекламируется, а, в первую очередь, страдаем мы, горожане, потому что мы каждый день видим то, что раздражает глаз», — говорит Роднянский.
«Мы ратуем за то, чтоб фасады в нашем городе становились Полотнами, а не носителями для низкопробных рекламных и пропагандистских рисунков. Мы верим в большое будущее российского стрит арта, и надеемся, что визуальный облик города будет формироваться настоящими творцами — кураторами, художниками, архитекторами», — говорится в заявлении участников дискуссии. Разговоры о том, что столичные уличные рисунки нужно проверять на эстетичность, ходят уже довольно давно. Так, например, в ноябре прошлого года председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Евгений Герасимов заявил, что в Москве может появиться экспертный совет по городским граффити, в состав которого войдут художники и специалисты по стрит арту. Пока дело ограничилось только разговорами, совет не создан.
Впрочем, даже если подобная организация и появится, далеко не факт, что она сможет эффективно работать, определяя художественную ценность работ. Дело даже не в известных поговорках о свином хрящике, арбузе и разных на вкус фломастерах: художники и эксперты не могут договориться между собой даже в том, что считать стрит артом, а что — паблик артом.
В частности, в ходе дискуссии в «звании» стрит арта было отказано проекту «Наследие», так как эти рисунки сделаны по соцзаказу и с разрешения властей. «Это — монументальный рисунок, паблик-арт», — заявил модератор встречи. Однако, это не единственная точка зрения.
Например, художественный руководитель творческой группы I. R. M. A. из Санкт-Петербурга Михаил Астахов не считает стрит артом и работы, созданные в Москве в рамках «Лучшего города Земли». «Нелегально» созданные работы — это стрит-арт, легально — паблик-арт. «Московские фестивали „Артмоссфера“ или ЛГЗ („Лучший Город Земли“) — это о паблик-арте, даже несмотря на то, что особых ограничений и цензурирования на них не было. Советский городской монументализм (мозаика, фрески и подобное) — паблик-арт. Официальная муралистическая пропаганда вообще — паблик-арт. А вот эзотерическая фреска „Вода — это жизнь“ на Васильевском, в конце Малого проспекта (дом 69) — это ближе к стрит-арту, хоть ей и не препятствовали, но создана она была энтузиастами за свой счет», — заявил художник в интервью «Город плюс». Его слова хорошо иллюстрирует факт, что столичный департамент культуры даже выделял финансы на реставрацию некоторых уличных арт-объектов, созданных в рамках «Лучшего города».
«Со стороны показалось, что между Кураторами (кто-то себя называет руководитель проектами, менеджер и так далее) существует огромное недопонимание. Каждый отстаивает свою точку зрения, все правы, и договориться ни о чем не представляется возможным. Вы, конечно, можете и дальше делать то, что делаете, но я надеюсь, что в каждом из вас есть немного уважения к городу, художникам и людям которые приезжают к нам в качестве туристов. Только когда вы договоритесь между собой — появятся достойные проекты и никому не будет за них стыдно. Для меня очевидна, что проблема именно в организаторах, а не в исполнителях», — выразил свою точку зрения участник дискуссии художник Сергей ZukClub.
Выходит, что попытка наладить диалог между всеми участниками стрит арт процесса, пока напоминает «Квартет» Крылова. Надеемся, они сумеют найти общий язык.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: