+11
Сохранить Сохранено 7
×

Мягкая сила Русской Церкви


Мягкая сила Русской Церкви

© Александр Макаров/РИА Новости

В четверг исполнится пять лет, как закончил свой земной путь 15-й глава Русской Православной Церкви — патриарх Алексий Второй, в миру Алексей Михайлович Ридигер.

Несмотря на то, что патриарх Алексий Второй производил впечатление спокойного и тихого человека, на его долю выпало огромное количество потрясений, реформ и воистину великих дел, которые этот талантливый и незаурядный руководитель успешно воплотил в жизнь.

Патриарх был заметной и масштабной фигурой. Ему часто приходилось решать вопросы с видными политиками и общественными деятелями, в том числе и зарубежных государств. Возможно, Алексий Второй и не был таким мобильным и ярким, как нынешний глава РПЦ, однако, уже спустя годы, когда у людей появилась реальная возможность спокойно, с оглядкой на время, оценить дела почившего пастыря, становится понятно, что тех, кто с уважением и любовью вспоминает эпоху правления Алексия Второго, гораздо больше, чем их оппонентов.

В обзорном материале «Ридуса» опубликованы некоторые биографические эпизоды из жизни Святейшего, наиболее значимые события из жизни Церкви в период его служения, спорные и до конца не исследованные факты, которые предстоит ещё осмыслить в будущем.

Итак, по порядку. 

Как cообщает официальный церковный сайт patriarchia.ru, Алексий Второй родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине в глубоко верующей семье.

Детское фото патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго (ок. 1929-1930 гг.)

© Архивные фотографии патриарха Алексия Второго/РИА Новости

Отец патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Фёдор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года).

В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала расцвету культурной жизни.

Эмигрантскую молодежь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви. Активность Церкви в жизни русского рассеяния была высока, как никогда прежде, в России.

О будущем патриархе рассказывают, что он с детства полюбил церковь и богослужения, даже свои игры посвящал этой теме. Родители Алексея с некоторым опасением отнеслись к подобным увлечениям сына, но, посоветовавшись с опытными духовниками, быстро успокоились, так как в этих играх не было ни шалости, ни какого-либо кощунства.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в молодости (ок. 1948-1955 гг.)

© Архивные фотографии патриарха Алексия Второго/РИА Новости

Будущий первосвятитель посещал святые места вместе со своими родителями. Интересный факт свидетельствует о том, что в мужской обители на Валааме он познакомился с монахом Иувианом (Краснопёровым), который встал на этот путь по благословению самого Иоанна Кронштадтского.

Неслучайная встреча напомнила о себе спустя полвека — Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего патриарха Алексия Второго, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.

О юности и взрослении священнослужителя можно писать очень много, но мы ограничимся лишь основными фактами.

Ленинградскую духовную семинарию Алексей закончил по первому разряду экстерном в 1949 году, в монахи постригся весной 1961 года в Троице-Сергиевой лавре. До принятия монашества служил приходским священником в разных городах Прибалтики. Обыкновенным монахом отец Алексий (Ридигер) был недолго - уже в сентябре он был возведён в епископский сан и назначен временным управляющим Рижской епархии.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй (слева) дарит ректору МГУ, академику Анатолию Логунову (справа) Священное писание

© Самохин/РИА Новости

Люди, хорошо знавшие владыку, говорили, что он был очень необычным, достойным и по-настоящему благородным человеком - сказывалось традиционное русское имперское воспитание. При этом владыка Алексий удивительным образом ухитрялся находить общий язык с людьми, которые по роду своей деятельности никак не должны были идти с ним на компромисс.

В те трудные для Русской Церкви годы покидало этот мир старшее поколение епископов, начинавших свое служение в дореволюционной России, — исповедники, прошедшие Соловки и адские круги ГУЛАГа, архипастыри, уходившие в зарубежное изгнание и вернувшиеся на Родину после войны... На смену им пришла плеяда молодых епископов, среди которых был и епископ таллинский Алексий. Епископы эти, не видевшие Русскую Церковь в могуществе и славе, избрали путь служения Церкви гонимой, находившейся под гнётом атеистического государства. Власть изобретала всё новые способы экономического и силового давления на Церковь, но неодолимой крепостью стала для неё верность православных Христовой заповеди: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его».

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. Уже в самом начале своего архиерейского служения молодой епископ столкнулся с решением местной власти о закрытии и передаче под дом отдыха Пюхтицкого Успенского монастыря. Однако ему удалось убедить советское начальство в невозможности для епископа начинать служение с закрытия обители. В начале 1962 года, будучи уже заместителем председателя ОВЦС, епископ Алексий привез в монастырь делегацию Евангелической Церкви Германии. В то время его отец лежал с инфарктом, но епископ должен был сопровождать иностранных гостей — ведь речь шла о спасении обители. Вскоре появились восторженные отзывы о Пюхтицком монастыре в газете Neue Zeit. Потом была ещё одна делегация, третья, четвёртая, пятая... И вопрос о закрытии обители был снят.

Вспоминая те годы, Святейший патриарх Алексий говорил: «Одному Богу известно, сколько каждому из священнослужителей, оставшихся в советской России, а не уехавших за рубеж, пришлось пережить... Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история».

Вступив на патриарший престол, Святейший Владыка столкнулся с совершенно иной ситуацией: у Церкви в современном сложном мире, с его социальными, политическими и национальными проблемами оказалось множество новых врагов. Секты, экстремизм, расколы - это лишь наиболее заметные болячки современного общества, наиболее прогрессивная часть которого уже с удовольствием называет себя постхристианской.

3 мая 1990 года почил Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого всероссийского патриарха. Интронизация Святейшего патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Более восемнадцати лет Алексий Второй руководил Русской Православной Церковью. Следует отдельно перечислить те великие дела, которые совершились в период его правления:

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй во время церемонии передачи мощей Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

© Сергей Компанийченко/РИА Новости

1. Небывалое по своим масштабам восстановление и строительство церквей и монастырей. Сухие цифры свидетельствуют: в 1990 году в Русской Православной Церкви существовало 19 монастырей, в 2008 году — 804. За всю историю христианства никогда не было, чтобы за 18 лет народ, даже такой талантливый и сильный, как русский, основал и возродил более 700 монастырей.

При этом следует отдельно отметить, что такое строительство велось повсеместно, без лишней рекламы, споров и специальных целевых программ. Исключением, разве что, можно назвать масштабное строительство храма Христа Спасителя в Москве. Но и эта важнейшая задача была выполнена. Кафедральный собор "возрожден из пепла" и по праву занимает ведущее место в церковной жизни современной России.

2. Канонизация. При Алексии Втором причислены к лику святых наиболее почитаемые пастыри дореволюционной России и сотни тех, кто пострадал за православную веру в период большевистских гонений. Этих святых людей теперь почитают как новомучеников и исповедников российских. К лику святых страстотерпцев причислены царственные мученики - Государь Николай Второй, его семья и близкие, принявшие лютую смерть в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Канонизированы погибшие в шахте под Алапаевском Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова и инокиня Варвара.

По рассказам очевидцев, патриарх первым открыто выступил в поддержку канонизации царской семьи, а сам регулярно обращался к ним в своих молитвах ещё задолго до официального прославления.

3. Воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата с Русской Православной Церковью за границей. Этот непростой, полный противоречий путь, завершился 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя. Именно здесь патриарх Алексий Второй и глава зарубежников митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй на богослужении в Богоявленском кафедральном соборе накануне праздника Рождества Христова.

© Александр Макаров/РИА Новости

В истории христианской церкви произошло множество расколов, которые неизбежно приносили горе и страдания верующим. При этом фактов воссоединений, примирений, подобных упомянутому, наверное, не было ни разу.

Отдельно следует напомнить и о ситуации на Украине. Когда в начале 90-х годов Михаил Антонович Денисенко объявил себя патриархом "самостийной" церкви "незалежной" Украины, у патриарха Алексия Второго хватило мудрости и способностей сохранить большую часть паствы, храмов и монастырей под влиянием и юрисдикцией Русской Православной Церкви. Так называемая Украинская православная церковь Киевского Патриархата до сих пор официально не признана ни одной из поместных церквей и считается самопровозглашённой.

В заключение хочется обратить внимание на те явления из эпохи правления патриарха Алексия Второго, которые наиболее часто подвергаются резкой критике.

В первую очередь здесь следует отметить участие РПЦ в программах по реализации гуманитарной помощи, которая поступала в страну в начале 90-х.

По этому поводу можно лишь констатировать, что в те "голодные годы" сама по себе возможность Церкви как-то участвовать в каких-либо масштабных проектах была, на первый взгляд, спасительной. Надо было оказывать реальную помощь народу и здесь, вроде как, такая возможность представлялась. Другое дело, что заправляли этим процессом не церковнослужители, а люди с "хорошей предпринимательской жилкой", поэтому зачастую под видом гуманитарной помощи в Россию завозились табак и алкоголь, которые давали наибольшую прибыль. Уверен, что возможности контролировать деятельность каждой организации, вовлечённой в этот процесс, у патриарха Алексия Второго просто не было, поэтому взваливать на него вину за происходившее не совсем правильно.

Во-вторых, именно в эпоху Алексия Второго на поверхность вылезли разные попечители, спонсоры, общественные деятели, желающие поучаствовать в строительстве и восстановлении храмов, с тёмным, а зачастую явно криминальным прошлым и настоящим.

Не секрет, что, кроме раскаявшихся "благоразумных разбойников", желающих послужить Церкви, среди этих людей находились и находятся весьма прагматичные дельцы, а иногда самые отпетые мошенники, которые списывают на благотворительность круглые суммы, которые по хорошо отработанным схемам можно будет обналичить, отмыть и распилить.

Её Величество Елизавета II, королева Великобритании и Северной Ирландии, находящаяся с официальным визитом в России, ознакомилась с достопримечательностями Кремля и побеседовала с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым (слева). На втором плане - Его Королевское Высочество принц Филипп, герцог Эдинбургский.

© Дмитрий Донской/РИА Новости

В-третьих, в вину Алексию Второму зачастую вменяют политику соглашательства Церкви с властями, бизнесом, российской и зарубежной общественностью. Но, кто знаком с церковной историей, хорошо понимает, что данная проблема не нова. Ещё Иван Васильевич Грозный в своих письмах распекал наместника Кирилло-Белозерского монастыря за то, что оказывает особое внимание посетителям и послушникам боярского происхождения. При этом мудрый Государь указывает на то, что во времена Сергия Радонежского сами бояре бегали за пастырями с просьбами о духовной поддержке и молитвенной помощи, а не духовники за боярами с просьбами о помощи материальной. А сколько слепого подчинения власти происходило хотя бы в Синодальный период Церкви, можно перечислять долго. Кроме того, следует отметить, что Алексий Второй в некоторых вопросах был просто несгибаемым. Преимущественно эти вопросы касались вероучительной части церковной жизни, как раз того, что является важнейшим для любого священнослужителя.

И, напоследок, стоит написать несколько слов в связи со скоропостижной смертью Святейшего Владыки. Действительно, официальной причиной смерти патриарха Алексия с первых же дней называлась сердечная недостаточность, однако через некоторое время появилась информация о том, что патриарх скончался в результате травмы головы и не оказанной вовремя медицинской помощи.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй во время службы.

© Александр Макаров/РИА Новости

И очень плохо то, что информация эта пришла изначально не из официальных источников, а из скандальных ЖЖ-шечек блогеров-оппозиционеров. В результате церковникам пришлось оправдываться, долго и подробно объяснять при каких обстоятельствах пожилой и не совсем здоровый пастырь получил травму головы у себя в ванной комнате. Эта тема теперь и по сей день является предметом различных инсинуаций. Люди радикальные и мнительные склонны видеть здесь заговор, месть и другие, не менее ужасные причины смерти.

Хотя в священнической среде о том, что патриарх получил тяжёлую травму, знали с самых же первых дней и никто по этому поводу не нервничал. Все понимали, что это, к сожалению, частое явление из реальной жизни.

Подводя итог написанному, можно сказать одно: деятельность любого правителя можно рассматривать с разных сторон и любого, даже самого великого человека можно потом упрекнуть в каких-либо ошибках и просчётах. Более того, если историки о ком-то рассказывают лишь в положительном ключе либо сугубо отрицательном, можно сразу предположить, что такая точка зрения - предвзятая и не соответствует действительности.

Патриарх Алексий Второй был воистину великим деятелем своей эпохи. Он подтвердил это не своими красивыми словами и не тем, что был избран в СССР народным депутатом, а своими реальными делами, на которые я указал в данной заметке. Мало кто из российских патриархов сделал столько, сколько удалось сделать этому тихому и мягкому пастырю.

А что касается его удивительной способности находить общий язык со всеми, той, что многие называли "соглашательством"? Так не следует забывать слова апостола Павла, о которых всегда помнил Первосвятитель:

"Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых".

(Первое послание к Коринфянам: глава 9:19-22)

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+11

 

   

Комментарии (11)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 05 декабря 2013

    Хороший был Человек.Да он и есть. Просто в другом измерении - в Памяти людской.Грибы.

    Ответить
    0 +
  • Bigman
    Bigman 05 декабря 2013

    Да, Алексий II - это не Кирилл "I".

    Ответить
    4 +
  • Илитный шаман
    Илитный шаман 05 декабря 2013

    Гундяев, Ридигер, Извеков, Симанский. Почему у всех патриархов РПЦ такие неблагозвучные фамилии?

    Ответить
    4 +
  • Коля
    Коля 05 декабря 2013

    Уж по-любас благозвучнее, чем кибальчич, цеткин, кржижановский, урицкий, розенфельд, дзержинский и даже ульянов. ))) Почему тебя всё время прорывает, как только православная тема всплывает?

    Ответить
    2 +
  • Илитный шаман
    Илитный шаман 05 декабря 2013

    Да я вот вахту несу, за церковью наблюдаю.

    Ответить
    1 +
  • Коля
    Коля 05 декабря 2013

    Прекрасно! Хотя бы честно. ))) Учтём. А сколько надо занести, чтобы наблюдали за Дэвидом Кэмероном, допустим. ;)

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 05 декабря 2013

    Яйцеголовый Илитный Цыхал (ЯИЦ)?Грибы.

    Ответить
    0 +
  • наталья-3747
    наталья-3747 06 декабря 2013

    Фамилии достойны их носителей.

    Ответить
    1 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 06 декабря 2013

    Святой человек

    Ответить
    0 +
  • Прыг-скок
    Прыг-скок 06 декабря 2013

    ---Обыкновенным монахом отец Алексий (Ридигер) был недолго - уже в сентябре он был возведён в епископский сан и назначен временным управляющим Рижской епархии. ---Автор скромно умалчивает, каким путем в советское время простой монах мог так резко скакнуть по служебной лестнице. Про ОВЦС вообще ни слова правды. Туда при СССР назначали только в здании на Лубянке и только "проверенных товарищей". Кирилл тоже оттуда вышел, если помните.

    Ответить
    1 +
  • Санитар
    Санитар 06 декабря 2013

    Да, немало было построено храмов при его жизни. Но как была эта страна не христианская, так ей и осталась. Есть, безусловно, несколько тысяч христиан на всю страну (+- тысяча), а только не помогли ей храмы вновь возведенные. Только злости и ненависти прибавили они и приходит понимание, почему же в 1917 году так невзлюбил церковь народ крещённый. Про строительства большого торгового центра умолчим скомно, но воспомним про канонизацию царской семьи. Ибо тогда надо канонизировать миллионы людей. А не только убийцу кошек. (Дети, впрочем, невиновны. Да и царя надо было судить прилюдно.)

    Ответить
    0 +