+20
Сохранить Сохранено 7
×

Мысли вслух: потусторонний мир фотографии. Глава I


Мысли вслух: потусторонний мир фотографии. Глава I

© Майкл Аккерман

Для начала спустимся в колодец души фотографа и философа Майкла Аккермана. Надеюсь, так или иначе статья окажется полезной и поможет лучше понимать авторский стиль в том или ином искусстве. Впрочем, читать лучше тем, кому не претит анализ чей-то личности, помимо своей.

Долгое время считалось, что фотоизображение может копировать окружающую реальность независимо от человека. Теоретик фотографии Андре Базен пишет в своей книге:

«Снимок — это единственное творчество, которое получает неоспоримые преимущества от отсутствия человека».

Но со временем исследователи стали замечать, что «изображаемый объект предстает перед нами не таким, каков он сам по себе, а таким, каков он в субъективном преломлении авторского восприятия, переживания, его духовной оценки», — слова Кагана из книги «Эстетика и художественная фотография».

Мне хотелось бы начать свое повествование о субъективной фотожурналистике Майкла Аккермана.

«Ничего лишнего» в фотографиях Майкла Аккермана

Фотографии из фотосерии «Half Life».
1
Фотографии из фотосерии «Half Life».
© Майкл Аккерман

В начале пути каждый фотограф ищет свой путь в фотографию, и авторский почерк рождается в тот самый момент, когда фотограф обретает этот путь. Аккермана сложно перепутать с другими фотографами, также экспериментирующими с техническими настройками, стараясь задать нужный тон образу. Процесс фотографирования — это порой процесс визуализации своего экзистенциального опыта, и жизнь Аккермана только подтверждает мою мысль. Живя в Олбани в США, фотограф начинает свой творческий путь, бродя по барам, окраинам, снимая бездомных, проституток, городских сумасшедших. Внедряясь в иную атмосферу и не прекращая снимать, он создет картинки тех самых жизненных сюжетов, которые обычно не выставляются на показ.

Потусторонний мир на до боли живых фотографиях Аккермана сопровождается крупным зерном, размытием или резким контрастом. Сам Аккерман говорит, что фотография — это единственное доказательство того, что чувствовал. Для передачи чувств не хватает фактов самих по себе, тут возникает необходимость в спецэффектах. Как иначе показать возможное отсутствие различия между правдой и вымыслом?

Его удача — это случайные кадры. Случайность — это не только случайность фактическая, это и психологическая неожиданность. Моментальный снимок того, что совершенно внезапно тебя заинтересовало, рождает то реальное чувство, что фотограф испытывал в момент съемки. Фотография — продолжение ощущения

Возможно, от этого многие снимки Аккермана создают впечатление эскизов, зарисовок, мутных и ирреальных задумок.

Фотографии из фотосерии «Half Life».
2
Фотографии из фотосерии «Half Life».
© Майкл Аккерман

Большая часть его снимков черно-белые, он практически не работает с цветом. Некоторые фотографы полагают, что, несмотря на то, что мы видим цветное изображение и оно нам привычно, черно-белая фотография точнее передает идею, потому что чаще всего «цветность» отвлекает от снимка, особенно, если автор не умеет с ней работать.

Аккерман нарочито рушит композицию кадра. Таким образом у зрителя создается особое ощущение. Получающийся геометрический диссонанс способствует передаче пугающего состояния угнетенности, отчаяния, безвыходности. Можно привести в пример фотографию, снятую в Польше в 2003 году. То же самое читается и в портретах.

Польша, 2003 год.
3
Польша, 2003 год.
© Майкл Аккерман

Обратим внимание на аккермановский подход к портрету: крупное зерно, эффектное движение в кадре и, чаще всего, общая нерезкость снимка, фрагментарность. Зритель погружается в переживание чувств героя. Герои Аккермана видятся одинокими и противопоставляют себя окружающему миру, фотограф снимает только людей, близких себе по духу. Большая редкость, если на фотографии видно отчетливо лицо. Оно либо скрывается во мраке тени, либо находится в пол-оборота, либо выходят из полуоборота и черты смазываются в движении. Часто у него можно заметить обрезанную макушку головы персонажа.

Фотографии из фотосерии «Half Life».
4
Фотографии из фотосерии «Half Life».
© Майкл Аккерман

Многие люди, которых снимает Аккерман — обнажены. Как он сам говорил на одном из своих мастер-классов по поводу процесса съемки:

«Не было какого-то определенного процесса работы с натурой, люди вели себя так, как ощущали. Кто-то боялся или, смущаясь, закрывался руками»

Учитывая случайность попадания людей в истории Аккермана, можно прийти к выводу, что чаще всего главную роль играет постоянное наличие с собой камеры. Пусть она будет невзначай, неприметно висеть на плече или шее, но в тот самый момент она сделает свое дело. Вывод такой напрашивается неспроста. Например, сюжет, на котором изображен человек, собирающийся вкалывать себе наркотик, встретился фотографу абсолютно случайно. Аккерман рассказывал, как он шел по улице и увидел наркомана в процессе, сделал кадр издалека, на что услышал в ответ:

«Подходи ближе, я не кусаюсь»
In article a12d516d21
5
Тот самый снимок, который Майкл сделал абсолютно случайно.
© Майкл Аккерман

Или другая ситуация, когда он сделал фотографию, несущую сумасшедшую энергетику. Майкл Аккерман также рассказывал, как однажды на вечеринке один мужчина очень сильно выпил и начал вести себя как сумасшедший, пытался прыгнуть на шкаф и в какой-то момент сел на пол и начал кричать, хватая себя за голову. Аккерман оказался рядом, камера висела на шее.

Приступ психоза у случайного мужчины в баре.
6
Приступ психоза у случайного мужчины в баре.
© Майкл Аккерман

Сальвадор Дали был удивительным художником-сюрреалистом не только оттого, что создавал именно такие шокирующие и будоражащие восприятие картины. Он сумел реализовать свое непередаваемое восприятие в искусстве. Его признали великим, не осуждая его наркоманию и «ненормальность». Во многом Дали был именно актёром, жаждущим демонстрации и эпатажа.

7
© Майкл Аккерман

Как ни странно, я полагаю, что в фотографии сейчас происходит то же самое.

Чем страннее твой собственный характер, чем ненормальнее твое мировосприятие, чем неадекватнее твоя реакция на мир — тем ближе ты можешь подойти к потенциальному зрителю. Теперь зритель хочет получить опыт из фотографии, а не фотограф хочет насытить себя. Возможно, процесс вывернулся наизнанку, и каждый стал потенциальной книгой, требующей раскрытия.

Нет нужды находить что-то особенное вокруг, достаточно углубиться в недра себя самого и суметь выразить.

Такие фотографы как Аккерман, рассказывая нам о своих персонажах, в первую очередь рассказывают о себе. Это то, чего не было в художественно-документальной фотографии раньше. Сейчас не нужно быть профессионалом, не нужно иметь особенную аппаратуру. Исследование окружающей действительности — это то, чем занималась фотография раньше. Исследование самого себя, визуальный самоанализ, поиск соответствующих образов — то, что я вижу в фотографии теперь, и в чём нахожу её перспективы.

8
© Майкл Аккерман

Экзистенциальная фотография — словно запоздалая реакция на все то, что человечеству пришлось испытать. Послесловие тревожных настроений и предчувствий.

Впрочем, как только что-то становится устоявшимся, возникает жажда некоего противоположного явления. Может быть в знак протеста, может быть, таким образом, происходит расширение наших рамок познания. Не суть, но важен факт, что за одним открытием следует другое. И человеческий аппетит растет в геометрической прогрессии.

9
© Майкл Аккерман
Один мейнстрим сменяет другой. Для человека свободой могут являться развязанные руки равно также как и завязанные.

С одной стороны это звучит парадоксально, но с точки зрения человеческой иррациональности — это абсолютная норма. Поэтому аккермановская фотография становится самым неподдельным учебником для познания безграничности нашего мировосприятия.

Продолжение следует.

10
© Майкл Аккерман
11
© Майкл Аккерман
In article 5c3101f6d7
12
© Майкл Аккерман
In article b73cbe1a5e
13
© Майкл Аккерман
14
© Майкл Аккерман
In article 737d80bc82
15
© Майкл Аккерман
16
© Майкл Аккерман
  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+20

 

   

Комментарии (20)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 марта 2014

    Если бы этот чувак отремонтировал фотопарат свой, или, хотя бы не плевал в объектв и не тёр его грязными пальцами перед тем как сфотать какую-нибудь очередную фигню - всё было бы замечательно. Там нет никакой авторской души, там есть нарушения процесса фотографирования. Грязнуля он, похоже, да ещё, к тому же, и косой.

    Ответить
    4 +
  • Ольга
    Ольга 11 марта 2014

    считайте, что плюнули в мою сторону, и в сторону всего того, над чем я «экзистенциально» тружусь)

    Ответить
    1 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 марта 2014

    Оля, если и плюнули, то чисто из желания сделать доброе дело. Мы ведь не в душу Вам плюнули, а в глаза, а затем их вам протёрли. Теперь Вы всё увидите в истинном свете, всё как есть, без обмана и прикрас. А этот чувак-фотограф, он прохиндей. Это сразу видно.

    Ответить
    6 +
  • Ольга
    Ольга 11 марта 2014

    Надеюсь, нет. Ии это вам говорит человек с образованием фотожурналиста)

    Ответить
    1 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 марта 2014

    Забудьте всё, чему учили Вас эти грантоеды. Это бессовестные люди, готовые за хорошую зарплату учить всякой фигне, запрятав совесть далеко и надолго. Ибо, никакое специальное образование, хоть ты тресни, не научит отличать прекрасное от безобразного, а правду от лжи. Это даётся людям от рождения. Этому не надо учиться. Почитайте Нобелевскую Лекцию А.И. Солженицына. Там он об этом точно всё рассказал и исчерпывающе объяснил. А фотки у этого фотографа-прохиндея - это цыничное глумление над прекрасным, а вся его фотографическая техника заключается в нескольких банальных технических уловках. Это мыльный пузырь, надутый лживыми оксидентальными СМИ.

    Ответить
    5 +
  • Ольга
    Ольга 11 марта 2014

    сми о нём почти не пишут. и фотография осмысленная. не знаю о каких вы грантоедах говорите, но ломоносовский университет после окончания в моих глазах не упал. многие люди там именно что совестливые, и печалятся, что "толпа" не хочет думать за рамками своего комфорта. ваше мнение так и родилось, видимо, в устоявшейся комфортной системе мышления)

    Ответить
    1 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 марта 2014

    Мы импровизируем. До Вашей новости про этого *художника* ничо о нём не слышали. И вот, почитав Ваш текст, посмотрели его фотки. Сказать, что испытали чувство глубокого разочарования, это значит ничего не сказать. Лучше бы Мы это не смотрели. Душа осталась бы более чистой (менее запятнанной Злом). Да. Исчадия Ада захватили оксидентальные СМИ, плодят там всякую гадость, и забрасывают в Россию. Ужас.

    Ответить
    2 +
  • Ольга
    Ольга 11 марта 2014

    лучше когда показывают только обёртку? то есть, главное, чтобы зрительно «все было хорошо» что ли?)

    Ответить
    1 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 марта 2014

    Это зависит от стоящих перед фотографом задач. Можно, и даже нужно, отбросить *обёртку* и заглянуть внутрь. Например при фотографировании перелома травмированной конечности человечка с помощью рентгеновских лучей.

    Ответить
    2 +
  • Andrey
    Andrey 19 марта 2014

    А Вы попробуйте снять в темноте наркомана или проститутку...или в бане голых людей..Знаете..можно и по мордасам получить. Тут нужна смелость, маленькая (читай плохонькая камера) и тысячи кадров, из которых выбираются десяток удачных. Это батенька безумно тяжело. А фотки художественные.

    Ответить
    1 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 19 марта 2014

    От слова худо.

    Ответить
    0 +
  • Ridusolog
    Ridusolog 11 марта 2014

    Оценка фотографии, как и любого произведения искусства - субъективна. Никогда не нужно об этом забывать. Автор должен представлять для какой аудитории он снимает. Для немногих гурманов или для широкого зрителя. Этот материал, как мне кажется, о камерной фотографии, не для массового зрителя. Стало быть - не для Ридуса.

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 11 марта 2014

    согласна в этом. но хотела постараться для тех, пусть двадцати людей, которые прочтут и им что-то понравится. хотя бы для них)

    Ответить
    2 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 11 марта 2014

    Оля, доченька! а где можно твои работы посмотреть? никакие слова художника не скажут так, как его работы... помню давным-давно принесла мне почтальонша фотожурнал, посвященный творчеству японских фотографов ... полистали мы с бабками... посмотрели... потом журнал выбросили и руки помыли... Соглашусь с Грыбочками, что не несет энтот фотограф добра... и красота у него какая-то странноватая... Береги себя дочка! Так просто оступиться на энтой творечской дорожке... И вот еще. Нам с бабками Виденин ндравится. Простой брянский хлопчик. Наш. Про него пропиши.

    Ответить
    3 +
  • Ольга
    Ольга 12 марта 2014

    про разных писать буду) фотографии, наверное, здесь: http://flic.kr/ps/2wiESk рисунки немного здесь: http://monabebad.tumblr.com

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 12 марта 2014

    Посмотрели мы со старушками твои картинки. Не побоялась отдать свое самое сокровенное на растерзание черствой и бездушной толпы. не будем тебя критиковать, молодец, дочка!

    Ответить
    0 +
  • Юганец
    Юганец 12 марта 2014

    Фоткал человек больной. Значит скоро в классики рванёт.

    Ответить
    3 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 12 марта 2014

    >Получающийся геометрический диссонанс Нарушение золотого сечения. Да-да. Билл Стоунхэм со своей "Hands resist him" тоже этим увлекался.

    Ответить
    0 +
  • С.Зубаков
    С.Зубаков 19 марта 2014

    Чушь!!!

    Ответить
    1 +
  • buka
    buka 22 марта 2014

    Отличные работы)))))) А все злопыхатели пусть нервно курят в сторонке. Набрела на галерею сочинских фотографов http://aubox.ru/ Советую, там есть неплохие фотографии)))

    Ответить
    1 +