Китай выбирает войну

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

В том, что возглавляемый Си Цзиньпином Китай готов к военному решению целого ряда стоящих перед ним задач, остается все меньше сомнений. О том, что Пекин рассматривает войну в качестве одного из основных инструментов своей внешней политики, становится ясно из правительственного доклада, представленного во вторник премьер-министром Ли Цяном на открытии Всекитайского собрания народных представителей (парламент КНР).

Не хочешь миром — получишь войну

В своем выступлении Ли заявил об увеличении расходов страны на оборону на 7,2% в 2024 году, что в общей сложности означает увеличение военного бюджета более чем вдвое за 11 лет пребывания президента Си Цзиньпина у власти. Примечательно, что по своим темпам это увеличение значительно превышает правительственный прогноз экономического роста страны на этот год.

Одновременно с объявлением об увеличении военного бюджета премьер непрозрачно намекнул, кто главный виновник повышения военных расходов, фактически приговорив его к неизбежной войне.

Премьер-министр КНР Ли Цян
Премьер-министр КНР Ли Цян. Кадр из видео.

В своем докладе Ли Цян опустил формулировку «мирное воссоединение» с Тайванем, к которому он призывал в прошлом году, заменив ее фразой о том, что Пекин «будет тверд в продвижении дела воссоединения Китая». Он в очередной раз напомнил, что Китай будет «решительно противиться независимости Тайваня».

Как отметил научный сотрудник Школы международных исследований Раджаратнам в Сингапуре Ли Минцзян, Китай наращивает военную мощь, несмотря на трудности в экономике.

«Китай показывает, что в ближайшее десятилетие он хочет нарастить свою армию до такой степени, что он будет готов выиграть войну. Если у него не будет другого выбора, кроме как вести ее», — сказал Ли Минцзян.

Враг назначен

Постоянное увеличение военных расходов подтверждает выбранный Си Цзиньпином курс на милитаризацию и модернизацию вооруженных сил страны. На данном этапе китайский лидер все еще не уверен в исключительной боеспособности НОАК. В связи с этим огромные политические и финансовые усилия направлены не только на перевооружение, но и на искоренение коррупции и нелояльности в рядах высшего командного состава армии.

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

Подобные действия предпринимаются в том случае, когда государственный лидер имеет четкое представление о том, когда, как и против кого будет применена военная сила.

Имперские амбиции Си подогреваются ощущением нарастающей слабости западного мира — единственного глобального игрока, противостоящего китайской экспансии. Последние геополитические события свидетельствуют о том, что Запад так и не смог консолидироваться перед мнимыми и реальными угрозами, нависшими сегодня над миром. И это существенно подбадривает Си Цзиньпина, отчасти возомнившего себя новым китайским императором (и не только китайским).

Война вместо экономики

Единственным препятствием, способным не дать реализоваться его амбициям, остается нарастающий экономический кризис, к которому страна пришла за годы правления Си. Кризисные явления носят настолько глубинный характер, что их невозможно решить косметическими мерами, без изменения экономической и политической модели. Очевидно, что на последнее новый китайский император не пойдет ни при каких условиях.

Это означает, что экономические позиции Китая в мире будут слабеть и дальше, что прекрасно понимают и в Пекине. Перекрытие доступа к самым передовым технологиям и сокращение глобального импорта китайских товаров приведет к тому, что в обозримой перспективе Китай покинет тройку (а может, и пятерку) ведущих экономик мира.

В этой ситуации вполне вероятно, что китайское руководство рассматривает возможность «перевернуть стол» в этой глобальной игре, утвердив свое господство при помощи грубой силы. Все сказанное сегодня Ли Цяном говорит в пользу такого варианта.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

   

Комментарии (0)