Почему Гренландия не может стать базой критически важных минералов для США
- 15 января 2025 16:59
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Каждые несколько лет сырьевую отрасль охватывает тотальная вера в то, что вот-вот появится новый экзотический источник полезных ископаемых, который решит проблему их дефицита во всём мире. Список поражает воображение: от океанских глубин до космических астероидов.
Сегодняшняя шумиха более приземлённая и на этот раз связана с Гренландией — холодной и обширной страной. Говорят, что она богата всеми полезными ископаемыми, в которых нуждается мир. Её ресурсы настолько велики, что даже избранный президент США Дональд Трамп хочет заполучить её.
«Проблема в том, что эта теория — полная чушь», — утверждает обозреватель Bloomberg Хавьер Блас.
Как и в любой небылице, в этой истории есть доля правды. Остров с населением около 60 тысяч человек является самоуправляемой территорией Дании. Там есть несколько месторождений полезных ископаемых, причём некоторые из них даже велики, но это неудивительно. С геологической точки зрения остров является продолжением Северо-Американского континента, а США и Канада действительно обладают значительными запасами полезных ископаемых.
Но циничным наблюдателям следует простить ощущение дежавю, поскольку связанная с Гренландией и сырьевыми товарами гипербола имеет пятидесятилетнюю историю. В 1970-х годах интерес к территории связывался с нефтью. Ажиотаж возобновился в начале нулевых годов, когда цены на нефть и железную руду резко выросли.
Достаточно сказать, что на острове не добывается ни барреля нефти, а планировавшая разрабатывать месторождение железной руды компания обанкротилась.
Теперь же появилось стремление использовать «множество великолепных природных ресурсов», по словам избранного вице-президента США Джея Ди Вэнса. Но понимание множества у всех разное. К личному определению Бласа показатели Гренландии даже близко не подходят.
Сомнительная выгода
Геологическая служба Дании в 2023 году выявила по меньшей мере 50 мест с потенциалом добычи полезных ископаемых. Из них более половины находится к северу от Полярного круга, что делает их разработку очень сложной и дорогостоящей, если не невозможной. Некоторые месторождения располагаются на свободной ото льда южной оконечности Гренландии, что открывает возможности для разработки. Но почти все они довольно небольшие.
Из потенциально крупных наиболее интересным является месторождение редкоземельных элементов Танбриз. Но геологический отчёт предупреждает, что у Гренландии очень мало шансов на разработку сырьевых месторождений из-за высоких производственных затрат. Экономическая выгода гренландских месторождений в будущем может повыситься, но только если цены значительно вырастут, говорится в документе.
Вот тут-то и требуется рекламный ход! Конечно, цены будут расти, говорят «быки». Разве вы не видите, что Китай контролирует 90% мировых запасов редкоземельных металлов, а Пекин может перекрыть доступ к ним в любой день? Да, был эпизод, когда цена на диспрозий, одно из редкоземельных соединений, которое часто называют очень редким и очень важным, резко возросла в 2011 году на 800% за несколько недель. Но почти так же быстро она рухнула обратно.
Редкоземельные элементы — несколько неправильное название, уточняет автор статьи, поскольку они довольно распространены. Проблема в том, что их редко можно найти в таких количествах, ради которых стоит добывать. И даже когда концентрация высока, извлечение элементов из руды обходится дорого и сильно загрязняет окружающую среду. Вот почему Китай контролирует рынок. Азиатский гигант не только обладает большими запасами, но и не возражает против экологических издержек заводов по переработке редкоземельных элементов.
Велики ли запасы редкоземельных элементов в Гренландии? Геологическая служба США, которая считается авторитетным специалистом в этой области, оценивает их в 1,5 миллиона тонн. Это ставит остров в десятку лучших в мире. Но он значительно отстаёт от США, Китая, Бразилии, Вьетнама, Индии и Австралии. Весьма вероятно, что добыча редкоземельных элементов во всех этих странах будет проще и дешевле, чем в Гренландии.
Туманное будущее
А что насчёт геополитических соображений? Автор статьи отвечает так: редкоземельные элементы — это не нефть. Или медь, или уран, или природный газ. В 2023 году общая стоимость импортированных в США редкоземельных соединений и металлов составила 190 миллионов долларов. И даже если цены на них вырастут в 50 раз, это будет не слишком заметным скачком для экономики страны. При таких ценах американские компании нашли бы множество проектов у себя на родине ещё до Гренландии.
Если стоимость редкоземельных элементов вроде диспрозия снова возрастёт и, что особенно важно, останется высокой в течение длительного периода, тогда некоторые проекты в Гренландии действительно имели бы смысл. Но, запуская их, нужно исходить из самых оптимистичных прогнозов цен и одновременно из того, что изменение климата сделает добычу полезных ископаемых в Гренландии намного проще, чем сегодня. При этом любая другая страна, обладающая запасами редкоземельных элементов, не будет спешить с их разработкой, обрушивая рынок.
Прошлые результаты не являются гарантией будущих результатов, но инвесторам следует остерегаться шумихи в секторе редкоземельных металлов. Взгляните на биржевой фонд VanEck, который торгует редкоземельными и стратегическими металлами. С момента его запуска в 2010 году он сократился почти на 80%.
Общая картина
Если редкоземельные элементы из Гренландии не стоят потраченного на них времени и денег, то, может быть, перспективны другие товары? Блас так не думает. Во всяком случае, по текущим ценам. Например, используемый в аккумуляторах Tesla и других производящих электромобили компаний кобальт. Благодаря китайским горнодобывающим компаниям он находится на уровне, близком к двадцатилетнему минимуму, что сдерживает инвестиции во всём мире.
То же самое касается никеля, который сталкивается с переизбытком благодаря быстрому росту производства в Индонезии, а также железной руды. Возможно, у меди есть будущее, но если цены на неё вырастут, то многие другие месторождения будут гораздо более прибыльными и с большим потенциалом производства, чем Гренландия, где запасы красноватого минерала очень ограничены. То же самое относится и к более экзотическим минералам вроде титана, вольфрама и ванадия.
В любом случае потенциальные запасы столь же велики в других местах и при более низких затратах на добычу. Если США серьёзно относятся к поставкам полезных ископаемых, у них есть лучшие места для демонстрации дипломатической силы.
Демократическая Республика Конго является самой важной страной, где находятся огромные доказанные запасы меди и кобальта — двух минералов, которые намного важнее редкоземельных элементов. Так же, как Чили, Перу, Бразилия и Монголия. Казахстан тоже входит в этот список. К сожалению, ни одна из данных стран не продаётся. Но и Гренландия тоже. Да?
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: