На смерть Юрия Яковлева
- 02 декабря 2013 11:28
- Максим Марков
Буквально на днях мы рассуждали о Великих. И вот – одного из них не стало. Ушёл Юрий Яковлев. Один из последних представителей великой советской эпохи. Актёр, с которым по популярности сравнятся немногие. Это сегодня просто: снялся в сериале – и вот ты уже «звезда»; но как долго проживёт ещё твой сериал?.. А лучшие фильмы Яковлева уже давно и прочно вошли даже не в золотой – в платиновый запас российского кино. Только «Гусарской балладе» год назад отмечали полвека! А «Идиоту» уже 55, «Анне Карениной» - 46, «Ивану Васильевичу» стукнуло 40, «Иронии судьбы» исполнится 38, разве что «Кин-дза-дза» помоложе – фильму «всего» 27. И можно не сомневаться, что смотреть эти ленты будут и наши дети, и наши внуки. Это наш культурный код. Это как раз то, без чего нас невозможно представить, ещё труднее – понять.
А ведь сколько картин не упомянуто! За общепризнанными хитами – ещё несколько десятков названий: «Король-олень», «Любовь земная», «Судьба», «Карнавал», «Человек ниоткуда», «Выстрел», «Чайка», «Мы, нижеподписавшиеся», «Ловушка для одинокого мужчины»… И ещё, и ещё… Конечно, это фильмы разного качества – мало кому из актёров удаётся сниматься исключительно в шедеврах. Но как бы мы не оценивали работу сценаристов и режиссёров, Юрий Яковлев почти всегда безупречен: смотреть на него в любом образе – одно удовольствие. А слушать!.. Взять хотя бы «Берегись автомобиля» - его ведь там нет в кадре. Но представляете ли вы эту ленту без его бархатного голоса?.. «Один бежит, другой догоняет. Таков непреложный закон жанра. Детектив без погони - это как жизнь без любви!»
Забыть интонацию Яковлева невозможно. Как невозможно забыть и всё это: «Лепота!», «Танцуют все!», «Я требую продолжения банкета!», «О, тёпленькая пошла!», «Какая гадость… Какая гадость эта ваша заливная рыба!..». Список крылатых фраз, вошедших в русскую речь благодаря Яковлеву, можно продолжить, это только вершина, первые пять мест. Но даже они одни стоят сотен серий нынешних сериалов, из которых не запоминается, как правило, вообще ничего. И говорить ли о том, что сыгранный актёром поручик Ржевский навсегда ушёл в анекдоты? Вот оно - высочайшее народное признание.
Однако кино никогда не было для Юрия Васильевича главным. Об этом можно судить хотя бы по его книге воспоминаний «Альбом моей судьбы», написанной незадолго до 70-летия. О своих появлениях на большом экране он говорит вежливо, но явно неохотно: одному посвящая абзац, другому – два, своим вершинам – от силы страницу. «Комедия Гайдая, - пишет он об «Иване Васильевиче», - стала такой же популярной, как «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. Недавно, в поездке по Уралу и Сибири, я был поражён признанием многих людей, что их «настольные» фильмы – две русские комедии советского периода». А вот о «Кин-дза-дза»: «Была в этой кинокомедии особая лирическая атмосфера, по которой сразу узнаёшь присутствие таланта Данелии, - какая-то насмешливо-добрая человечность. Мне и Леонову это было близко. Мы снимались с удовольствием». Ещё несколько строк – и всё, весь рассказ о без преувеличения культовом фильме. Пара деталей, байка, некое общее ощущение от проделанной работы – ничего более.
Всё остальное посвящено Театру. Одному-единственному – Театру имени Евгения Вахтангова, которому Яковлев отдал 61 год своей жизни. Вспоминая спектакли, свои роли, сыгранные на сцене, артист находит и больше слов, и больше красок. «Вахтанговцам свойственно рваться к ролям, в которых всё – задача со многими неизвестными», - признаёт он, подробно разъясняя, как решались те задачи, что выпадали ему на долгом творческом пути. С большой теплотой и нескрываемым удовольствием рассказывает о своих партнёрах, о работавших с ним режиссёрах. И понятно: это – главное. Только в этом есть подлинный смысл, только на сцене актёр испытывает настоящее счастье.
В послесловии к книге, издать которую в 90-е годы оказалось неимоверно сложно, Юрий Яковлев вспоминает, как однажды ему показали визитные карточки крупных японских артистов, где было написано ни много ни мало: «Национальное достояние». И сокрушается, что в российских реалиях подобная надпись невозможна: «У нас всё это обесценено…» - чиновники, во всяком случае, на подобную визитку никак не прореагируют. К сожалению, прошедшие годы этого не изменили – и если зрители по-прежнему готовы ходить в театр или в сотый раз пересматривать любимые фильмы, то на высшем уровне отношение к Культуре по-прежнему чисто символическое, на уровне «галочки». Яковлева, конечно, похоронят на Новодевичьем кладбище, но не оставляет ощущение, что у нас с большим уважением прощаются с человеком, нежели чтут его при жизни. А ведь артисты, которых с полным правом можно назвать «Национальным достоянием», у нас ещё есть. Так, может, стоит любить их и помогать им сейчас, а не тогда, когда будет уже слишком поздно?..
В апреле Юрию Яковлеву исполнилось 85. Ему выпала счастливая судьба: прекрасные роли, любовь зрителей. А нам повезло – что мы хотя бы с экрана или из зрительного зала были с ним знакомы. Он был для нас для всех родным человеком. Впрочем, «был» - неправильное слово. Он и сегодня, и завтра - всегда - останется с нами.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: