Найдены две планеты, делящие одну орбиту на двоих

© Shutterstock

Астрономы уже давно мечтали найти планету, делящую одну и ту же орбиту с другим миром, и теперь они, похоже, обнаружили первый такой пример в звёздной системе PDS 70. В ней уже есть два газовых гиганта PDS 70b и PDS 70c, расположенные в 400 световых годах от нас, и на орбите PDS 70b учёные обнаружили большое облако обломков, которые могут быть формирующейся планетой или остатками от неё.

Если это подтвердится, это будет первый раз, когда мы увидим две планеты, делящие одну орбиту. Как поясняют исследователи, пары планет с одинаковой массой теоретически могут иметь одну и ту же орбиту вокруг своей звезды, это так называемые троянские или коорбитальные планеты. Однако до сих пор мы не находили доказательств их существования.

Система PDS 70 с потенциальной планетой на одной орбите.
Система PDS 70 с потенциальной планетой на одной орбите с другой. © ALMA

Чтобы найти вторую планету, астрономы использовали Атакамскую большую решетку миллиметрового диапазона (ALMA) в Чили, — второй по величине телескоп в мире, которые позволил изучить лагранжевы точки PDS 70b. Исследователи обнаружили шар пыли, состоящий из камней сантиметрового размера. Этот орбитальный материал скорее всего сформировался вместе с планетой, пока она росла.

В настоящее время у нас есть только снимок предполагаемой планеты, поэтому, чтобы полностью подтвердить её орбиту, нам придется дождаться следующего наблюдения в феврале 2026 года. Правда, до сих пор остаётся загадкой, как назвать этот объект, если учесть, что планета должна быть единственной доминирующей массой в своём гравитационном районе. Так что пока ещё данный мир остаётся серой зоной.