Наступившее будущее: как цифровые личные данные превратили мир в ожившую фантастику
- 17 января 2024 03:19
- Даниил Эпштейн, Обозреватель «Ридуса»
2024-й год. Больше двадцати лет человечество живет в XXI веке — веке, когда технологические чудеса кажутся обыденностью. Большие данные, мобильные девайсы, интернет вещей — все удивительные инновации, которые не так давно звучали как выдумка, постепенно колонизируют повседневность.
Оптимистичные адепты прогресса любят говорить, что технологии меняют наш мир, но это не совсем верно. Технологии создают свой собственный мир, в котором материальная реальность перерабатывается и дополняется. В этом пространстве содержатся тени всех предметов и явлений так называемые цифровые следы. И чем сильнее мы привыкаем к новой норме, чем чаще используем ИТ-инструменты и примочки, тем больше становятся эти тени, тем отчетливее — следы.
Однако большинство жителей цивилизации высоких технологий не имеет доступа в теневое измерение. Люди живут свои обычные жизни, беспечно пользуясь компьютерами и гаджетами. А между тем, есть и другие — те, кто доступом в другой мир обладают и могут узнать в бесформенном цифровом вихре облик конкретного человека, прочитать по набору чисел его историю и, может, даже узнать, что он ел на завтрак.
Звучит достаточно фантастично. А ведь, на самом деле, наш теперешний жизненный уклад — самая настоящая фантастика. И это не восторженная формулировка. Картины из повседневности сегодняшнего человека десятилетия назад видели в своем воображении писатели-фантасты и делились этим видением на страницах тогда еще печатных книг и газет. В интервью изданию Toronto Star в 1983 году Айзек Азимов рассказал, как представляет себе 2019 год. Он оказался прав, предсказав оцифровку всех сфер жизни общества (https://hi-news.ru/eto-interesno/v-1983-godu-ajzek-azimov-predskazal-kakim-budet-2019-god-rasskazyvaem-chto-ugadal-i-net-velikij-fantast.html). И не только он говорил о подобном.
«Согласно информационно-позитивистским принципам, личность есть не что иное, как сумма всех поддающихся учету данных», — гласят «Тезисы об использовании обработки данных в социальной сфере» из романа Герберта Франке 1976-го года «Игрек минус». В мире этого произведения, где люди проходят проверку компьютером и, в зависимости от оценки, выставленной машиной, получают право на дальнейшую жизнь или уничтожаются, очень любопытно описана система взаимодействия человека с глобальным аппаратом, собирающим информацию о нем.
«Данные медицинских обследований и психологических тестов дополняются сведениями, полученными при посредстве сети тесно сгруппированных оптических и акустических сенсоров», — описано в тексте фантаста. Разве использование акустических сенсоров не напоминает прослушку, в которой неоднократно уличали крупные иностранные онлайн-платформы? Все те знакомые каждому ситуации, когда после разговора о покупке обуви таргетированная реклама «внезапно» предлагает варианты кроссовок. А оптические сенсоры — разве это не камеры и системы отслеживания движения зрачка по экрану?
«Конечной целью развития <…> должны быть максимально полные сбор и обработка информации», — сказано в «Игрек минус». Удивительно, как тонко Франке смог уловить будущую диджитализацию. Ошибся он только в том, кто воплотит «зло» на технологизированной сцене жизни. Фантаст не угадал, какая сила в первую очередь будет стимулировать людей делиться своими данными. Он думал, что охотнее всего за превращение личности в код возьмется Общество, т. е. власть, заинтересованная в некой правильной организации социума («Строительство Свободного Общества потребовало от нас совершенно новых организационных форм»). По факту же оцифровывают людей огромные ИТ-корпорации, которых интересует преумножение прибыли любыми путями.
Многие антиутопии прошлого предпочитали рисовать общество, угнетенное властью государственного аппарата, который реализовал амбиции абсолютного контроля. В их видении именно управленцы мечтают поставить на учет каждого индивида и превратить его в сгусток числовой информации, удобной и хорошо поддающейся интерпретации. В действительности же главной антиутопией оказался цифровой капитализм.
Купить данные, продать данные, выманить данные хитростью, заставить поделиться данными — все это рядовые практики технологических гигантов. Если вы когда-либо пользовались Google, знайте: вы в антиутопии и ваша роль — быть жертвой обстоятельств. Именно ИТ-гиганты убеждают людей в том, что «каждый гражданин, среди других своих ежедневных обязанностей, должен неукоснительно сообщать сведения», но только делают они это под предлогом удобства и комфорта. Якобы, вам же самим лучше, если корпорация будет знать о вас все: тогда алгоритмы смогут лучше вас понимать, и пользоваться интернетом станет приятнее. А главное остается скрытым: пользоваться будете не только вы, но и вами.
Государство же, как показывает сегодняшний день, оказалось не врагом индивида, а защитной стеной, что ограждает от цифрового порабощения. Во многих странах именно государство следит за тем, чтобы личное оставалось личным, а не становилось достоянием любого, кто получит доступ к базе данных. Государство повторяет: граждане имеют право на приватность, их персональные данные принадлежат только им.
Однако полностью делегировать заботу о себе властным структурам не стоит. Ответственность за собственную свободу в антиутопии всегда лежит на плечах главного героя. «Все население должно стать компьютерно-грамотным и должно быть научено справляться с миром высоких технологий», — еще одно предсказание Азимова, которое в наших реалиях звучит как призыв к действию.
Без должного контроля за оборотом данных, наше общество повторит не только технологические достижения, но и социальные катастрофы того же «Нейроманта» Уильяма Гибсона (1984) или «Снежного краха» Нила Стивенсона (1992), в которых массовый сбор и манипулирования данными превращают мир в дикие цифровые джунгли или в пиратский корабль, бороздящий виртуальные миры, чтобы расхищать суда и отсекать головы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: