+32
Сохранить Сохранено 7
×

Некоторые преступления не раскрыть: рецензия на фильм «Таинственное убийство»


Некоторые преступления не раскрыть: рецензия на фильм «Таинственное убийство»

За что? Почему? И кто? Вот какие вопросы занимают зрителя с самого начала.

В ночь на 22 октября 2016 года в двух разных городах Франции случаются две вещи. Первая: капитан по имени Йохан Вивес становится руководителем отдела полиции, занимающегося расследованием убийств. И вторая: молодая девушка Клара покидает своих друзей и отправляется домой. Но по дороге кто-то обливает ее бензином и поджигает. От полученных ожогов девушка погибает.

Только что вы узнали, что происходит в первые пять минут нового фильма режиссера Доминика Молля, получившего в российском прокате название «Таинственное убийство». Картина попала в программу Каннского кинофестиваля этого года, только сейчас добравшись до наших экранов. За основу взяли нехудожественную книгу о реальном случае под названием «В ночь на 12-е», а главную роль отыгрывает Бастьен Буйон («Обещание на рассвете»). Критики рукоплескали ленте, называя ее лучшей работой режиссера. Действительно ли все так радужно?

Бастьен Буйон воплотил капитана Йохана, одержимого расследованием своего первого дела.
Бастьен Буйон воплотил капитана Йохана, одержимого расследованием своего первого дела.© «Экспонента»

Трейлер сулил по-настоящему закрученное действо, а в самом начале фильма нам ясно дают понять: убийца останется на свободе. И это, честно говоря, кажется максимально глупым ходом со стороны создателей. Понятное дело, что для знакомых с первоисточником это сюрпризом не станет, но лишает фильм определенной интриги. Особенно если речь идёт о детективном триллере.

После пяти вступительных минут и очень напряженной завязки ожидаешь увидеть нечто не уступающее по градусу саспенса, однако следующие 40 минут мы видим стандартный процедурал. Вместо захватывающих поворотов нам показывают реальную жизнь офицеров полиции и ту драму, через которую приходится проходить людям, чьих близких убили. Концентрация идет на главном герое — молчаливом идеалисте Йохане. Он выделяется среди своих циничных коллег, которые не прочь предаться мизогинии и отшутиться насчет скоропалительных браков, чему тоже находится место в фильме.

В ходе расследования можно многое узнать не только о жертве, но и о людях, что ее окружали. И зачастую такие подробности крайне нелицеприятны.
В ходе расследования можно многое узнать не только о жертве, но и о людях, что ее окружали. И зачастую такие подробности крайне неприятны.© «Экспонента»

Вне работы Йохан снимает стресс, крутя педали и наворачивая круги по велотреку. Дело Клары становится для него одержимостью, ведь зацепок нет, улики никуда не ведут, а убийца словно издевается, подкидывая близким и полиции новые зацепки, которые снова никуда не ведут. Интересной метафорой становится и велотрек, символизируя замкнутый круг, в который детектив зашел со своим расследованием.

Режиссер намеренно выбирает вместо детективной линии раскрывать людские пороки и драмы. По ходу действия мы много узнаем о жертве и неприятных секретах тех, кто ее окружал. Зрителю представляются взгляды на мизогинию, феминизм, даже расизм (что было неожиданно). Выделяется виктимблейминг — мнение, что жертва сама виновата в своей гибели из-за якобы распутного образа жизни. Но здесь сюжет осаживает зрителя, который готовится разделить эту точку зрения, показывая: не зная всей правды, не стоит кого-либо осуждать.

Не обходится и без пороков среди полицейских: некоторые оказываются жуткими шовинистами, кто-то не в силах совладать со своим гневом. Это делает персонажей живыми и дает понять, что офицеры тоже люди и не могут оставить свои эмоции за дверью. Даже если устав и предписывает им это сделать.

Неожиданный поворот в третьем акте мог бы хорошо сработать. Но когда финал известен заранее, это мешает такому ружью выстрелить.
Неожиданный поворот в третьем акте мог бы хорошо сработать. Но когда финал известен заранее, это мешает такому ружью выстрелить.© «Экспонента»

Интересный и весьма неожиданный сценарный ход поджидает нас в третьем акте. Фильм как будто вспомнил, что является детективом, и внезапно набирает обороты. Здесь же нам показывают и бюрократическую сторону работы полиции: где-то не хватает средств, кто-то не выполняет свои обязанности, а в итоге количество нераскрытых дел копится. Жизненно, но складывается ощущение, что полиция очень часто бессильна. В мире, где и так живется непросто, мысль о том, что защитить тебя некому, может попросту раздавить особо впечатлительных зрителей.

Ощущения от фильма крайне неоднозначные. С одной стороны, перед нами детективный процедурал, который доказывает, что хеппи-энды случаются не всегда. Но с другой, не совсем понятно, что режиссер хотел донести до зрителя своим фильмом. Концовка, которая нам известна с самого начала, давит своей безысходностью, но с лучиком светлой надежды на то, что из замкнутого круга можно выйти и попробовать освоить новую дорогу.

Что в итоге хотел сказать фильм? Возможно, этого понять не удалось только мне.
Что в итоге хотел сказать фильм? Возможно, этого понять не удалось только мне.© «Экспонента»

«Странная у нас работёнка… Мы боремся со злом только рапортом. Добро борется со злом при помощи зависающего принтера». Из уст героев это звучит как приговор всей системе. Если размеренность детективного действа не мешает вам наслаждаться сложными драматическими историями, то «Таинственное убийство» наверняка придется вам по вкусу, потому что драму этот фильм отрабатывает на семь баллов.

«Таинственное убийство» — в кино с 15 декабря.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (0)