+2
Сохранить Сохранено 7
×

«Наглая, как большевик!» - Смерть как героиня комикса


«Наглая, как большевик!» - Смерть как героиня комикса

Эту книгу вряд ли стоит дарить девушке на День святого Валентина. Вряд ли её вообще стоит кому-нибудь дарить – мало ли, понять могут превратно. Уж больно… интимная, скажем так, здесь затронута тема. Такая, что не предполагает дружеского хихикания или романтических вздохов. Так что если всё же и дарить этот чёрный том, то самому себе – для уединённого ознакомления. Не обязательно под «Реквием» Моцарта или под «Всё пройдёт» в исполнении Боярского – но хотя бы с должным, сочувствующим настроем мысли. Ведь как ещё читать книгу, названную «Смерть»?..

Её автор, Нил Гейман, – давно уже классик. Но в России он по-прежнему известен меньше, чем на Западе, поэтому нуждается всё-таки хотя бы в кратком представлении. Хотя даже не зная его имени, многие наверняка знакомы с его творчеством благодаря кино, наиболее массовому виду искусства. По романам Геймана поставлены романтическое фэнтези «Звёздная пыль» и мультфильм «Коралина в Стране Кошмаров», по его сценарию Роберт Земекис сваял своего «Беовульфа». А буквально на днях в США анонсировали новый телесериал, в основу которого лягут его знаменитые «Американские боги». Популярностью пользуются и переводы его книг, последняя из которых – «Океан в конце дороги» - вышла совсем недавно. Однако за океаном культовый статус Гейману принесли его графические романы, в частности «The Sandman», издававшийся с 1989-го по 1996-й годы.

И вот «Смерть» - так называемый спин-офф «Песочного человека», вылившийся в полноценную серию рассказ о первоначально эпизодическом персонаже. Появившись в одном из комиксов набирающего популярность цикла в качестве старшей сестры повелителя снов, Смерть в обличье молоденькой симпатичной девушки сразу понравилась читателям. Тут Нил Гейман угадал общественный запрос: «Мне не хотелось иметь дело со Смертью, которая бы ужасалась своей роли, или получала мрачное удовольствие от своей работы, или которой было бы на всё наплевать. Мне хотелось написать о такой Смерти, какую я сам не отказался бы встретить в конце. По-своему заботливую. Как эта».


Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
1
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»

В результате Смерти были посвящены графические романы «Цена жизни» и «Время жизни», а также несколько небольших комиксов. В 1992-м Смерть даже предостерегала от опасности заразиться СПИДом, в доступной форме обучая читателей азам безопасного секса: и правда, кому, как не ей этим заниматься?.. Выпущенное сейчас «Азбукой-Аттикус» издание включает в себя всё, что до нынешнего момента было написано Гейманом об этой неординарной героине. Которую он сам в энциклопедии «Кто есть кто во Вселенной DC» описал кратко, но точно: «Однажды вы обязательно встретитесь с ней. Сами всё и узнаете». Кому всё же не терпится – тому книга в руки.


Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
2
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»

И надо сказать, это очень любопытный текст (не говоря уже о картинках). Вот казалось бы – ничего такого особенного. Мало того, что тема не из приятных, так ещё и сюжет не самый увлекательный – порой даже кажется, что и не происходит тут ничего вовсе. Как-то уж слишком всё просто. Но между тем именно в этой обманчивой простоте и таится секрет странного обаяния каждого выпуска этого графического романа. Гейман не пугает нас, а магическим образом убаюкивает – заставляя читателя словно под гипнозом перелистывать страницы. Смерть в его исполнении обожает фильм «Мэри Поппинс» (и с помощью российского переводчика даёт перевод знаменитому «Supercalifragilisticexpialidocious» - «Суперпотрясающевеликориятно!») – разве это может быть страшно? А умереть после шутки о Бэтмене – разве не забавная ирония в нарисованном мире? А эпизод, когда знаменитостей тошнит от нового фильма, но при этом журналистам они врут как по писаному: «Просто шик, в самую точку, очень современно!» - довольно ведь узнаваемо.


Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
3
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
4
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
Один из образов Смерти, приведённый в российском издании графического романа Нила Геймана «Смерть»
5
Один из образов Смерти, приведённый в российском издании графического романа Нила Геймана «Смерть»

Для «обычного» комикса это определённо перенаселенная история: лиц тут заметно больше, чем требуется для рассказа. Но многочисленные мимолётные персонажи придают действию плотный фон, обеспечивают ту самую жизненную суету, которая полезна вообще в любом произведении, но так необходима в особенности здесь – с такой-то героиней. Справедливо ведь сказано: «Мы так заняты жизнью и не находим времени заметить, что мы живы. Но иногда – замечаем! И именно это придает смысл всему остальному».

И вскоре ты понимаешь, что не сюжет здесь главное, а настроение. Атмосфера. Но атмосфера не обречённости, а какой-то смиренности. «В мире неспящих, живых движемся мы молчаливо, словно дыхание прохладного ветра…» Это же не проза – поэзия. Да, Смерть и здесь не заключает сделок, но как говорит познакомившийся с ней мальчуган, «это очень мило, если смерть – личность, а не просто ничто, или боль, или темнота. И очень здорово, если смерть – кто-то вроде Сисси. Забавный, добрый и милый. И может, чуть-чуть сумасшедший». «Наглая, как большевик!» - характеризует в свою очередь Смерть чокнутая Хетти. Ты посмеёшься, но волей-неволей задумаешься о вечном.


Смерть учит пользоваться презервативами - страница из российского издания графического романа Нила Геймана «Смерть»
6
Смерть учит пользоваться презервативами - страница из российского издания графического романа Нила Геймана «Смерть»
Один из образов Смерти, приведённый в российском издании графического романа Нила Геймана «Смерть»
7
Один из образов Смерти, приведённый в российском издании графического романа Нила Геймана «Смерть»
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»
8
Страница из графического романа Нила Геймана «Смерть»

Конечно, это не самая философская книга на свете. Но всё же Гейман пробует - в расслабленной и лёгкой для усвоения манере – ответить на ряд неизбежно возникающих у каждого «глупых вопросов»: «Почему нам бывает больно? Почему мы умираем? Почему жизнь не всегда хорошая? Почему всё так нечестно?». «Вопросы не глупые, - говорит он от лица Смерти, - но точно так же можно спросить «Сколько лиловый?» или «Почто четверг?»… Дело отчасти в контрастах. Свет и тени. Если бы тебе никогда не было плохо, как бы ты узнала, что тебе хорошо? А отчасти – дело просто в том, что, если ты хочешь быть человеком, к этому прилагается куча вещей – глаза, сердце, дни и жизнь. Но освещают её мгновения. Те, которых ты не осознаёшь, пока они не кончатся…»

Помимо разнообразных чисто фанатских «фишек» - вроде изображений Смерти в разных соблазнительных позах и литературного сценария Нила Геймана к дебютному её появлению (публикация которого позволяет лучше понять вклад писателя в будущую картинку) – изюминкой издания являются предисловия, в разные годы написанные певицами Тори Эймос и Амандой Палмер (впоследствии ставшей супругой автора книги), а также актрисой Клэр Дэйнс, к тому времени сыгравшей уже Джульетту (а сейчас горячо любимой нами за «Родину»). «Мне очень нравится, что Смерть никогда не говорит людям, что они должны делать, - пишет в своём коротком эссе Клэр. - Она принимает всех и понимает, почему они такие, как есть. Она любит людей (даже грустных, старых, молодых или мерзких), так что они начинают верить в себя и любить себя и вместо конца видят новое начало». И что тут добавить.

Хочется, конечно, подольше пожить, но размышлять о неизбежном с этой книгой становится чуток легче.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (8)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 12 февраля 2014

    Людей надо подготовить к зачистке Земли от лишнего населения. И что бы не засорять эгрегор Земли чОрной энергией ужаса, который охватит население при осознании, что настал таки час их массового истребления, придумали вот такую методичку. Мировая финансовая грибница исподволь готовит Землю к зачистке. Автор комиксов про смерть честно заработал свои деньги. Да.

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 12 февраля 2014

    Спасибо за интересный текст. Интересно - каковы возрастные ограничения?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 февраля 2014

    да нет вроде бы ограничений, это ж книга, с картинками тем более

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 12 февраля 2014

    Прочитала отзывы на Лабиринте - все очень хорошие, качество печати и иллюстраций 10, возраст проставлен 18+, но читатели допускают и от 11.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 февраля 2014

    вопрос о возрасте - вопрос о том, когда вообще детям следует узнавать про само понятие смерти

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 12 февраля 2014

    Тогда, когда у них возникают вопросы, ведь размышления о смерти - это всегда размышления в первую очередь о жизни и ее ценности. Пока не держала книгу в руках, но думаю, что степень допуска к ней должны определять родители, все зависит от семьи - у каждого свои критерии.

    Ответить
    0 +
  • Беспартийный
    Беспартийный 12 февраля 2014

    Самое главное, что бы в руки к депутатом не попала...кипишу на полгода, с последствиями в виде ---?????закона...)

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 февраля 2014

    правильно, запретить смерть как явление! как злостную оппозицию жизни

    Ответить
    0 +