+3
Сохранить Сохранено 7
×

«Восьмёрка»: 2000-й год как рубеж отсчёта


3 0 672

«Восьмёрка»: 2000-й год как рубеж отсчёта

«Восьмёрка»

Россия, реж. Алексей Учитель, в ролях: Алексей Манцыгин, Вильма Кутавичюте, Александр Новин, Артём Быстров, Павел Ворожцов, Артур Смольянинов, Ирина Пегова, Сергей Пускепалис, Юлия Пересильд, Александр Баширов.

Страница фильма

За несколько дней до нового 2000-го года обостряются отношения четвёрки друзей-омоновцев с местным, нижненовгородским, авторитетом, подмявшим под себя весь город. Причину столь жёсткого прессинга – вплоть до ножа в живот – понимает лишь Гера, закрутивший внезапный роман с любовницей Буца Аглаей.

Кадр из фильма «Восьмёрка».
1
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Фильмы Алексея Учителя традиционно вызывают интерес культурного зрителя и профессионального сообщества. Их можно не любить по отдельности, не принимать в момент выхода на экраны, но время давно доказало, что Учитель – один из главных российских режиссёров последних 15 лет, входящий как минимум в десятку отечественных мастеров, серьёзно проявивших себя в новом веке. Дата, указываемая им как время действия «Восьмёрки», символична не только для страны (по телевизору транслируют легендарное «Я ухожу» Бориса Ельцина, давшее старт путинской эпохе), но и для него самого. Именно в 2000-м вторая игровая работа Учителя «Дневник его жены» получит один из главных призов «Кинотавра», и бывшего документалиста («Рок», «Последний герой») окончательно признают своим и в «художественной» среде. В 2014-м свою седьмую картину режиссёр представляет уже в статусе почти что классика – хотя в реалиях нашего проката это навряд ли является существенным плюсом. Современному зрителю ни к чему чины и звания, в кино он ищет нечто совершенно другое.

Актёр Павел Ворожцов, режиссёр Алексей Учитель и актёр Артём Быстров на премьере фильма "Восьмерка".
2
Актёр Павел Ворожцов, режиссёр Алексей Учитель и актёр Артём Быстров на премьере фильма "Восьмерка".
© Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Хотя справедливости ради надо сказать, что Алексей Учитель часто снимает отнюдь не о ровесниках. «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный» - герои этих фильмов молоды, терзаемы присущими молодым проблемами. Такова и «Восьмёрка» - всем им около тридцати, и по сути своей они такие же, как и те, что сидят нынче в кинозале. Разбитные, отчаянные. Омоновцы – только потому, что иной работы этот город им не предлагает: на заводе массовые сокращения, так что тут либо в бандиты идти, либо в «государевы люди».

- Мне показались безумно интересными и эти ребята, и Буц, которого мы сделали, кстати, в отличие от повести немножко другим, не таким примитивным вором в законе. Мне очень интересна героиня, и мне вообще интересны люди, которые попадают в некие экстремальные ситуации - и им нужно выбирать, как себя вести в этой жизни, потому что до этого они ничего подобного не испытывали. И вот мне очень интересно пройти этот путь вместе с ними. Я снимаю кино, которое, мне кажется, должно быть интересно, желательно, многим. Кино должно быть для всех, оно не может быть узконаправленным для кого-то.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
3
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Повесть, о которой говорит Учитель, так и называется – «Восьмёрка» (в честь ВАЗ-2108), автор – Захар Прилепин. Как рассказывал уже Киноридус, режиссёр прочитал её ещё до публикации – сразу загорелся и вскоре уже приступил к съёмкам.

- У меня было два противоречивых чувства. Я сначала хотел собрать молодых, но известных актёров. Но потом отказался и решил всё-таки собрать тех людей, которые ещё мало известны на экране. У нас на студии мы ведём очень активную работу, я сам очень много хожу по училищам театральным, в театры, поэтому кое-кого мы уже знали, кое-кого приводили. Очень трудно было найти главного героя и героиню, вот с этим мы мучились долго. И Алексей Манцыгин, которого я увидел просто на фотографии, приезжал, по-моему, раз пять на пробы. Потому что когда он в первый раз приехал, мы пробовали сцену, извиняюсь, в постели. И перецеловавшись примерно с десятью претендентками под прицелом камеры, он очень растерялся. Но я чувствовал, что парень очень интересный, талантливый, поэтому я ещё и ещё раз вызывал его. Наконец, он отошёл от всех наших ужасов - и в результате был утверждён. С Вильмой мы вообще встретились в кафе по поводу уже следующей картины, но вот опять что-то ёкнуло – и мы её мгновенно утвердили.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
4
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Любовь, случающаяся между героями, - неожиданная, необъяснимая. Таково уж нынешнее время: художники всё чаще оставляют все эти шуры-муры за кадром: полюбила – и всё, баста. За что, почему? – это уже вопросы несовременные. И не сказать ведь, что девушка разрывается – она и с Буцем, она и с Герой… «Высокие отношения»? Да нет, непохоже. Учитель даёт этому любопытное разъяснение:

- Буц влюблён, у Геры – страсть, но страсть тоже переходит в разные категории, как и любовь. Когда страсть – некоторые действия необъяснимы. Это и хотелось подчеркнуть.

Помимо не самого очевидного любовного треугольника, вопросы возникают и по части поисков героями Буца: они его ищут, ищут – в то время как он вовсе и не прячется. Омоновцы знают, где он живёт, знают, где он проводит свободное время – в чём же тогда проблема?

- Я думаю, им мешает его убить форма, их служба. Это преступление – и они всё-таки осознают это. Скорее, пристаёт к ним Буц – и они не понимают, чего он от них хочет, им кажется, что его ответ неадекватен. Там же ещё и вопрос мужской дружбы: трое из четверых не понимают, почему на них обрушивается такой жёсткий удар. А главный герой скрывает основную причину, на чём и строится интрига. Но я думаю, они и не мыслили его убивать. Там нет вот этой разборки сфер влияния. Влияния у людей из ОМОНа не может быть, они скорее защищались, чем пытались что-то захватить.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
5
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Омоновцы, подавляющие рабочий бунт и с автоматами врывающиеся на многолюдную дискотеку, показаны в «Восьмёрке», что называется, без прикрас. Не зря Буц, которого в фильме играет Артур Смольянинов, произносит здесь фразу, которую и придумал, быть может, Прилепин, но которая отвечает настроениям очень многих: «Слушай, а что вы в форме такие страшные, а без формы я тебя даже не вижу?»

- ОМОН здесь действует - если говорить о том, что у нас происходит в картине, - в рамках той работы, которую они выполняют. Ничего особо жестокого и противоречивого. Да, у них такая работа, они сознательно идут туда и делают её. Вопрос, хорошо или плохо – это уже вопрос того, кто трудится. У нас в картине очень много реальных омоновцев, это петербургский ОМОН. Все четверо наших актёров стояли в настоящем строю – и особо не отличались, как ни странно, хотя вроде выглядят нормально. Так и те – там есть, наверняка, и подонки, и прочее, но есть и нормальные люди. Но эта картина не только о социальных каких-то моментах, но вообще о человеческих взаимоотношениях: умеем ли мы предавать, умеем ли мы любить, сохранять эту любовь?.. Мы не пытались создать какую-то искусственную модель, которая нам выгодна. Я думаю, что мы, наоборот, не догустили некоторые краски, поскольку в жизни всё менее романтично.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
6
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Вопросы о «сгущении красок» имеют не только переносное, но и прямое значение: весь фильм (за малым исключением) намеренно снят в тёмных тонах. Вообще, картинка – одна из самых сильных сторон фильмов Алексея Учителя: продуманная, выразительная, зачастую даже новаторская – режиссёр отнюдь не боится, а как раз всячески поддерживает придуманные вместе с оператором необычные ходы и решения.

- Мне кажется, что оператор, с которым я работаю уже последние шесть фильмов, просто гениальный человек. Он сегодня лучший оператор в России - это Юрий Викторович Клименко. Несмотря на некие возрастные данные (недавно ему исполнилось 70 лет – ММ), он снимает так, как никто. Хотя здесь был ещё и молодой оператор, Саша Демьяненко, потому что очень много сцен снималось с двух камер. Я всегда самое пристальное внимание обращаю на изображение, поскольку сам в прошлом оператор и мне это небезразлично. Мы тщательно, очень долго и скрупулёзно выбираем тот изобразительный принцип, по которому будем идти всю картину. И было бы странно, если бы герои дрались при ярких лучах прожектора. Мрак, особенно в таких городах, - это как раз наиболее естественная обстановка, это не специально утрированно.
Кстати, вы знаете, где всё это снято? Вся основа, весь город – это «Кировский завод» Петербурга. Это действительно целый город, там даже свои светофоры, своя железная дорога. Плюс мы получили уникальную свободу, особенно ночью – снимать то, что хотим. Никто нас не гонял, а наоборот - охраняли. И внешний вид – мы когда с Клименко приехали туда – нас поразил, конечно. Никуда больше ехать не надо, всё сконцентрировано и настолько точно!..
Кадр из фильма «Восьмёрка».
7
Кадр из фильма «Восьмёрка».

Несмотря на уже упомянутую отставку Ельцина и новогодние цифры «2000», очевидно, что события фильма могли бы легко происходить и сегодня.

- Я просто уверен, что могли бы. По человеческим страстям - конечно. Внешние факторы могут быть другие, но в принципе, мы даже думали с Александром Миндадзе (сценаристом – ММ) о том, чтобы эту историю сделать в наши дни. Но мне показалось, что хорошо иметь 2000-й год как рубеж отсчёта. Когда мы ещё не совсем понимали, что это такое, к чему это приведёт. Что мы не только приходим в новый век, но во что-то ещё другое. Но теперь мы это уже осознаём. И потому мы ненавязчиво, но поставили в фильме некие акценты, чтобы все, кто сидит в зале, смогли посмотреть и сделать какие-то для себя выводы – вот это было бы хорошо.
Но уверяю вас, что когда я приезжаю в какие-то города, то сам удивляюсь: вот «восьмёрка», вот «восьмёрка»… И таких ребят в куртках и джинсах – полно везде и сейчас тоже. ОМОН существует и сейчас, и тогда. Покупают заводы и сейчас тоже. Приходят ребята из армии в таких городах, им некуда деваться – то ли в бандиты, то ли в ОМОН, то ли на завод, но если он закрывается – некуда. Поэтому очень многие вещи совпадают. И этот фильм, на мой взгляд, - это о сегодняшнем дне. Конечно же, о сегодняшнем. Всё это больно и сейчас – и то, что хорошо, и то, что плохо.
Кадр из фильма «Восьмёрка».
8
Кадр из фильма «Восьмёрка».

В «Восьмёрке» три финала. Один – сюжетный, говорить про который мы не имеем права. Второй – красивый образ: белый день, белое поле; после длившейся полтора часа темноты – явно символ надежды. Смутной, неочевидной и слабо обоснованной – но всё-таки надежды. И третий финал – уже на титрах: песня, звучащая при поднятых вверх зажигалках. Очевидна перекличка с культовой «Ассой», требовавшей «Перемен!» в непростое для страны время. Но режиссёр в намеренной цитате не признаётся, уверяя, что это получилось «интуитивно».

- Зачем же я буду вам правду говорить?.. Важно, чтобы нравилось или нет. Точнее, не нравилось - а действует это или нет.

Действие «Восьмёрки», если таковое и будет, мы начнём ощущать уже с 8-го мая.

Кадр из фильма «Восьмёрка».
9
Кадр из фильма «Восьмёрка».
  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)