Бабальон
- 21 февраля 2015 09:39
- Максим Марков
«Батальонъ»
Россия, реж. Дмитрий Месхиев, в ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Янина Малинчик, Валерия Шкирандо, Алёна Кучкова, Полина Дудкина, Марат Башаров, Евгений Дятлов, Владимир Зайцев.
Весна 1917-го, «время смуты, хаоса и отчаяния». По Петрограду разгуливают выпущенные Керенским «политические» и «убивцы», а в окопах Первой мировой солдаты отказываются воевать, братаясь с немцами, которые целенаправленно спаивают их шнапсом. Поднять дух армии призван женский батальон под командованием унтер-офицера Марии Бочкарёвой — мол, вслед за бабами на бой с врагом поднимутся и мужики, деморализованные и сбитые с толку.
Архивные фотографии «женского батальона смерти»
По большинству параметров «Батальонъ» — двоечная работа. Вернее как: когда в школе пишут сочинение, то часто ставят две оценки — одну за грамотность, вторую за содержание. С грамотностью как у Месхиева, так и у его группы, включая не менее именитых продюсеров, всё в порядке: нельзя не отметить операторскую работу, выдержанные в духе эпохи костюмы, — вообще проделан колоссальный труд, результат которого если не ощутим, то заметен едва ли не в каждом кадре.
Выпирает — как промолчать об этом? — и подвиг актёрского состава. Разумеется, все эти девушки, женщины — а их тут несколько десятков — шли в бой (то есть, на съёмку) с самыми искренними чувствами, веря в необходимость, ценность, а главное в правоту своего высказывания. Ругать их — становится тем гадом-немцем, который тяжеленым сапогом давит хрупкую девичью шею. Их — актрис, но не героинь! — искренне жалко, и тут любой школьный учитель, даже покривив душой, натянул бы на «троечку». Хотя вопрос «Как смог ты руку поднять да голос возвысить на них, на этих спасительниц?!?» неизбежно повисает в воздухе при первом же критическом слове в адрес картины.
Но стыдно всё-таки должно быть не мне, а тем, кто на такую тему снял столь слабое и зачастую просто беспомощное кино. Опять же — слабое не по грамотности, а по содержанию, по духу, по заключённой внутри фильма энергии.
Кадр из фильма «Батальонъ»
Первая и главная проблема «Батальона» — в драматургии. Фильм провалился уже на бумаге — что ставит встречный вопрос: как вообще можно было запускать такую махину при таком явно неудовлетворительном сценарии? Была ли надежда на извечное «авось»? Казалось ли авторам, что тема «сама вытянет»? Был ли расчёт на щемящую музыку, которую можно будет вставить в каждую сцену — и получится «вроде как с чувством»?.. Вопросы множатся, но сами авторы их предпочитают не слышать.
В чём тут беда. Первая мировая — больная тема с точки зрения патриотизма: мы её всё-таки проиграли. Но сто лет — это сто лет, от такой даты не отмахнуться. Стало быть, моменты патриотизма следует отыскать, попутно разъяснив, почему случилось так, как случилось, — и указав всем на виноватых. Батальон, набранный из женщин, подходит для этой цели идеально: бабоньки — молодцы, но понятно, что слабый пол не осилит того, что в данных масштабах подвластно лишь сильному.
Тут, кстати, есть какая-то высшая мысль: на кратчайшем промежутке времени — всего-то полгода — в прокат один за другим выходят фильмы, где страну — то есть, нас с вами, потомков — спасают именно женщины. В декабре — «Василиса», сейчас — «Батальонъ», к Дню Победы — «А зори здесь тихие». Три войны — три женских подвига. Это не может быть просто так, случайностью. Это яркая примета сегодняшнего дня, когда героизм необходимо приправить сентиментальностью. Это возврат к классическому образу «Родина-Мать» — воплощенному сперва в светлом лике Светланы Ходченковой, сейчас — в утяжелённом, но от того не менее родном лице Марии Ароновой.
Мария Аронова в фильме «Батальонъ»
Но женщины не победят в одиночку, без помощи мужчин. Которые в том семнадцатом думали не о спасении Родины, а о собственной шкуре. Оглядываясь на нынешнюю политповестку, авторы фильма нашли виноватых: армию развалили и войну проиграли солдатские комитеты, рассадники мнимой «свободы» и «демократии» — понятий, недопустимых в действующей части. Бочкарёва решительно суёт фигу в нос блядовитой хамке Свистуновой, подстрекательнице и доносчице, требующей создания подобного комитета и в их батальоне. Но такая Бочкарёва — одна на весь фронт. Все прочие царские офицеры дрогнули под натиском солдатни и в отсутствии смертной казни в качестве сдерживающего кнута допустили тлетворное разложение масс, закрывшись подушками и не сдержав столь же ядовитого, как немецкие газы, проникновения в мужицкие мозги идей большевизма. Сменивший государя-императора Керенский оказался самонадеянным гусаком, а выдающихся размеров крестьянин Панкрат, которого героиня некогда вынесла, раненого, с поля боя, не встал на её защиту в тот момент, когда якобы «гулящую» жену принялся избивать бывший супруг.
Таким образом, даже не немец был главным врагом в той войне — а сам русский мужик, запутавшийся и потерявший верную дорогу. Мысль любопытная, но решённая здесь вовсе без блеска.
Промо-кадр к фильму «Батальонъ»
Одной из особенностей «Батальона» является то, что зрителю слишком многое предлагается додумать самостоятельно. Вроде бы это даже хорошо — фильм, побуждающий к размышлению; но всё-таки не в тех случаях, когда за авторов следует додумывать целые сюжетные линии. Для начала, история прискорбным образом лишена мотивировок. Та возвышенная «любовь к Родине», о которой так хорошо рассуждает режиссёр Месхиев, — понятие всё-таки чрезвычайно расплывчатое и требующее каких-то особенных подкреплений в случае, когда речь идёт о княгинях и крестьянках. Даже в «Василисе», уж насколько поверхностной, путь от служанки к воительнице показан в несколько этапов. Здесь же всё решается четырьмя словами: «Они заплатят. Я отомщу». «Я тоже», — кричит вслед невеста бойца, на которого пришла похоронка. Но разве этого не мало для полновесной мотивации?..
Быть может, кое в чём стало бы легче, имей вступившие в батальон молодые женщины собственную биографию. Но своей судьбы нет ни у кого. Одни намётки: вот генеральская дочь, вот сильная крестьянка, вот певица, вот влюблённая жёнушка. Но уже через несколько минут их всех подстригут под ноль — и попробуй разбери, кто из них где (не перепутаешь разве что Дусю, голыми руками гнущую железные прутья). Хотя дело, конечно, не в причёске: персонажи здесь в первую очередь лишены индивидуальности, характеров. Поэтому когда в ключевой сцене газовой атаки девушки воюют с надетыми на головы противогазами, это лишь подчёркивает всеобщее обезличивание: так все равны, никого не жалко.
Как тут не вспомнить «9 роту»? «Батальон» напоминает её постоянно, вплоть до структуры и буквальных цитат — там юноши поднимались на холм, здесь девушки спускаются с него, стараясь не рухнуть. (Кстати, пусть Фёдор Бондарчук и значится продюсером фильма, но присоединился он к Игорю Угольникову уже после окончания съёмочного процесса — так что за подобные цитаты никак не в ответе.) Сила истории про Афганистан была во многом сконцентрирована в точно подобранных и вмиг узнаваемых типажах: тех парней тоже побрили — но они остались при этом личностями, которых точно никак не перепутаешь. А на весь батальон — одна только весомая фигура, «госпожа начальник» — тоже, впрочем, лишённая значимых черт, но выделяющаяся на общем фоне комплекцией и возрастными данным. «Приказываю: бабью сущность оставить дома!» — кричит она, принимая новобранцев. Не этим ли приказом «объяснено» то, что все эти «сущности» остались где-то далеко за кадром?..
Фотопроект, посвящённый участницам фильма «Батальонъ»
Придирки можно продолжать и «по мелочи». Убитого в начале фильма Петю привозят раненым в конце первого часа. Весь батальон всю ночь стоит под дождем на Дворцовой площади — для красивого кадра или ради возгласа «Во бабы у нас»? Одна из ведущих героинь оказывается беременной — вдруг, навсегда и бесследно исчезая из истории. Выбежав из окопа, девушка срывает цветы, а убив первого врага, мощная Дуся заливается горькими слезами. Командир отправляет двух крох конвоировать немца-шпиона. Вскользь обозначена, но не развита национальная тема: «жидовка». А каково услышать из уст «благородной»: «Охолонись»?.. Без меры назойлив образ офицера, снимающего военную хронику; этот мозолящий глаза оператор должен стать сквозным персонажем будущей телеверсии, но в киноварианте его следовало бы сократить в два, а то даже в три раза.
Но всё в конечном счёте сводится к тому, что «Батальонъ» начисто лишён той «искры», что способна зажечь фитиль, ведущий от равнодушия к эмоциональному всплеску. При всём пафосе авторов и при всех их благих намерениях, картина выглядит не искренним порывом души, не подлинным кинороманом, а корявым ученическим сочинением (скорее даже изложением) на заданную Минкультом тему. Провал тем более печальный, что в нашем кино попытки осмыслить Первую мировую в формате качественной драмы единичны — биографический «Адмирал» всё-таки выходил за её временные рамки, а «Ёлки 1914» были для столь важной темы чрезвычайно легкомысленны. В художественном плане данная попытка сорвалась — но посмотрим ещё, как отреагируют на неё зрители. В конце концов, «Сталинград» (с которым здесь тоже имеются переклички) тоже был далеко не шедевром — а кассу собрал замечательную.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: