Сериалы: молодые годы Брюса Уэйна на фоне войны за трон Готэма
- 30 ноября 2015 02:49
- Максим Марков
«Грядут тёмные деньки», — это очевидно уже в самом начале. «Готэм возродится из крови», — с этим второй сезон сериала про юные годы Бэтмена подошёл к одиннадцатому эпизоду. Между этими фразами — похищение школьниц маньяками, бойня в полицейском участке, петля на шее, отрубленная голова, вырванное глазное яблоко, «Напалма много не бывает» и прочие разные разности, свидетельствующие о непростой криминогенной обстановке в одном из самых известных городов вымышленного мира.
Трейлер сериала «Готэм»
Новый «Готэм» достиг своей половины — хороший повод поблагодарить, наконец, его создателей за отличное шоу, не уступающее по накалу страстей полнометражным блокбастерам. Не соревнуясь с ними, не проводя никаких излишних параллелей с версиями Бёртона, Нолана и уж тем более Шумахера (это если брать только последнюю четверть века), авторы телесериала смогли посмотреть на знакомую историю свежим взглядом — не совершив никакой революции, но с честью выдержав не самое простое испытание, связанное с чрезмерной популярностью центральных персонажей.
Когда-нибудь наше время назовут эпохой приквелов: исчерпав оригинальные истории и не всегда находя достойный кассовый потенциал в их планомерном развитии, кинематографисты (отнесём к ним в данном случае и телевизионщиков) всё чаще черпают вдохновение в условном прошлом популярных героев. Их подвиги — известны каждому, но что им предшествовало? Как проходило становление будущего борца (тут обобщим) с преступностью? Что подтолкнуло его на путь к Справедливости?.. Эти вопросы, так или иначе, волновали зрителей всегда, но только с началом нынешнего столетия можно говорить о тенденции — в какой-то мере связанной ещё и с необходимостью хоть как-то приблизить по возрасту к молодому потребителю контента пусть выдуманных, но всё равно неминуемо стареющих «звёзд». Так скинули немало лет Люди Икс, так мир узнал о школьных годах Супермена.
Кадр из сериала «Готэм»
В «Готэме» на Вселенную Бэтмена посмотрели шире. Сценаристам показалось мало просто представить Брюса Уэйна мальчиком, только что потерявшим родителей и не ведающим, что ждёт его в будущем. Они перевели часы у всего многолюдного города — задействовав в своём повествовании многих из тех, кто не раз ещё успеет вырваться на свободу. Предыстория не отдельного лица, а всего погрязшего в нечистотах мегаполиса — вот что стало первой «изюминкой» проекта.
Вторую «фишку» назвать принципиальным новшеством нельзя: к реализму в киношных комиксах мы уже привыкли. Тем более что Бэтмен никогда и не был «супергероем» в полном смысле этого слова, все «суперспособности» у него вполне человеческой природы: мужская сила да богатство, дающее возможность пользоваться любыми технологическими гаджетами. Очистив историю от «чудес» и поставив во главе рассказа обычного (храброго и честного) парня Джеймса Гордона, авторы представили свой Готэм в череде будничных полицейских отчётов. Лишний раз засвидетельствовав, что всё новое — хорошо забытое старое: свежий взгляд — это же возвращение к истокам, к тем самым «Детективным комиксам» 1930-х годов, которые и образовали знаковую аббревиатуру «DC».
И первый сезон держался жанра криминальной хроники весьма строго — не только поставляя одного психопата за другим, но и магистральный сюжет выдерживая в рамках противостояния двух влиятельных гангстерских кланов. Что было вполне в духе того времени, когда фантазия сотрудников издательства ещё не разыгралась в той мере, чтобы выпустить на волю существ внеземного и сверхъестественного происхождения.
Кадр из сериала «Готэм»
Сезон № 2 не только удачно развил заложенные традиции, но добавил интриги, в которой неизменно нуждаются продолжения. Многообразие врагов сменилось единым противником — сперва в его качестве выступала группа «Маньяки» во главе с несостоявшимся намёком на Джокера, затем зло было персонализировано в образе Тео Галавана, по старой памяти жаждущего готэмского трона и стремительно его завоёвывающего.
Затянувшаяся гангстерская разборка сменилась политической многоходовкой, наглядно демонстрирующей, почему политика считается порой «грязным делом»: чистыми руками власть к себе не прибрать. Технология манипулирования общественным мнением обнажена до предела: тут тебе и подставные фигуры, и расходные пешки, и заказные убийства (в том числе — на самого себя), и беспринципное насилие. Нет ничего, что могло бы стать на пути к достижению цели — ничего, кроме отдельной человеческой воли, из последних сил противящейся творимому произволу.
«Преступники в городе меняются. Они отбросили всякие правила», — говорит Гордон (не зная ещё этого) главному злодею и сам не раз оказывается возле черты, разделяющей область допустимого от вседозволенности. Что должен вынести человек, что именно должно произойти, чтобы законник — пусть даже во имя Закона — отступился от этого самого Закона в его прямом прочтении?.. Эта линия, показывающая эволюцию одного из честнейших, а уже потому и одного из самых значимых персонажей в мире комиксов, не менее интересна — и ей здесь уделено достаточное внимание.
Кадр из сериала «Готэм»
Молодой Брюс Уэйн на их фоне оказывается на третьем, а порой так даже и на четвёртом месте — в случаях, когда вперёд выходят то Пингвин, уже притёршийся к своему прозвищу, «построивший» весь криминал в городе и так печально всё потерявший, то Эдвард Нигма, уходящий в разгул, плющимый раздвоившимся сознанием и до поры до времени мутящий с возлюбленной им Кристин Крингл. Их и без того небезупречный рассудок мрачнее с каждой серией — и куда богатенькому и далеко не всё ещё понимающему юнцу угнаться вслед за ними?..
Правда, он делает шаги в правильном направлении — находя, например, письмо отца со святыми словами: «Нельзя быть праведным и счастливым одновременно. Тебе придётся выбирать», — или упрашивая Альфреда стать его полноценным наставником. Но на данном этапе он пока лишь мальчишка — и мужика из него лепит не дворецкий, а две тёлочки, набравшие в нужных местах веса и вступившие вследствие этого в закономерную пору естественной конкуренции. В этом отношении Брюс, кстати, лишний раз схож с не ставшим ещё комиссаром Гордоном, у которого одна женщина окончательно съехала с катушек, а другая сама опасается, как бы аналогичная судьба не ждала непосредственно Джеймса («Ты золотая жила для психоанализа»).
Ролик сериала «Готэм»
К середине второго сезона жизнь обоих героев висит на волоске: обречён герой-полицейский, над пареньком занесён нож. И тут как раз проявляется принципиальный минус любого приквела: мы знаем, что всё, в принципе, обойдётся. Вряд ли ведь создатели «Готэма» позволят себе лишить нас Бэтмена до того, как он таковым, собственно, станет — тем более что при таком (довольно мощном) художественном качестве сериала эта история, очевидно, так скоро не закончится. Готэм, конечно, город опасный, но наблюдать за его хроникой весьма увлекательно — и полицейских сводок вполне может хватить вплоть до студенческих лет молодого Уэйна.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: