Мир ждет полный и окончательный крах социализма
- 25 мая 2016 04:47
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Первый крах социалистической идеологии произошел на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века вместе с падением СССР и всего социалистического лагеря. Однако его еще нельзя было считать синонимом отказа человечества от социалистических идей. Напротив, он не помешал этим идеям бурно расцвести в странах Западной Европы. В Латинской же Америке эти идеи находились на вооружении местных диктатур достаточно давно.
Причем если в первом случае идеи всеобщего распределения по потребностям смотрелись весьма благовидно, в условиях мощных и высокопроизводительных экономик Запада, то во втором они использовались в большей степени для фиксации уравнивания большинства в ужасающей бедности. И это положение дел сохранялось достаточно долго, пока у власти в таких оплотах латиноамериканского социализма, как Куба или Венесуэла, находились сильные и харизматичные лидеры.
Конец эпохи
И вот над всем этим заповедником ленинских идей (образное выражение, так как латиноамериканский социализм сильно отличается от советского) нависла нешуточная угроза. Более того, эта угроза относится не только к латиноамериканским странам, но и может быть спроецирована на страны Западной Европы, не чуждые социалистических идей.
Первый серьезный подрыв устоев этой общественной формации начался с ослаблением здоровья кубинского лидера. На сегодняшний день, как бы кубинское руководство во главе с Раулем Кастро ни пыталось надувать щеки и говорить о приверженности социалистическим идеям, Остров свободы стремительно утрачивает свою роль оплота социализма в Латинской Америке. Возможность отправиться в соседние США волнует сегодня проведших несколько десятилетий взаперти кубинцев куда больше всеобщей пролетарской солидарности.
Параллельно с этим политическое фиаско потерпели и две одиозные дамы, не чуждые социалистических идей, стоявшие во главе Бразилии и Аргентины. Последним оплотом в стане последователей ленинских идей оставалась Венесуэла команданте Чавеса и его преемника Николаса Мадуро. И, как показывают последние события, стоять ему остается недолго.
Падение титанов
Что бы ни говорили приверженцы социализма, реальность в очередной раз доказывает нежизнеспособность данной политической формации. Можно долго рассуждать о том, что (или кто) привело к краху СССР, но на примере все той же Венесуэлы видно, что даже мощнейшая идеология оказывается бессильной, когда в состояние ступора входит экономика страны. С экономикой же в социалистических государствах также все достаточно непросто, так как идеологические основы строя вступают в противоречие с институтом частной инициативы, являющимся главной определяющей силой эффективного производства материальных благ. До определенного времени это противоречие может компенсироваться жесткой эксплуатацией населения, наличием богатых сырьевых ресурсов, пригодных для экспорта, и внешней финансовой подпиткой. Когда же один или несколько из этих факторов дают сбой, начинается неизбежный развал системы. В случае с СССР причиной краха послужили первые два фактора, развал восточноевропейского социалистического лагеря обусловлен третьим. Падение же Венесуэлы, происходящее в данный конкретный момент, судя по всему, произойдет сразу по всем трем из перечисленных пунктов.
Начало конца
На протяжении долгого времени стабильность в этой стране поддерживалась за счет харизмы ее лидера Уго Чавеса и богатейших природных ресурсов, в первую очередь нефти. Режим Чавеса во многом держался на идеологии, щедро подпитываемой нефтедолларами.
Смерть лидера и приход к власти преемника Чавеса — Мадуро — практически не пошатнули устои режима, так как цены на нефть, которая составляет 96% экспорта Венесуэлы, к тому времени были еще достаточно высоки. Граждане страны продолжали радоваться улучшению жизненных условий, продуктовым субсидиям и росту зарплат.
Между тем за период дорогой нефти конкурентоспособной экономики в стране так и не было построено. Колоссальные экспортные доходы шли на покупку лояльности населения, вооружения, идеологию, а также массово разворовывались приближенными к власти чиновниками.
Резкое падение мировых цен на нефть стало шоком для режима Мадуро, и, скорее всего, началом его конца. Отсутствие внешней финансовой поддержки привело к обвалу экономики, не способной производить ничего, кроме резко подешевевшей нефти. Остатки ресурсов Мадуро и его окружение вынуждены тратить на идеологическую обработку населения (которая с каждым днем теряет эффективность), силовые структуры, сдерживающие народные протесты и «подкормку» элит, стремительно теряющих лояльность слабеющему режиму.
Венесуэла в огне
На сегодняшний день Венесуэла уже начала испытывать серьезную нехватку продовольствия. Число граждан, живущих за чертой бедности, возросло до 75%, при том, что два года назад таковых было всего 25%. Власти страны в условиях нынешних невысоких нефтяных цен утратили возможность удовлетворить даже базовые потребности населения.
По сути, в Венесуэле сегодня есть все основания говорить о начале распада государства, первым признаком которого является неспособность властей обеспечить защиту собственного населения. Так, по улицам городов страны бродят вооруженные банды, лояльные правительству и используемые им при необходимости для подавления протестов.
Согласно официальным данным, только за первый квартал этого года на улицах городов Венесуэлы убиты 4696 человек, а за весь 2015 год — более 17 700.
Нет просвета
Самое печальное заключается в том, что остановить запущенный процесс деградации в нынешней ситуации уже невозможно. Возвращения высоких нефтяных цен ждать пока не приходится, хотя правительству страны не удавалось сводить бюджет уже при цене в $100 за баррель.
Последней попыткой изменить ситуацию стала инициатива Венесуэлы заморозить добычу нефти странами ОПЕК и независимыми производителями в надежде на повышение цен. Однако перспективы реализации этой идеи равны нулю.
Получить средства извне Венесуэла также не может. Благодаря своей весьма специфической внешней политике, она не первый год остается в состоянии изоляции. Китай выплатил Каракасу несколько миллиардов долларов под будущие поставки нефти, которые еще не завершены. Полученные деньги уже распределены или потрачены, и ждать новых поступлений от Пекина пока бессмысленно.
На этом фоне существует вероятность объявления Венесуэлой дефолта по внешнему долгу, который на данный момент составляет порядка $127 млрд. Если это произойдет (а это, скорее всего, произойдет), нефтяной экспорт страны может быть арестован в порядке меры обеспечения.
Это станет окончательной точкой в истории нынешнего венесуэльского режима, а заодно и венесуэльского социализма. В этом случае страну ждет либо приход к власти оппозиции, либо военный переворот. И то, и другое полностью исключает сохранение социалистической ориентации в дальнейшей политике страны.
Прощай, социализм
Как уже отмечалось выше, падение социализма в Венесуэле будет означать крах данной формации в общемировом масштабе. Последние события демонстрируют ее полную экономическую и социально-политическую беспомощность, которая с каждым днем становится все более очевидной для большинства населения.
Политические и экономические перемены на Кубе и в Венесуэле знаменуют закат латиноамериканского социализма. Но это вовсе не означает, что ничего не угрожает так называемому западноевропейскому социализму. Его будущее также наверняка печально, так как экономический кризис и проблема мигрантов заставят европейцев смотреть на идеи всеобщего социального равенства совсем по-другому. Процесс изгнания социалистов из государственного руководства западноевропейских стран уже набирает обороты. И это лишь только начало.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: