Зачем Россию хотят залить дешевой водкой
- 30 сентября 2016 14:46
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Федеральная антимонопольная служба предложила выпускать водку по 272 рубля за литр, следует из доклада ФАС, опубликованного накануне.
Мотивация ФАС, разумеется, самая благая: подорвать экономическую почву под ногами у производителей «паленой» водки.
«Нелегальная водка, производители которой не платят акцизы и налоги и которая непонятно из чего состоит, не только угрожает жизни и здоровью населения, но и составляет очень жесткую конкуренцию продукции добросовестных производителей, в первую очередь по цене», — объясняет начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин.
За это следует выпить
Снижение акциза на алкоголь легальные производители будут однозначно приветствовать, хотя в целом для рынка последствия инициативы ФАС будут не столь однозначными, говорит руководитель портала «Алкомаркет Инфо» Владимир Коген.
«Чем ниже цена товара, тем быстрее оборачиваются деньги, тем быстрее они возвращаются по всей цепочке от продавца к производителю, который по закону о торговле фактически кредитует магазины на срок в 40 дней. Обратная сторона медали состоит в том, что российские производители теперь быстро начнут производить водку дешевого сегмента, и рынок алкоголя четко поделится на две группы: дешевый отечественный и дорогой импортный. У российского производителя просто не будет экономического смысла производить более качественную водку», — сказал он «Ридусу».
Конкретно водочный рынок устроен довольно хитро для тех, кто не разбирается в тонкостях производства aqua vita. По большому счету, принципиальной разницы между водкой за 100 рублей и водкой за 800 рублей нет, объясняет Коген. Разумеется, если сравнивать легальную, произведенную с соблюдением всех технологических стандартов, продукцию. Покупатель доплачивает за «престижный» бренд, а состав водки, за исключением минимальных добавок, у всех наименований практически одинаков со времен Дмитрия Менделеева.
По данным Союза производителей алкогольной продукции, собственное производство и импорт алкоголя в России выросли за шесть месяцев 2016 года сразу на треть. При этом доля контрафактной продукции на рынке может достигать, по разным оценкам, до половины всего проданного алкоголя.
В 2015 году в РФ был продан 1 млрд литров крепкого алкоголя. Из них 25% пришлось на нелегальные продажи водки, в значительной части производства Кабардино-Балкарии.
Все для счастья потребителя
Поэтому у производителей, если идея ФАС воплотится в закон, будет выбор между двумя вариантами, говорит эксперт.
«Первый: просто снизить ценник на уже выпускаемые сорта. Это самое простое, потому что не надо ничего придумывать, менять технологию. Но это означает в каком-то смысле размывание бренда, который изначально позиционируется как элитный. Второй вариант: напечатать новые этикетки на какую-то часть бутылок, на которых будет ярко красоваться слово „Народная“ или „Сторублевая“, или что-то в этом духе. Второй вариант предпочтительнее с маркетинговой точки зрения, потому что любая новая этикетка привлекает покупателя, особенно если она позиционируется как бюджетная. При нынешнем состоянии потребительского спроса это важный двигатель торговли», — говорит Коген.
Водочный рынок в России в самом деле оживился в последние месяцы. Например, в Ленинградской области после многих лет простоя нашел инвестора ликеро-водочный завод «Вега». Производственные мощности позволят «Веге» занять огромную долю рынка в стране с новыми брендами, полагает эксперт.
Так как химический состав водки «дорогой» и «дешевой» и ее органолептические свойства различимы только для профессиональных дегустаторов (и еще для алкоголиков с большим производственным стажем), то изготовитель ничего не потеряет, если будет разливать в разные бутылки водку «из одной бочки» (как это делают на многих АЗС с бензином). Но покупатель будет счастлив наличием выбора, а покупатель, как известно, всегда прав.
Не подорвет ли дешевое бухло здоровье россиян, ФАС, вероятно, рассуждать не имеет компетенции. Решит ли следом ФАС снизить цены на молоко — чтобы его цена не была выше цены водки — или этот продукт, по мнению ведомства, не входит в число товаров первой необходимости, на момент написания статьи выяснить также не удалось.
В последний раз минимальная розничная цена на водку повышалась 13 июня. 30 августа Минфин выступил с прямо противоположным инициативе ФАС предложением: повысить минимальную розничную цену на водку до 394 рублей за 1 литр.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: