Российское кино посмотрело в глаза своим зрителям
- 04 октября 2016 08:09
- Максим Марков
Несмотря на то, что российский «Комик Кон» прошёл вот уже в третий раз, для отечественных киношников он всё ещё в новинку. Попав сюда впервые, многие из них очевидным образом не знают, как следует себя здесь вести и что говорить, дабы «зажечь» и увлечь собравшуюся публику. Хотя ведь есть, у кого поучиться — взять для примера проведённую дважды диснеевскую презентацию новых проектов «Marvel» и «Lucasfilm».
Огромные очереди на входе, забитый кинозал — и специально отобранный материал на экране. Обращаясь к «самой подготовленной аудитории на свете», вице-президент по маркетингу Елена Бродская обещает, что сейчас покажет «самое классное и самое эксклюзивное»: «Клянусь, этого не видел никто. Мы никогда не показывали это и не будем больше показывать никогда». Ощущение причастности к чему-то особенному заставляет аудиторию взорваться радостным визгом и дружными аплодисментами — и для начала зрители с восторгом принимают фрагменты из «Доктора Стрэнджа», который выходит-то всего через несколько недель.
А вот до вторых «Стражей Галактики» терпеть ещё семь месяцев. Фанаты ликуют, увидев в ролике Сильвестра Сталлоне и сыгранного Куртом Расселом Эго — отца героя Криса Пратта. Вздох умиления раздаётся при появлении Бэби Грута — этому глупышу-симпатяшке теперь суждено будет стать любимой игрушкой не только у малышей. Искупали в овациях даже короткий ролик будущего «Тора», хотя весь материал — несколько концептов, немного бэкстэйджа да буквально пара готовых кадров (зато с Халком). Но отныне мы знаем, что в «Тор: Рагнарёк» Кейт Бланшетт с её двумя «Оскарами» играет первую в марвеловской киновселенной женщину-злодейку — чем не повод ещё целый год ждать новую картину?..
Конечно, «Звёздные войны» (было представлено два ролика «Изгоя-Один») и «Мстители» — давно и хорошо раскрученные бренды, тягаться с ними по популярности отечественным новинкам трудно. Но можно — о чём свидетельствует хотя бы успех презентации первой экранизации российского комикса «Майор Гром» от издательства «BUBBLE». Здесь также была толпа, а фанаты с тем же воем и визгом сопровождали едва ли не каждую фразу авторов фильма: «Вам интересно всё?» — «Да!!!»
А ведь ещё пять лет назад всё начиналось с маленьких тиражей, которые даже не до конца распродавались («Это Россия, супергерои — здесь с этим плохо»). Создав в прошлом году кинокомпанию для экранизации собственных творений, сегодня издательство настроено на обустройство собственной киновселенной — и эта работа распланирована на ближайшие десять лет, причём речь идёт не только о кинофильмах с перспективой международного проката, но и о теле- и мультсериалах. «Мы честно понимаем, для чего работаем: мы хотим развлекать», — признаётся режиссёр Владимир Беседин, добавляя: «Экшен-юмор — жанр, к которому мы движемся». «У нас — не ответ Голливуду, мы хотим делать хорошее кино», — говорит он, обозначая свою позицию: на «Майора Грома» люди должны пойти не по квоте для отечественного кино, а по собственной воле, ради удовольствия: «Мы хотим нравиться вам, но не хотим быть навязанными».
За всем этим шумом — где было и про планку, соответствующую требованиям голливудского кино, и про уникальные съёмочные технологии — на второй план как-то отошёл тот факт, что представленный (но не показанный) на фестивале «классный супергеройский фильм» — пока лишь 20-минутная короткометражка, премьера которой запланирована на начало декабря. Конечно, её постараются выпустить в прокат (возможно, с фильмом о фильме, чтобы по хронометражу дотянуть до полноценного сеанса), но в первую очередь — для того, чтобы протестировать зрительский интерес к картине. Потом её выложат на YouTube, а уж полный метр — это пока что дело будущего (тут в подробности создатели фильма не вдаются).
Главное, по их словам, что «никто не хочет есть турецкие помидоры, хотят есть у своей бабушки», — иначе говоря, россияне с нетерпением ждут свой продукт со своими артистами. Заключение, пожалуй, немного спорное, но что сказано, то сказано — и теперь остаётся дождаться готового результата.
Перспективы отечественного комикса в какой-то мере будут обрисованы прокатными сборами выходящих в феврале «Защитников» — с которыми «Майора Грома» уже, разумеется, сравнивают («Мы работаем без оглядки на другие российские проекты, мы заняты своим», — отвечают на это его авторы). Впрочем, пока что представленный Сариком Андреасяном и его артистами материал воображения не поражает — явно проигрывая темпераменту своего амбициозного режиссёра, просившего со сцены: «Поаплодируйте мне ещё раз, мне это нужно», — и приглашавшего на бесплатную автограф-сессию: «Интим предлагать».
Но тут важнее оказались слова Алексея Рязанцева, не только сопродюсера фильма, но и его будущего дистрибьютора, возглавляющего «Каро Премьер» и прокатывающего хиты «Warner Brothers». Отметив подавляющее большинство голливудских стендов, он также сказал: «Приятно, что сегодня здесь есть замечательные русские фильмы, российские фильмы, которые могут уже и должны конкурировать с этими замечательными фильмами от мейджоров на наших киноэкранах». Что ж, только не обманите — ведь пока что имя Андреасяна уверенно ассоциируется с худшим, что даёт миру российский кинематограф.
В какой-то мере Андреасяна можно назвать одним из тех «пацанов», что, по словам Константина Эрнста, «сильно испортили площадку», вспаханную «Ночным дозором» в не таком уж и далёком 2004-м году. После ряда успешных отечественных блокбастеров появились те, кто очень хотел денег, но не умел при этом снимать кино; пришла пора, наконец, возвращать утерянные позиции. Позади семь лет упорной работы — а эти семь лет, по словам режиссёра Андрея Кравчука, «сопоставимы со стройкой космического корабля», — и Эрнст со своими коллегами выпускает в прокат фильм «Викинг», который обещает стать главным украшением новогоднего кинорепертуара.
Презентацию «Викинга» можно назвать образцовой: едва ли не в последний момент вклинившись в расписание фестиваля, она получила всего лишь двадцать минут — но каждая из них была отработана максимально эффективно. Яркие, живые, но недолгие выступления (режиссёр картины, например, провёл на сцене всего сорок секунд) — и видеоматериал, намеренный подтвердить слова продюсера Анатолия Максимова, что «у нас может быть зрелище мирового уровня»: «Такого кино не делали не только мы, но и вообще в нашей стране».
Трейлер фильма «Викинг»
«Это подлинная история, непридуманная», — говорит Константин Эрнст, отмечая, что единственным первоисточником, которым создатели фильма пользовались при работе, стала «Повесть временных лет», которую «мало кто читал» из современной молодёжи. Зато теперь зрители фильма смогут узнать, «откуда, собственно, мы все произошли», а «ребята, которые редко читают большие толстые книжки», смогут «спокойно и внятно ответить» на вопрос: «Ты русский? Откуда ты, собственно, взялся?..».
Знаете, это кино про любовь, про жизнь, про смерть… А на самом деле, это кино про зрителей. Зрители ни про что другое кино смотреть не хотят. Мы, команда, которая сделала много разных фильмов — вы знаете, каких, — мы отвечаем: это на данный момент наш лучший фильм. Мы многое в него вложили, кажется, у нас получилось.
Не сказать, правда, что речь Эрнста произвела на публику такое уж большое впечатление, но всё познаётся в сравнении — у других получалось и того хуже. К тому же «Викинг» был представлен не только роликами, но и «вживую» — в виде сторожевой заставы времён Киевской Руси Х века, где-то и дело выступали с богатырскими боями работавшие на картине каскадёры. И это был, бесспорно, один из самых оригинальных стендов на всей выставке.
Возле него мы и встретились с режиссёром фильма Андреем Кравчуком, который признаётся, что плохо знает комиксы, но ведь и не в комиксах дело — потому как «сейчас даже в Голливуде начинается поиск более сложных историй»: «Кино в себе соединяет живопись, литературу, архитектуру, моду, высокие технологии — оно в себя всё втягивает, и поэтому сказать, что какая-то одна из составляющих является доминирующей, наверное, неправильно».
Фестиваль для Кравчука — «возможность посмотреть в глаза своим зрителям»:
Потому что всё равно прежде всего в кино ходят молодые люди. Посетители «Комик Кона», «Игромира» — это молодые люди. И им важно видеть, что наше кино может быть не хуже, а, может быть, и лучше или сравнимо с голливудским, что им можно гордиться, его нужно смотреть, и это также интересно, как играть в компьютерные игры, а на самом деле, мне кажется, ещё более интересно.
Нам важно, чтобы они почувствовали, скажем, всю «настоящесть», которую мы старались сделать. Поэтому здесь брёвна из нашей декорации, каскадёры, которые недавно у меня снимались, костюмы, которые у меня снимались, мечи, оружие, реквизит и так далее.
Недавно стало известно — и Эрнст это лишний раз подтвердил, — что 29-го декабря «Викинг» выйдет в прокат в двух версиях: взрослой и «семейной».
Такого прецедента ещё не было. Бывали прецеденты, когда выходит фильм — а потом отдельно выходит авторский монтаж. У нас были предварительные просмотры, показавшие: с одной стороны, фильм связан с нашей историей, с нашим прошлым, но с другой — в нём есть и насилие, и жестокость, и убийства, которые отсекают детскую аудиторию. И тогда мы просто решили сделать две версии — и люди сами смогут выбирать, на какую версию им пойти. Где-то будет стоять 12+, где-то 18+; об этом можно будет узнать в кассах.
Вслед за «Викингом» — 26-го января — стартует «Притяжение» Фёдора Бондарчука, фантастический проект, презентацию которого на сцене «Комик Кона» можно назвать образцово провальной: режиссёр и исполнительница главной роли Ирина Старшенбаум провели на сцене от силы полторы минуты, показав трейлер, который к тому времени уже успели выложить в сеть. Как ни странно, им нечего оказалось сказать людям — и они ограничились лишь приглашением в фестивальный кинозал, где покажут двенадцать минут с недоделанной графикой («Мы верим в фильм и рискнули»).
Критик Антон Долин, актриса Ирина Старшенбаум и режиссёр Фёдор Бондарчук на презентации фильма «Притяжение»
Сработала то ли аналогичная вера в то, что «Притяжение», по мнению проведшего встречу критика Антона Долина, «имеет все шансы стать главным блокбастером года», то ли сама магия имени Бондарчука (как-никак, создателя самого кассового российского фильма — «Сталинграда»), но людей в данном кинозале набралось достаточно — пришёл даже Финн из «Времени приключений», а это уже показатель.
Здесь, за закрытыми дверьми, режиссёр оказался куда разговорчивее, не раз обмолвившись, что мог бы говорить о создании ленты часами (так что же отмолчался на сцене?!.). Ради нового фильма он впервые ушёл от команды, с которой работал, начиная с «9-й роты»; оставил рядом только Жанну Пахомову, художника-постановщика «Обитаемого острова». Все остальные — сплошь молодёжь, для которой буквальным образом приходилось проводить мастер-классы прямо на съёмках — показывая, и как грим накладывать, и как декорации штукатурить (хотя Ирина в свою очередь всё же отмечает, что команда была «собрана из суперпрофессионалов» и на площадке она «чувствовала себя как спа-зоне»). Молодая энергия компенсировала иные минусы, и результатом похода на новую территорию Фёдор Бондарчук доволен: «Это новый виток моей жизни».
«Люди — руки и ум — наша великая радость», — говорит режиссёр, представляя ролик о спецэффектах, вновь и вновь между тем повторяя: «Мы обновляем кадры с компьютерной графикой», «Вы не смотрите на графику», «Графика не готова». Всё будет готово к январю, пока же внешний вид пришельцев был раскрыт в одном-единственном кадре — зато было сказано, что их миры каким-то образом основаны на воде.
Трейлер фильма «Притяжение»
Собственно трейлер — «это вообще ничего»; он никоим образом не раскрывает подробностей сюжета, представляя зрителям лишь завязку: на Москву со страшным грохотом падает инопланетный корабль. «Сюжет как держали в секрете, так и держим», — интригует Бондарчук, вспоминая про 28 драфтов сценария. «Мы оберегаем себя», — и тем не менее, по показанному отрывку можно сделать уже некие выводы. Пришельцы, кажется, мирные, сбиты они были испугавшимися землянами случайно, а упавший корабль самым прискорбным образом помешал Тёме (его играет Александр Петров) в первый раз заняться любовью с симпатичной девушкой. «Сейчас главное — не провоцировать агрессию», — предлагает подождать герой Олега Меньшикова, после чего умоляет дочь хоть раз в жизни послушаться его и отсидеться дома… Одной Землёй действие картины вроде бы не ограничится — но тут лучше прекратить строить догадки и дождаться выхода фильма.
Я снимаю кино эмоционального подключения. И меня часто ругают, что все эмоции завышены, музыки много, «Сталинград» очень оперный — но я его и снимал отчасти как оперу. Я снимаю кино эмоционального подключения, другое дело, что с этим эмоциональным подключением сделает зритель. Но я надеюсь на то, что кино способно хотя бы на секунду изменить человеческую душу к лучшему.
Совсем мало людей было на презентации космической драмы «Салют-7. История одного подвига» — в последний день фестиваля её авторам не удалось привлечь подуставший народ ни к сцене, ни в кинозал. Вероятно, не хватило напористой агрессии, которая должна была бы убедить всех и каждого в том, что пропустить эту картину ну никак невозможно. Если её не наберётся к апрелю, когда фильм выйдет в прокат, то налицо будут сплошные убытки.
Хотя сейчас создатели фильма — и продюсер Юлия Мишкинене, и режиссёр Клим Шипенко — уверены, что с технической точки зрения не уступят даже «Гравитации»: «Мы к этому сравнению готовы, мы выдержим уровень и порадуем чем-то новым», — уверяет режиссёр, обещая не только «аттракцион» с «беспрецедентным количеством компьютерной графики» (более сорока минут), но и серьёзный захватывающий сюжет.
Ролик фильма «Салют-7. История одного подвига», посвящённый созданию визуальных эффектов
По словам Мишкинене, это «самая фантастическая из всех реальных историй»: «Более драматичного эпизода в истории космонавтики не было» (кстати, это слегка спорное заявление, учитывая количество связанных с освоением космоса трагедий). Фильм расскажет о том, как в 1985-м году советские космонавты отправились чинить переставшую отвечать на сигналы космическую станцию — иначе она могла бы в скором времени упасть на Землю. Но хотя продюсер и называет Владимира Джанибекова «секс-символом Советского Союза», фамилии героев в фильме изменены. На естественный вопрос «Ридуса» «Почему?» Клим Шипенко ответил:
Это буквально связано с тем, что главные настоящие герои — Владимир Джанибеков и Виктор Савиных — люди скромные и стеснительные в каком-то смысле. И они не хотят, чтобы их фамилии были использованы. Мы их желание уважили и поменяли.
Также режиссёр отметил, что фильм не является «абсолютным воспроизведением» и «реконструкцией реальных событий»: «создавался художественный образ». Который, впрочем, можно будет сравнить в финале с подлинными документальными кадрами. «Надеемся, они придут на премьеру», — подытожила Юлия Мишкинене разговор о космонавтах.
Режиссёр Клим Шипенко, актриса Мария Миронова и продюсер Юлия Мишкинене на презентации фильма «Салют-7. История одного подвига»
А пока что на презентацию не пришли даже исполнители главных ролей — Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. Вместо них «Комик Кон» посетила Мария Миронова, сыгравшая жену одного из героев: «Чем мне понравилась эта история? Тем, что, во-первых, она очень человеческая, во-вторых, она, конечно, про любовь, безусловно». С её героиней будет «связан один из самых драматичных эпизодов фильма», на котором, уверяет продюсер, «все плачут». Как говорит сама актриса, несмотря на сложные взаимоотношения между персонажами (которые могли бы даже давно развестись), «она его своей верой и любовью достаёт с того света — одним словом: «Возвращайся!»
Удостовериться в этом, однако, нам пока не дали: группа фильма показала и слайд-шоу, и ролики о съёмках, но только не готовый материал. Исключение составили отдельные секунды, в том числе — с участием летающего таракана: «Земляк!» — приветствуют его космонавты. В остальном киношники ограничились обещанием: «Это всё будет ещё круче!»
Не знаю, как насчёт этого фильма, но этим «будет ещё круче» можно с уверенностью обрисовать будущее самого «Комик Кона». «Атмосфера не хуже, чем в Сан-Диего», — отметил, выйдя на сцену, Константин Эрнст, знающий, как в Америке проходит оригинальный конвент; Алексей Рязанцев пошёл даже дальше: «Сан-Диего отдыхает». За два года «Comic Con Russia» обрёл подлинный размах — но есть ещё, куда стремиться. Ведь в соседних залах в тоже время проходила выставка «Игромир», и вот там уж было подлинное буйство, настоящее пиршество для поклонников видеоигр, по масштабу заметно превосходящее любые задумки фестиваля поп-культуры. Догнать и перегнать не Америку, но хотя бы соседей — задача, вполне достижимая при таком уровне народной поддержки.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: