Эксперт: Острову свободы потребуется время, чтобы найти себя без Фиделя
- 28 ноября 2016 15:05
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Смерть легендарного кубинского лидера вызвала неоднозначную реакцию в мире. Она диаметрально разнится в зависимости от знания реальной ситуации на Острове свободы, впечатлений туристов и "иностранных специалистов", а также попыток судить о ней на основании романтической картинки, сложенной еще во времена СССР.
Вместе с тем самих кубинцев, проживающих как на родине, так и в эмиграции, сегодня куда больше интересует то, что будет с их страной и с ними самими после ухода бессменного вождя.
Радость оппонентов режима семьи Кастро несколько преждевременная, говорит член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
«Прежде всего, Фидель уже несколько лет не оказывал никакого практического влияния на политику Гаваны, а для политического деятеля политическая смерть намного значимее, чем физическая. И с уходом Кастро-старшего от дел принципиально эта политика мало изменилась. Ведь клан Кастро, включая его брата, никуда не делся», — сказал он «Ридусу».

Сам факт живого лидера революции, даже пребывающего в полурастительном состоянии, оказывает воздействие на его соратников, не позволяет им слишком уж резко менять предначертанный курс. Теперь, когда «тень отца Гамлета» более не витает над кубинским руководством, можно ожидать, что изменения на острове пойдут быстрее.
Кроме того, объективная ситуация в мире такова, что у кубинского руководства просто нет иного пути, кроме либерализации экономической и общественной жизни, полагает Зудин.
«У Кубы такое географическое положение, что ей просто деваться некуда. Россия и далеко, и не очень рвется вновь обниматься с Гаваной. Китай, конечно, с кубинскими коммунистами принадлежит к одной семье, но опять же это родство достаточно уже отдаленное, а география и в том случае не играет на пользу кубино-китайского сближения», — говорит политолог.
Так что у кубинских коммунистов дорога одна — в пасть империализму, тем более что глобализация именно туда их и подталкивает со всей неизбежностью.
Очень может быть, что Фидель Кастро будет еще долго оставаться для кубинцев общенациональным символом, но не более того — примерно как это произошло как раз в Китае после смерти Мао. Никто там не снимает портреты великого кормчего с ворот Запретного города, однако про его «великие идеи» в КНР давно уже никто не вспоминает.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: