+1
Сохранить Сохранено 7
×

Кино: Хью Джекман в последний раз сыграл Росомаху


Кино: Хью Джекман в последний раз сыграл Росомаху

«Логан» (Logan)

США, реж. Джеймс Мэнголд, в ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафна Кин, Бойд Холбрук, Стивен Мерчант, Ричард Э. Грант, Элизабет Родригес.

Сайт фильма

К 2029-м году постарел даже нестареющий Логан: пусть он по-прежнему силой воли выдавливает из себя шальные пули, но при этом хромает, часто кашляет, читает в очках, подумывает вынести себе однажды мозги и как следствие — пьёт. Зарабатывая частным извозом, он подумывает купить яхту, чтобы спрятаться на ней в океане; пока же живёт близ мексиканской границы вместе с альбиносом Калибаном и 90-летним профессором Ксавьером, страдающим от мучительных приступов головной боли. Других мутантов вокруг давно уже нет: все их знакомые погибли, а новые, как они думают, не рождались порядка четверти века.

Относительное спокойствие подрывается после того, как сразу двое посторонних узнают в Логане Росомаху. Мексиканка Габриэла умоляет отвезти её с дочерью в Северную Дакоту, откуда они могли бы перебраться в Канаду; 25 тысяч она показывает сразу, столько же обещает по прибытии — успеть надо до пятницы. В то же время типчик Дональд Пирс с механической правой рукой даёт Логану понять, что делать этого определённо не стоит.

И тот готов, было, с ним всецело согласиться, пока молчаливая одиннадцатилетняя Лора, только что игравшая с мячиком и по-детски цепляющаяся за свой рюкзачок, вдруг не выходит с отрезанной головой свирепого наёмника, а Чарльз не спрашивает с каким-то плохо скрываемым намёком: «Она тебе никого не напоминает?..»

Трейлер фильма «Логан»

«Я дал тебе семью» — «Её больше нет»

Пусть скептики поднимут меня за эту мысль на смех, но даже по самым строгим параметрам Хью Джекман заслужил за эту роль номинацию на «Оскар». Возможно, как и сам фильм — который явно не похож ни на всех остальных «Людей Икс», ни на любые прочие франшизные кинокомиксы. Давно развенчано предубеждение, что это «детский жанр», не несущий в себе ничего серьёзного; но даже на фоне иных достойных примеров «Логан» — какая-то невероятная глыба. Не фантастика, не боевик, а мощнейшая психологическая драма почти шекспировского накала.

Это тем более удивительно с учётом того, что первый сольник про Росомаху был откровенно пустой и провальный, а второй оказался не более чем ладно скроенным типовым блокбастером (хотя уже там были намечены внушающие надежду тропинки).

Объявив о том, что сыграет прославившего его героя в последний раз, Хью Джекман отнюдь не кокетничал, выбивая тем самым себе повышенный сверх меры гонорар за следующие серии. Он поступил куда мудрее, поставив перед жаждущими наживы продюсерами простое условие: «Хотите третью часть? О’кей, но только на моих условиях».

И добился тем самым той интонации, о которой мечтают, наверное, воистину большие артисты. Сыграв подлинную обречённость, сыграв настоящую усталость, сыграв неподдельную злость. Вместив в свой взгляд бескрайнюю бездну — ощущение той безнадёги, когда выхода нет, но ты бежишь и бежишь, пытаясь всё-таки вырваться из смыкающегося над тобой капкана.

Ролик фильма «Логан»

«Вы очень хороший внутри», — бьёт на жалость нуждающаяся в его помощи мексиканка, тогда как престарелый профессор вспоминает деньки, когда неоперившийся Логан выглядел как «идеальный кандидат в наёмные убийцы». Герой Джекмана и правда никогда не был «белым и пушистым», в нём всегда таилась (и зачастую вырывалась наружу) та ярость, которую, по словам одного из нынешних злодеев, «нельзя вырастить», но «надо создавать с самого начала». К тому же, зачем положительному персонажу стальные и безукоризненно отточенные «когти»? Уже в этом «атрибуте» была заложена та двойственность, что неизменно выделяла Росомаху из числа прочих — будь то мутантов, будь то супергероев.

«Вид лежащего Росомахи разбивает мне сердце» — «Я вырву его из твоей груди»

История, рассказанная в «Логане», даёт нам последний шанс понять в этом глубоко несчастном (а как же иначе) человеке (всё-таки человеке!) нечто такое, чего мы про него раньше никак не понимали — хотя, быть может, всё же как-то смутно догадывались. И пусть некоторые приёмы выглядят тут «слишком в лоб», главное ведь — что они работают.

И невесть откуда объявившаяся у героя «дочка» («Ох», — вздыхаешь сперва, вспоминая аналогичные слащавые случаи в других сериалах) именно здесь оказывается к месту и по делу. Не только потому, что это показывает Логана «отцом», время от времени дающим «ценные советы» уровня «Нельзя брать чужое». Но и потому, что авторы фильма не сюсюкаются с нею ради увеличения детской аудитории (как это было с Железным человеком, который — к своему стыду — не избежал дружбы со смышлёным пареньком).

Фрагмент из фильма «Логан»

Несмотря на присутствие в кадре малолеток, «Логан» — это не только самый взрослый (хотя бы по части насилия, явно переваливающегося за все разумные рамки «детского боевика»), но и самый бескомпромиссный из всех франшизных комиксов (вычтем единичные случаи, которые изначально задумывались без продолжения).

И Лора, «лабораторная ошибка», которую «надо убрать с доски, пока она не причинила вреда», бьётся здесь наравне с вооружёнными до зубов мужиками, вонзая свои лезвия в здоровенных амбалов и кромсая их со свойственной многим уличным «детишкам» ожесточённостью (отчего есть подозрение, что саму юную актрису пустят посмотреть этот фильм в кинотеатре ещё очень не скоро).

«Ей можно выпускать людям кишки, а плохие слова слышать нельзя?» — удивляется Логан, но именно в доказательстве того, что «убийствами жить нельзя», состоит педагогическая значимость новой картины.

«Я тоже больно делала» — «Научись с этим жить»

Мало посмотреть старый вестерн про благородного ковбоя («Шейн» Джорджа Стивенса 1953-го года), надо ещё на собственном примере показать, что благородство и самопожертвование — не просто слова, а нечто реальное и осязаемое. «В долине больше нет бандитов», — повторяет девочка в финале фильма, и наш последовательный путь к этой простой и даже банальной фразе — путь, включающий множество страшных смертей и ужасающую гибель добропорядочных гражданских — есть главное достоинство начинающего сегодня свою долгую экранную жизнь «Логана», в котором не нашлось места привычным, казалось бы, данному жанру самообману и фальши.

Фрагмент из фильма «Логан»

«Поверь, это брехня, всё было не так», — говорит Логан, увидев у Лоры комиксы про «Людей Икс» (примечательный, кстати, случай, как в такого рода кино вплетена бумажная первооснова). «Это враньё», — повторяет он и в следующий раз, и вот после этого фильма действительно можно поверить, что да, враньё, что у них там всё куда жёстче, суровей и без предоставления «второго дыхания», и просто «Марвел» раз за разом обманывает нас, выпуская свои оптимистичные и обманчивые «сказочки» в расчёте на долговременную прибыль.

Но если по-честному — то героям действительно больно и они действительно умирают. И спасибо Хью Джекману, который, сам глядя смерти в лицо, вместе с режиссёром Джеймсом Мэнголдом настоял на том, чтобы стандартная фраза «Мир уже не тот, что был раньше» обрела своё новое, настоящее, сокрушительное значение.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Лапоть
    Лапоть 02 марта 2017

    Так "Логан" про Россомаху?! Я думал - это мелодрамматичный триллер про то, как мужик купил Рено "Логан"

    Ответить
    0 +