Почему в США так испугались подлодки «Казань»
- 06 апреля 2017 02:14
- Виктор Литовкин, военный обозреватель
На Северодвинском заводе «Севмашпредприятие» прошло торжественное, но ставшее уже привычным мероприятие. Там под гром оркестра спустили на воду очередной многоцелевой подводный атомный ракетный крейсер 885 М проекта класса «Ясень» под названием «Казань».
Конечно, перед этим прошел митинг, на котором перед объективами телекамер и рабочим коллективом «Севмаша» выступил куратор российской оборонки из правительства вице-премьер Дмитрий Рогозин и представители городской и заводской администрации. Затем генеральный директор предприятия Михаил Будниченко дал команду на выход субмарины из эллинга, а командир атомохода капитан 1 ранга Александр Бекетов вместо исполняющей по традиции эту роль местной красавицы разбил о борт корабля бутылку шампанского.
Газорезчики подрезали стопора, удерживающие АПЛ на железнодорожных колесных парах, и огромное сигарообразное тело «Казани» медленно поплыло в набежавшую речную волну весенней Северной Двины.
Проект 885 М
Субмарине еще предстоит оставаться на заводе почти целый год, пока будут проведены все доводочные работы, проверены на воде все механизмы и приборы. Потом она выйдет в море на швартовые и ходовые испытания, экипаж проведет несколько ракетных и торпедных стрельб, и только затем крейсер передадут в боевой строй отечественного ВМФ.
Место «Казани» на стапелях останется незанятым очень недолго. Там заложат следующий корпус проекта 885 М. А к спуску на воду будут готовить очередной «Ясень» под названием «Новосибирск». За ним в очереди уже стоят «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» … К 2023 году в российском Военно-Морском флоте должно быть восемь многоцелевых ударных подводных атомных крейсеров проекта 885 М.
Заклятые друзья
Спуск на воду «Казани» заметили не только в Северодвинске и в Москве, но и в Вашингтоне. Популярный американский журнал Никсоновского исследовательского центра The National Interest и его штатный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar), специализирующийся на рассказах о российских вооружениях, о которых, что совсем не странно, всегда отзывается с пиететом, посвятили отдельную статью, где утверждают, что «это будет самая мощная вражеская лодка, с которой когда-либо приходилось сталкиваться ВМС США».
Не будем обращать внимание на слова «вражеская лодка», — наши моряки никогда не называли американские ВМС врагами, хотя они и доставляют им немало хлопот, но если в США так принято в последнее время именовать наших военморов, то Бог им судья. Обратим внимание на другое: заокеанский эксперт, которого цитирует Дейв Маджумдар, специалист по российским военным делам Майкл Кофман (Michael Kofman), работающий в Центре военно-морского анализа (Center for Naval Analyses), утверждает, что «это самая боеспособная атомная подводная лодка, принятая на вооружение вероятным противником».
И добавляет, что «Казань» имеет немало существенных усовершенствований по сравнению со своей старшей сестрой (первой в серии проекта 885 — авт) лодкой «Северодвинск». В ней внедрены новые технические разработки, появившиеся уже после начала строительства «Северодвинска», включая оптимизированную форму корпуса и модернизированные системы радиоэлектронной борьбы и автоматизации. При строительстве «Казани» также учтены недостатки более старшего корабля этого класса.
На самом деле, 885 М, — резюмирует Кофман, — это первая лодка нового типа. Проект был значительно усовершенствован на базе опыта продолжительного проектирования, строительства и испытаний изначального проекта 885.
И если по поводу определений «вражеская», «вероятный противник» с американцами можно еще спорить, тем более из-за утверждения, что «Казань» принята на вооружение, — еще не принята, только спущена на воду, то замечание о «продолжительном проектировании» абсолютно справедливо.
Долгая дорога в строй
Создание облика АПЛ нового четвертого поколения, к которому принадлежит проект 885, началось еще в 1977 году. Планировалось, что эти корабли придут на смену нескольким типам разнородных субмарин и будут способны решать много задач, которые поручались их «старшим собратьям». Не только бороться с подводными лодками вероятного противника, но и с его авианосными соединенными.
Работу над проектом начало Санкт-Петербургское морское конструкторское бюро машиностроения «Малахит», уже создававшее многоцелевые АПЛ. А главным конструктором был назначен Владимир Пялов. Правда, заложили первую лодку проекта «Ясень» на «Севмашпредприятии» только в декабре 1993 года. Присвоили ей название «Северодвинск» в честь города, где находится самый крупный в нашей стране кораблестроительный завод и где построены почти все самые большие и мощные российские атомные подводные крейсера. Но в 1996 строительство АПЛ было остановлено. Причина — банальная, не было денег. Работы возобновились только в 2004 году уже по доработанному проекту. В ходе строительства возникали новые идеи, которые привносили в конструкцию быстро меняющиеся главкомы ВМФ и другие адмиралы и конструкторы.
Тем не менее, 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Они заняли три года. Сроки сдачи опять неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки.
10 октября 2013 года лодка успешно завершила все испытания на предприятии и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря подписан приёмный акт. АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России. Будем надеяться, что со вторым корпусом — АПЛ «Казань» мороки будет меньше и ее быстрее передадут в боевой строй. Как было обещано к концу нынешнего года или в начале будущего.
Уникальная «Казань»
Чем же многоцелевой подводный атомный крейсер проекта 885 класса «Ясень» под названием «Казань» и бортовым номером К-561 отличается от своего старшего собрата «Северодвинска» и в чем его уникальность? Но сначала несколько слов о ее тактико-технических характеристиках.
На «Казани» расположены десять торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, то есть возле командирской рубки. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты. В них можно помещать «Калибры-НК», которые хорошо зарекомендовали себя в ходе антитеррористической операции в Сирии, или противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Оникс».
Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач — от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами разных систем. По заявлению гендиректора предприятия-проектировщика субмарины — конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. В том числе и ракеты-торпеды.
Американские эксперты не зря восхищаются нашей субмариной. Она во многом схожа с их подлодками класса «Сивульф» и «Вирджиния». У них даже схожи некоторые параметры. Наш «Ясень» также бесшумен, как и они. Но у российской АПЛ более широкий круг задач. Она, как мы знаем, может бороться, как с подводными лодками, надводными кораблями и многоцелевыми авианосными группами, для чего предназначен, в первую очередь, «Оникс». И в тоже время может наносить удары по наземным целям. Как «Калибр-НК». У американцев такие задачи сможет выполнять стратегическая АПЛ класса «Огайо», когда вместо «Трайдентов» ее переоборудуют под «Томагавки».
А уникальность «Казани» по сравнению с «Северодвинском» заключается в том, что она построена полностью на российских материалах и комплектующих. Помимо этого, борт К-561 обладает, как мы уже писали, несколько улучшенными обводами рубки, надстройки и участков легкого корпуса (опытно-конструкторская работа «Обтекание»). Для него разработана всплывающая спасательная камера новой конструкции, работающая одновременно в режиме баромодуля. Поставлены на субмарину телескопические мачтовые устройства с укороченными обтекателями.
Помимо этого, для новой модификации были произведены многочисленные научные исследования аварийных ситуаций, связанных с внутренними взрывами и столкновениями с грунтом и обеспечена аварийная безопасность ядерной энергетической установки в подобных аварийных ситуациях.
Кстати, о ядерной энергетической установке. Она тоже нового типа — водо-водяная паропроизводящая установка КТП-6−85 с реактором КТП-6−185СП и тепловой мощностью порядка 200 МВт, созданная в ОКБ Машиностроения имени Африкантова.
Но главная особенность «Казани» - ее малошумность. При проектировании было уделено особое внимание этому вопросу. Ведь тот, кто раньше засечет противника, тот чаще и побеждает в бою. И для этого фундаменты всех критических узлов АПЛ оснащены активной системой гашения шумов (САГ). Шум удалось также снизить за счет разработки новых типов негорючих спиральнотроссовых амортизаторов взамен применявшимся раньше резино-кордовых.
В следующих лодках будут массово внедрять композитные элементов конструкции, обладающие высокой прочностью, малым весом и демпфирующими свойствами. К таким относятся различные вибропоглощающие сотовые каркасы, слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, сокращающие вибрационные шумы на отдельных частотах до 30 децибел.
Подводная охота
О всех новшествах подводного крейсера «Казань» и проекта 885 М класса «Ясень» не рассказать. Тем более, что большинство из них носит гриф «секретно» и «совершенно секретно». Единственное, что не составляет никакой тайны и о чем пишет в своей статье популярный американский журнал The National Interest и его штатный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar), это то, что Россия планирует разработать новый класс ударных подводных лодок, которые будут вести охоту за американскими субмаринами с баллистическими ракетами на борту.
Главной задачей этих ударных подлодок станет противодействие западным атомным подводным ракетоносцам. Наверное, это значительная программа, но в настоящее время о ней известно очень мало, разве что-то обстоятельство, что начало строительства запланировано на ближайшее будущее, пишет журнал.
«Нет сомнений, — подчеркивает он, — что русские обладают техническими навыками, необходимыми для создания такой мощной ударной лодки нового типа. Вопрос в том, хватит ли Кремлю денег для осуществления столь дорогостоящего военного проекта».
Ответ на эти сомнения очевиден: денег хватит. Очевиден и посыл американского журнала: он пугает своих моряков и американскую общественность новой российской многоцелевой атомной подводной лодкой с той простой целью, чтобы конгресс и президент выделили еще немного деньжат на новые военные разработки. 600 с лишним млрд долларов, которые имеет в своем бюджете Пентагон, им мало по сравнению с 50 млрд долларами бюджета нашего военного ведомства. И эта разница многое объясняет.
Автор — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке. Специально для «Ридуса».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: