Трамп выбрал войну
- 10 апреля 2017 04:52
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Самым главным событием минувшей недели, которое еще долго будет живо обсуждаться в мировых политических и экспертных кругах, стал американский удар 59 ракетами «Томагавк», нанесенный 7 апреля по сирийской авиабазе Шайрат в провинции Хомс. Удары стали ответом на химическую атаку в Идлибе, которая, по данным западных источников, была совершена авиацией сирийского президента Башара Асада.
Что это было?
Таким вопросом еще долго будут задаваться политики, военные и многочисленные эксперты, потому как найти простое логическое объяснение подобным действиям американских военных достаточно трудно. В пользу этого свидетельствует ряд небольших, но очень важных деталей, наличие которых делает ситуацию еще более запутанной.
Первая из них — это несопоставимость масштабов и мощности удара и поставленных целей. «Томагавк» — не новая, но весьма эффективная и дорогостоящая крылатая ракета, и стоимость нанесенного удара может измеряться десятками миллионов долларов.
Судя по описанию нанесенного ракетами ущерба (уничтожено несколько вспомогательных сооружений и неисправных устаревших самолетов МиГ-23), его тактическая эффективность может оцениваться как нулевая.
Второй вызывающий вопросы момент — предупреждение о нанесении удара российской стороны, чьи подразделения ВКС и средства ПВО находятся в относительной близости от места поражения. Вряд ли американцы сомневались, что их предупреждение русским, сделанное за два часа до удара, не станет в ту же минуту известно и их союзникам — сирийцам. Вполне возможно, именно этим и объясняется отсутствие серьезных потерь с сирийской стороны.
Не менее интересен и третий непонятный момент — находящиеся на боевом дежурстве поблизости от места нанесения удара российские комплексы ПВО С300, С400 и «Панцирь», РЛС которых просматривают окружающее пространство в радиусе нескольких сотен километров, не предприняли ничего для отражения атаки. И это при том, что размещены они там для противостояния отнюдь не боевикам ИГИЛ (запрещено в РФ) и сирийской оппозиции, не имеющим ни авиации, ни ракет, а все тем же США, Израилю и Турции.
Объяснения, что крылатые ракеты двигались на небольшой высоте, в связи с чем высотные комплексы не могли их поразить, выглядят просто смешно. Чтобы это понять, достаточно посмотреть тактико-технические характеристики С300 и С400. Также не стоит забывать, что в составе соединений находились прекрасные во всех отношениях комплексы ПВО «Панцирь», чье основное предназначение как раз сводится к борьбе с низколетящими целями.
Против лома нет приема
Четких ответов на эти вопросы, способных полностью удовлетворить не праздное любопытство мировой общественности и экспертов, пока нет. Однако уже сейчас существует целый ряд предположений.
Низкая эффективность удара, скорее всего, объясняется тем, что основной его целью были вовсе не тактические результаты, а политический эффект, который без всякого сомнения был достигнут.
В отличии от «сюсюкавшего» с Ближним Востоком Обамы, при котором ситуация в регионе многократно ухудшилась, Дональд Трамп поспешил дать понять миру, что он готов и будет рубить сплеча.
Очевидно, что за последние годы гордиев узел ближневосточных противоречий оказался запутан настолько, что справиться с ним можно только одним способом — разрубив его. Не долго думая, Трамп дал понять, что не будет долго разбираться, где и чьи интересы там переплетены, и распутывать их используя хирургические методы.
В силу приписываемой ему политической «отмороженности», сложную задачу XXI века он предпочел решить грубыми, но эффективными (на его взгляд) методами века XIX.
Важный момент заключается в том, что удар по Сирии был нанесен без одобрения Конгресса, что говорит, во-первых, о смене тактики Трампом, а во-вторых о том, что вместе с Сирией удар нанесен по внутренней американской системе сдержек и страховок от произвола президента. В ее незыблемость до последнего верили многочисленные эксперты и политики.
Не исключено, что этот путь приведет Трампа к искомому результаты. Проблема заключается лишь в том, чтобы избранное «лекарство» не оказалось опасней самой «болезни».
России предложат отойти в сторону и не мешать
Нет никаких сомнений, что нанеся удар по Сирии, американский президент перешел Рубикон и по сути возвестил о начале новой войны. Вопрос заключается лишь в соотношении задач, которые пытается решить Трамп на Ближнем Востоке и последствий от их решения, как для всего мира, так и России в частности.
Удар Трампа, не согласованный, заметьте, с Конгрессом, решает несколько задач, — пояснил «Ридусу» аналитик Золотого монетного дома Дмитрий Голубовский. — Первое — он показывает своим, что готов перехватить в Сирии инициативу у России и Путина; второе — он демонстрирует Кремлю, что, при желании, может устроить ему проблемы. Заметим, что все это происходит накануне визита Тиллерсона в Москву; третье — он показывает Китаю, что не такой уж он и изоляционист, и может действовать быстро и самостоятельно; четвертое и самое главное — он показывает России, выступающей на стороне шиитов, силу всей антишиитской коалиции. На стороне суннитов до сих пор пыталась лидировать то Турция, то саудиты. И у тех и у других кишка тонка. Если же всерьёз за дело в Сирии возьмутся США, то дела шиитов плохи. Все это лежит в русле вовсе даже не антироссийской, а антииранской риторики Трампа.
По мнению эксперта, если намерения Трампа серьезны, то России в скором времени предложат отойти в сторону и не мешать. За определённое вознаграждение.
Что именно это будет за вознаграждение — посмотрим, — говорит Голубовский. — Если будет эскалация, и Россия воспользуется моментом, чтобы выйти из неё с бонусом, нас ждёт сравнительно безоблачное будущее в ближайшие годы. Ну, а если мы начнем артачиться, тогда возможны неприятные варианты.
Запах войны
Сколь странно и неожиданно не звучала бы подобная версия, определенные детали, говорящие в ее пользу, можно отметить уже сегодня. Речь идет в том числе о странных моментах, отмеченных в начале статьи.
Следуя этой логике, становится понятно, почему удар наносился по второстепенным целям, а российская сторона была о нем заблаговременно предупреждена.
Трамп вовсе не хотел, чтобы первый удар ознаменовался огромными потерями с сирийской, а тем более случайными жертвами с российской сторон. Но при этом сила и мощь самого удара была продемонстрирована в полной мере, пусть пока и вхолостую.
Более того, есть основания полагать, что американский месседж был распознан и российской стороной. Объяснить «молчание» российских С300-С400 и «Панцирей», способных перехватить значительную часть выпущенных «Томагавков», можно только жесткой командой «не стрелять».
Из чего можно сделать вывод, что довольно грубый намек подумать о новом формате взаимоотношений Москвы и Вашингтона по Сирии, был принят во внимание российской стороной.
«Молчание» российских средств ПВО во время пятничного удара, может «говорить» о происходящем куда больше, чем все последующие заявления военных, политиков и дипломатов.
Очевидно, что с легкой руки «безбашенного» президента, презревшего бессмысленный политес своего предшественника, «запах войны» с минувшей пятницы уже разносится по всему Ближнему Востоку и не только.
Китай принял к сведению
Одним из самых интересных моментов всей этой истории является то, что «перевернув стол» в Сирии, Трамп нанес сильный и неожиданный удар по позиции своего главного оппонента — Китая.
Известно, что американский Белый Дом достаточно серьезно рассматривает угрозу, исходящую от Северной Кореи, традиционно являющейся сферой влияния Пекина. Однако, если при Обаме дело ограничивалось бесконечными заявлениями, увещеваниями и санкциями, то теперь может пойти совсем иначе.
Китаю непрозрачно намекнули - не решит проблему Северной Кореи, ее могут решить и сами американцы, — говорит Дмитрий Голубовский. — Это также намёк на то, что Трамп может действовать легко и быстро, если сочтет нужным.
По словам эксперта, Китай не осудил действия США. Реакция была очень умеренной, что может говорить о том, что намек принят к сведению. Пекин теперь будет основательнее готовиться к будущей войне, резюмирует Голубовский.
Большая евразийская разборка
Новый президент США показал, что его страна по-прежнему остается единственным «смотрящим» за порядком во всем мире. И если его предшественник предпочитал решать вопросы миропорядка бесконечными увещеваниями, после чего в мощи и решимости США стали сомневаться даже в Сирии и КНДР, то Трамп открыто дает понять, что он готов бить. И это, после минувшей пятницы, уже не пустые слова.
Большая война неизбежна, — резюмирует Голубовский. — Но она не будет такой, как прошлые войны: фронт, тыл, стенка на стенкуи т.д. Ядерными ракетами тоже вряд ли будут бросаться. Война пойдёт на уничтожение инфраструктуры, она будет диверсионной, хакерской. Военные столкновения будут вестись через «прокладки», как в Сирии и на Украине.
В первую очередь интересно, куда втравят Китай? В том же, что его в ближайшие годы во что-то втравят, нет никаких сомнений. Нам повезёт, если с ним столкнемся не мы. Тут нет какой-то черты. Просто волна хаоса будет набирать массу и катиться по миру, от Ливии до Афганистана, и далее, в Уйгурию и Индию, в Среднюю Азию и к нам.
Интересно, полыхнут ли ещё раз Балканы? Если да, тогда будет подрыв континента по всем правилам.
Поживем — увидим. Если у нашего руководства хватит разума вывернуться из положения одного из полюсов силы, к которому мы зачем-то так стремились в последние годы, говоря о многополярном мире, то нас ждёт очень хорошее будущее на фоне того, что будет твориться вокруг. А если нет, мы окажемся в эпицентре большой евразийской разборки.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: