Как россияне стали трудоголиками
- 28 апреля 2017 15:30
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Большинство россиян продолжили бы работать, даже имея достаточно денег для безбедной жизни, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Уровень удовлетворенности своей работой среди трудящихся граждан крайне высок — 86%. Даже среди респондентов с плохим, по их оценкам, материальным положением эта доля составляет 79%, говорится в материалах исследования.
Не верь глазам своим
Эти данные просто поражают, потому что они решительно противоречат каждодневным наблюдениям в реальной жизни. Такое ощущение, что во ВЦИОМ целенаправленно подгоняли опросный лист под праздничную дату, сомневается в итогах исследования специалист НП «Эксперты рынка труда» Юлия Левина.
«Трудоголизм вообще не очень характерен для русского менталитета, это впечатано как в обороты русского языка („От трудов праведных не наживешь палат каменных“, „Кушать хочется всегда“
Однако ВЦИОМ утверждает, что, по его данным, 79% опрошенных продолжили бы трудиться, даже будь у них возможность вести безбедную жизнь, ничем не занимаясь, и в том числе 60% остались бы на прежнем месте, 19% — сменили работодателя. Только 19% выбрали бы иной вариант — уволиться и больше никогда не работать.
Возможно, дело здесь в поколенческой разнице: становится все меньше людей старого склада, у которых в силу объективных обстоятельств не было особого выбора, и они работали не там, где хотели, а там, где была возможность или куда их распределили при плановой экономике в рамках кампании «Всем классом — на ферму», соглашается на компромисс Левина.
Молодое поколение, конечно, не помнит издевательской речевки советского пролетариата «Нам солнца не надо — нам партия светит, нам хлеба не надо — работу давай!», в которой безо всяких соцопросов, как в зеркале, отражалось отношение населения к официальной идеологии «Труд в СССР — дело чести, доблести и героизма».
«Молодые поколения просто имеют как более широкий выбор, так и более четкое осознание, что жизнь всего одна, и провести ее „на галерах“ — не самый изящный способ ею распорядиться. Говоря про поколенческую разницу, я даже не имею в виду биологический возраст, я говорю про самосознание людей. К нам на консультации по профориентации и карьере приходят далеко не одни хипстеры. Полным-полно людей на стадии середины карьеры или предпенсионного возраста, которые осознали, что работа должна приносить не только деньги, но и радость самореализации», — говорит она.
На пляже с мартини
Мечтают никогда в жизни не работать не только в «православной» России, но и на «протестантском» Западе.
Это безо всяких социологических исследований видно хотя бы из гигабайтов рекламных роликов всевозможных компаний, занимающихся MLM (многоуровневым маркетингом) и так называемыми turn-key opportunities (бизнесом, работающим без участия владельца).
«Идеал жизни» в такой «социальной рекламе» изображается в виде человека, лежащего на пляже с бокалом мартини, или иных вариантов полурастительной жизни.
Подразумевается, что твое лежание на пляже в это время оплачивают менее расторопные граждане, вовремя не купившие всего за $99 секрет «как стать миллионером одним кликом мыши».
Конечно, везде есть определенное количество людей, которым повезло иметь богатого супруга или кто может сдавать дорогую квартиру и на эти деньги оплачивать свои хобби. Но таких рантье точно не наберется 80% ни в одном обществе, кроме разве Арабских Эмиратов, сомневается эксперт.
Ранее на этой неделе тот же ВЦИОМ опубликовал данные, согласно которым 85% россиян испытывают эйфорию от своей жизни. Как это согласуется с пресловутым «синдромом Шереметьево» — когда в зоне вылета у пассажиров лица радостные и расслабленные, а в зоне прилета сплошь хмурые и напряженные, — социологи не пояснили.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: