Шаг в бездну: Россия и США переступили роковую черту
- 14 ноября 2017 03:05
- Александр Корольков
Мир стоит на пороге слома всей системы безопасности, созданной в 70-е и 80-е годы. Саммит АТЭС во вьетнамском Дананге стал еще одной упущенной возможностью России и США наладить хоть какой-то конструктивный диалог для предотвращения эскалации напряженности между странами, отношения которых все больше напоминают о периоде холодной войны. Времени для поиска компромиссов остается все меньше.
Цепная реакция, запущенная расширением НАТО на Восток и выходом США из договора по ПРО, дошла до очередного бастиона международной системы сдерживания — договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 года. Многое указывает на то, что и США, и в еще большей степени Россия видят в нем сдерживающий фактор для собственных геополитических амбиций и хотели бы его пересмотра. В начале ноября стороны уже несколько раз успели обменяться обвинениями в нарушении договора о РСМД, а США включили в план бюджетного финансирования оборонных проектов на 2018 год средства на разработку ракеты средней дальности для ответа России. Давайте разберемся, что происходит и чем может грозить всему миру возврат России и США к производству и развертыванию ракет средней и меньшей дальности.
О чем договорились в 1987 году?
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) был заключен в 1987 году, остановив эскалацию наращивания ядерных средств в Европе.
США размещали ракеты средней дальности в Европе с конца 1950-х годов. Это позволило бы им в случае военного конфликта сократить подлетное время ракет с ядерной боеголовкой к объектам на территории СССР более чем в 2 раза по сравнению с межконтинентальными баллистическими ракетами.
СССР для сдерживания средств передового базирования США в Европе и нейтрализации возможностей ракет средней дальности Великобритании и Франции начал развертывание у своих западных границ (и не только) сначала ракет средней дальности Р-12 (по международной классификации SS-4) и Р-14 (SS-5), а затем и РСД-10 «Пионер» (SS-20).
Новая ракета была твердотопливной, что положительно сказалось на времени ее подготовки к пуску; в отличие от предшественниц, «Пионеры» были не шахтного, а подвижного базирования, дальность их полета оказалась на 500 км больше, чем у Р-14, а главное, их точность при стрельбе на полную дальность выросла почти в 10 раз с 5 км до 500 м. Развертывание 300 систем подобного класса позволяло СССР в случае начала боевых действий оперативно изолировать европейский театр боевых действий — полностью уничтожив военную инфраструктуру НАТО и, что особенно важно, порты, которые США планировали использовать для переброски сил в случае начала в Европе боевых действий.
Такое положение вещей не могло устроить США, и в ответ на действия СССР они с 1983 года начали размещать в Европе 572 ракеты «Першинг-2», которые при дальности немногим менее 2000 км имели точность 30 м. Их подлетное время с баз в Италии, Бельгии, Нидерландах и ФРГ до объектов в европейской части СССР составляло примерно 8 минут.
СССР оказался под угрозой так называемого обезоруживающего (или обезглавливающего) превентивного удара, в ходе которого США могли полностью уничтожить командные пункты и пункты базирования ракет на территории СССР.
В ответ СССР заявил о планах размещения в Восточной Европе тактических ракетных комплексов «Ока» (SS-23) для нейтрализации ракет «Першинг-1А», BGM-109G и «Першинг-2». Американцы в ответ пригрозили увеличить в Европе количество тактических ракет MGM-52 Lance.
Остановить эту эскалацию стороны пытались с начала 1980-х, но удалось это сделать только к 1987 году, когда советская сторона пошла на уступки, отказавшись от требования включения в договор о РСМД ракет, стоящих на вооружении европейских стран. США, в свою очередь, согласились на «полный ноль» — уничтожение всех ракет средней и меньшей дальности, включая крылатые ракеты наземного базирования.
В результате его выполнения к 1991 году были уничтожены около 800 американских ракет и 1800 советских. Развертывание наземных ракет с предельной дальностью от 500 до 5500 км и пусковых установок для них оказалось под запретом. Взаимные инспекции и контроль выполнения соглашений продолжались до 2001 года.
Цепная реакция
Проблемы начались вскоре после выхода США в 2002 году из договора по ПРО, акта, который можно считать отправной точкой разрушения системы ограничения гонки вооружений, созданной в 70-е и 80-е годы. Дело в том, что договор о РСМД был подписан уже в условиях действующего Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) (подписан в 1972 году).
Более того, в ходе работы над договором о РСМД СССР долгое время увязывал его подписание с отказом США от Стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая по сути являлась развертыванием системы ПРО в космосе (не оговорено соглашением 1972 года). В 1980-е годы СССР был вынужден отказаться от этой увязки, а СОИ так и не была реализована (а проблема отсутствия соглашения о недопущении размещения вооружений в космосе до сих пор на повестке дня). Выход же США из договора 1972 года вызвал цепную реакцию событий, которая может привести к ликвидации сначала договора о РСМД и затруднить продление соглашений СНВ.
Первые обвинения США со стороны РФ в нарушении договора о РСМД последовали вскоре после объявления американской стороной о выходе из договора по ПРО. В январе 2001 года МИД РФ заявил, что США для испытания противоракет системы ПРО изготавливает на базе второй и третьей ступеней межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмэн-2» ракеты-мишени, которые подпадают под действие договора о РСМД. Речь шла о ракетах HERA, LRALT и MRT. Их создание действительно выглядит как нарушение статьи VI соглашения, которая запрещает сторонам производить и испытывать какие бы то ни было ракеты средней дальности. При этом американцы указывали на второй пункт той же статьи, в которой говорится: «Каждая сторона имеет право производить баллистические ракеты наземного базирования (БРНБ), не ограничиваемые настоящим Договором, в которых используется внешне сходная, но не взаимозаменяемая со ступенью существующего типа БРНБ средней дальности». Кроме того, пункт 3 статьи VI договора разрешает сторонам производить ракеты, которые используются «исключительно для перехвата и борьбы с объектами, не находящимися на поверхности Земли».
Несмотря на это, российскую сторону беспокоила ПРО, поэтому давление на США по договору РСМД продолжилось. РФ обвинила США также и в том, что противоракеты SM-3 хоть и являются ракетами класса «земля — воздух», могут быть доработаны для использования для ударов по наземным целям (обвинение выглядит странным с учетом все того же пункта 3 статьи VI договора).
Также российская сторона считает нарушением договора о РСМД применение американской стороной ударных беспилотников, которые формально, согласно тексту соглашения, можно отнести к ракетам средней и меньшей дальности наземного базирования.
С разворачиванием в Европе системы ПРО к списку претензий РФ к США добавились универсальные пусковые установки Mk-41, которые используются в Румынии, применяются также ВМФ США для пуска крылатых ракет средней дальности BGM-109 Tomahawk (могут нести ядерный заряд).
И это действительно является прямым нарушением договора о РСМД, в пункте 7 статьи VII которого прямо говорится: «Если пусковая установка была испытана для запуска БРНБ или крылатых ракет наземного базирования (КРНБ), то все пусковые установки этого типа рассматриваются как испытанные для запуска БРНБ или КРНБ».
Именно об этом вспомнил на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС во Вьетнаме президент России, перепутав при этом ракету Tomahawk с баллистической ракетой морского базирования Traident (ее предельная дальность более 7 тысяч км, она не подпадает под действие договора о РСМД и не может использоваться с пусковых установок Mk-41). Президент вполне заслуженно назвал это «прямым нарушением».
Ответ России
Россия, которую, конечно, в большей степени волнуют не «Томагавки», а сама система ПРО в Европе, по всей видимости, видит в ракетах средней дальности гарантию сохранения своего ответного потенциала, возможность получить стратегическое преимущество в Европе и хороший козырь на переговорах с США и Китаем. Тем более всем известно, что заокеанские партнеры совершенно не склонны к диалогу, когда не встречают противодействия.
Для того чтобы сделать разговор более предметным, российская сторона, видимо, еще в начале 2000-х приступила к разработке ракеты средней дальности, а начиная с 2013 года (эту дату приводят представители США) начала ее испытания.
Ранее представители российского руководства неоднократно заявляли о том, что, приняв ограничения по ракетам средней дальности, Россия и США поставили себя в невыгодное положение относительно других ядерных держав. Прежде всего имеется в виду Китай. И особенно эта тема болезненна для России, которая имеет с этой страной общую границу. Военные построения КНР последних лет, несмотря ни на какую дружественную риторику, не могут не быть замечены Москвой.
Бывший министр обороны США Роберт Гейтс в своих воспоминаниях указывает на эпизод, который произошел в 2007 году, когда российские представители якобы предлагали США совместный выход из договора по РСМД, чтобы иметь возможность установить ракеты средней дальности на своих южных и восточных границах «для противостояния Ирану, Пакистану и Китаю». США, по словам Гейтса, отказались от этого предложения.
В интервью по итогам саммита АТЭС Владимир Путин заявил: «Мы слышим упреки со стороны некоторых партнеров из Штатов о том, что Россия якобы нарушает этот договор. Но тогда нужно показать, где мы это нарушаем».
Эта фигура речи российского президента может иметь вполне определенный язвительный характер. Путин отсылает американцев к их же позиции относительно ПРО, когда они годами делали вид, что система не направлена против России и не несет никаких рисков для РФ, при этом продолжая совершенствовать противоракеты для заатмосферного перехвата и готовя средства для противодействия российским средствам контроля космического базирования.
На самом деле американцы со всей серьезностью относятся к российской разработке, что может косвенно свидетельствовать о том, что речь идет не о крылатой ракете наземного базирования, а о полноценной баллистической ракете (или аэробаллистический — по баллистической траектории уходит на большую высоту, где проходит большая часть полета, а снижение происходит на подлете к цели) с приличной дальностью, высокой скоростью подлета и трудностями для перехвата системами ПРО.
Проблема эта настолько тревожит американцев, что они по собственной инициативе решили возобновить работу Специальной верификационной комиссии (СВК), исполнительного органа соглашения РСМД, который во многом из-за их позиции не собирался с 2003 года. В ноябре 2016 года СВК в составе США, России, Украины, Казахстана и Белоруссии провела заседание, в ходе которого США предъявили России предметные претензии по поводу разработки ракеты средней дальности.
Отчет об этом содержится в рассекреченный части доклада о выполнении договоров о контроле над вооружениями и нераспространением. В нем отмечается, что в ходе встречи России была предоставлена информация: «1. О ракете и пусковой установке, включая внутрироссийские обозначения и названия компаний, которые вовлечены в создание ракеты и пусковой установки. 2. Данные о проведении Россией испытаний, включая координаты их проведения и данные о российских попытках скрыть назначение этой программы. 3. Упомянутая ракета отличается от ракеты Р-500 (для комплекса „Искандер“) или РС-26 (ОКР под названием „Рубеж“ или „Авангард“ по созданию мобильного наземного комплекса с баллистической ракетой, который должен прийти на смену РС-24 „Ярс“. — Прим. „Ридуса“)».
Если приведенная информация основана на реальных фактах, то нарушены статья VI и статья XII, которая запрещает сторонам соглашения «чинить помехи национальным техническим средствам контроля» друг друга и «применять меры маскировки, затрудняющие контроль за соблюдением положений договора».
В докладе о выполнении договоров о контроле над вооружениями и нераспространением также отмечается, что для США приоритетом является заставить Россию вернуться к выполнению договора о РСМД. Для этого США и их союзники рассматривают комплекс мер, которые «вынудят Россию отказаться от попыток нарушать договор»: «В ходе переговоров США ясно дали понять России, что будут защищать безопасность США и их союзников и что России не удастся укрепить свою безопасность за счет нарушения договора».
Важность темы РСМД для США в марте 2017 года подтвердил и зампред Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Пол Сельва, отметив, что нарушение Россией договора РСМД ставит под угрозу «большинство наших военных объектов в Европе».
Что будет дальше?
В плане бюджетных трат на оборону США на 2018 год появилась статья расходов на 65 миллионов долларов на программу НИОКР по созданию ракеты средней дальности наземного базирования, «чтобы закрыть разрыв в возможностях, открытый нарушением Россией договора РСМД, но при этом без нарушения положений договора со стороны США».
Американские власти таким образом не только получат контраргумент на переговорах с Россией, но и, к примеру, смогут пробудить интерес Китая к переговорам по его присоединению к соглашению о РСМД.
При этом Вашингтон, в отличие от Москвы, действует открыто, а значит, скоро Владимир Путин может получить возможность для реализации угрозы, произнесенной им этой осенью на Валдайском форуме, о «мгновенном ответе» на выход США из договора о РСМД.
Этот процесс может стать началом того, что директор Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН академик Алексей Арбатов назвал «ядерным хаосом» и «многоканальной гонкой вооружений более опасной, чем во времена холодной войны».
Отсутствие конструктивного диалога между РФ и США может привести не только к отказу от РСМД, который определенные силы в обеих странах видят как некий ограничитель, сдерживающий развитие геополитических возможностей, но и к непродлению договора СНВ-3, действие которого заканчивается всего через три года и некоторые пункты которого президент России на саммите АТЭС прямо поставил под сомнение.
К этому стоит добавить растущую роль информационного и киберпротивостояния и работы всех стран, включая США, Россию и Китай, по использованию в военных целях космического пространства.
Если эта спираль развития напряженности не будет остановлена, Россия может получить не виртуальные геополитические преимущества, а игру на повышение, счета в которой являются неподъемными для российской экономики в ее нынешнем состоянии. По данным SIPRI, наша страна в 2016 году потратила на оборону 5,3% ВВП, Китай — 1,9%, а США — 3,3%. При этом в абсолютных значениях расходы России в 9 раз ниже, чем у США, и более чем в 3 раза ниже чем у Китая. По финансовым возможностям мы находимся в другой лиге и можем соревноваться с Индией, Саудовской Аравией или Францией.
Не совпадающая с реальными возможностями самоуверенность и завиральные геополитические амбиции без опоры на развитие собственной экономики приводят страны к катастрофе. В истории много примеров этому, но один из самых близких нам — это события в самой России, столетний юбилей которых мы отмечаем в этом году.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: