Почему Sukhoi Superjet пал жертвой мексиканских «каннибалов»
- 18 января 2018 15:27
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Мексиканская авиакомпания Interjet «приземлила» четыре из своих 22 самолетов SSJ100 и использует их компоненты для замены запчастей на остальных 18 летающих SSJ100.
В авиации это называется каннибализацией флота. Interjet идет на это из-за проблем с поставкой запчастей на SSJ100, сообщает агентство Bloomberg.
Interjet — второй крупнейший эксплуатант данного типа, больше всего таких в парке у «Аэрофлота».
Нехватку и длинные сроки поставки запчастей эксперты называют главной проблемой программы SSJ100.
Держи меня, соломинка
Проблемы мексиканской Interjet напрямую связаны с ситуацией в российской авиастроительной отрасли, которую бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов описывает в беседе с «Ридусом» так: «Частным авиакомпаниям брать эти самолеты [SSJ] в лизинг совершенно неинтересно, потому что „Боинг“ и „Эйрбас“ предоставляют несравненно лучшие условия. Это грустно, но таков результат 25-летней политики российских властей в сфере авиационной индустрии. Правительство России сейчас пытается директивным путем бросить соломинку утопающим отечественным авиастроителям, но это именно соломинка, если вспомнить, что к моменту распада СССР у нас был один из самых мощных гражданских авиапарков в мире».
Лоббизм правительства в отношении этих трех типов отечественных самолетов напрямую связан с их неконкурентоспособностью относительно боингов и аэробусов из-за дороговизны и сложности с получением запасных частей.
Эксплуатация российских лайнеров убыточна для авиакомпаний, в том числе и потому, что запчастей к ним не дождешься, а простой лайнеров для авиабизнеса равносилен чудовищным убыткам: самолет должен летать, а не стоять в ангаре.
Поэтому правительство пошло единственно возможным в этой ситуации путем: само заказываю — само эксплуатирую, так что это означает перекладывание бюджетных денег из одного государственного кармана в другой его же.
«На новые типы самолетов были потрачены колоссальные бюджетные деньги, но они не дают никакой отдачи», — сокрушается бывший авиационный чиновник.
Путешествие дилетантов
Беда российского гражданского авиастроения в том, что стратегию его развития определяют люди, не имеющие никакого профессионального отношения к этой сфере, считает бывший чиновник Минтранса РФ Сергей Крутоусов.
«Я еще когда работал в Минтрансе, яростно спорил со сторонниками „внутренней конкуренции“, вроде компании „Инфомост“, которые настаивали, что надо дать возможность каждому КБ создать сервисную структуру к своим самолетам, а рынок все расставит на свои места. Вот рынок так и расставил, что Россия осталась без своих гражданских самолетов вообще», — сказал он «Ридусу».
По его словам, в гражданской авиации ни один проект не сможет выжить без финансовой поддержки государства. Потому что самолет — это не только сама машина, это еще и огромная дорогостоящая инфраструктура его обслуживания.
«Даже американцы не потянули больше одной такой инфраструктуры и списали „Дуглас“, оставив „Боинг“. У нас же каждое КБ создавало свою изолированную сервисную инфраструктуру, что все их и сгубило», — сокрушается эксперт.
«Такой подход и приводит к тому, что гражданское авиастроение в России пребывает в ж…, и поэтому у нас нет ни одного коммерчески окупаемого проекта. Еще хуже, когда некоторые чиновники вообще пытаются заставить военные авиазаводы заниматься „конверсией“ и разрабатывать гражданские самолеты в довесок к боевым истребителям. С таким я тоже сталкивался», — говорит Крутоусов.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: