Как выбирали будущую элиту России
- 08 февраля 2018 15:29
- Даниил Эпштейн, Обозреватель «Ридуса»
С 7 по 11 февраля в Сочи проходит финал конкурса «Лидеры России». Накануне будущие наставники победителей конкурса провели мастер-классы. В четверг же начался непосредственно финал: наставники встречаются с конкурсантами, интервьюируют их, дают некие задания и, соответственно, оценивают.
При этом система оценки держится в строжайшем секрете, экзаменационный процесс проходит за закрытыми дверями, журналистам позволяют глянуть на процедуру лишь краем глаза.
Наставники
Всего на конкурс «Лидеры России» заявлено 68 наставников (39 из них экзаменуют финалистов) — это руководители федеральных министерств и ведомств, губернаторы, топ-менеджеры ведущих государственных и частных компаний, главы общественных и деловых ассоциаций.
Та сотня победителей, которую выберут из трехсот финалистов (всего в «Лидеры России», напомним, устремились 200 тысяч человек), будет разделена между наставниками. Порядок распределения напоминает популярные телешоу «Голос» и «Танцы» — участники конкурса выбирают себе наставников, ну, а сами наставники уже решают — брать их под свое крыло или нет.
В какой пропорции будут распределены победители конкурса между наставниками — эта информация еще не прояснилась. Однако, как стало известно «Ридусу», первый вице-премьер Игорь Шувалов предварительно отобрал под свое крыло аж 13 финалистов. Также довольно большое число конкурсантов желает получить в наставники главу Сбербанка Германа Грефа и экс-министра финансов Алексея Кудрина.
Помимо возможности обрести авторитетного наставника финалисты вдобавок получили целевой грант в размере одного миллиона рублей. Причем если на занятия с наставником могут рассчитывать исключительно победители, то миллион получит каждый финалист.
Сухая статистика
Как уже писал «Ридус», наиболее распространенные специальности среди участников конкурса никаких сюрпризов не преподнесли — это «экономика», «юриспруденция», «финансы и кредит», «менеджмент» и инженерные специальности. Впрочем, более показательными являются характеристики их опыта. По отраслевой принадлежности 45% финалистов оказались из сферы услуг (следующий крупный отраслевой блок — промышленность, 22%).
Возрастной состав участников «Лидеров России» разделился практически пополам: зрелых людей (старше 35 лет) среди них несколько больше (54%), чем молодежи 22—35 лет (46%).
Любопытны, хоть и не удивительны, данные распределения финалистов по территориальному признаку. Почти 20% из них — из Москвы, 10% из Санкт-Петербурга, 6% приходится на Ставропольский край, примерно по 4% на Свердловскую, Новосибирскую, Ростовскую области и Хабаровский край.
Конкурсанты
Впрочем, пообщавшись с финалистами, корреспондент «Ридуса» выяснил, что их территориальная принадлежность расписана довольно условно. К примеру, Алексей Малютин, руководитель департамента перспективного развития «Газпром нефти»: сейчас он работает в Санкт-Петербурге, но родом — из Волгоградской области.
Как и большинство конкурсантов, Алексей узнал о конкурсе из СМИ. Но решающим для него стал ажиотаж по этому поводу в его трудовом коллективе. «Наш руководитель „Газпром нефти“ — один из наставников, это в компании активно обсуждалось, — пояснил финалист. — В итоге представителей нашей компании, полагаю, на конкурсе оказалось наибольшее число, я знаю, что в конкурсе приняли участие многие мои ближайшие коллеги, несколько моих подчиненных».
По большей части нами двигало желание приобрести в качестве наставников столь компетентных людей, особенно руководителя компании. Да и значительные денежные призы в виде грантов на обучение играли не последнюю роль. Но для меня, во всяком случае, главным мотивирующим фактором являлась возможность получить авторитетного наставника, пояснил финалист.
«Вообще у меня не было мотивации победить любой ценой или умереть, — заметил Алексей. — Каждый этап конкурса я проходил с полным спокойствием, в рабочем, так сказать, режиме».
«Я и сейчас, в финале, нахожусь в ровном эмоциональном состоянии, конкурс не стал для меня краеугольным камнем, хоть я знаю тех, кто сделал большую ставку на „Лидеров России“, для них это вызов серьезнейший, для меня это не так», — подчеркнул собеседник «Ридуса».
Отвечая на вопрос, что на разных этапах конкурса было для него самым трудным, Малютин заметил, что сами задания не вызвали никаких затруднений. «До работы в „Газпром нефти“ я проработал 10 лет в международной компании, в разных странах, над разными проектами, — сказал Алексей. — Так вот, ничего неожиданного в ходе конкурса лично для меня не было. Та система оценки, которая применялась в ходе конкурса, она довольно стандартная — бизнес-кейсы разные и тому подобное, со всем этим я сталкивался на разных этапах своей карьеры».
Трудности, как показала практика, выявились в ином. «Самым важным, пожалуй, было решиться на участие, ведь это же новый уровень, — пояснил Малютин. — Если ты встречаешься, скажем, в полуфинале с людьми, которыми ты руководишь, тут очень важно не ударить в грязь лицом».
Ну, а на вопрос, кого бы он хотел видеть в качестве наставника, Алексей ответил в самом начале нашей беседы. «Я потомственный нефтяник, мне бы хотелось и дальше развиваться в этой отрасли, и потому я бы хотел видеть в этой роли Александра Дюкова (генеральный директор ПАО „Газпром нефть“. — Прим. „Ридуса“)», — уверенно ответил собеседник. «Впрочем, я был бы рад любому, кто смог бы передать свой богатый опыт, свои практики», — добавил в заключение Алексей.
Еще одна собеседница «Ридуса» из числа финалистов — Светлана Котенкова, замдиректора по образовательной деятельности в Институте управления и финансов Казанского федерального университета. Родилась она в Нижнекамске, в Казань отправилась учиться, там и осела, вышла замуж, родила двух дочерей.
Про конкурс Светлана узнала из СМИ — это было, по сути, провидение. «В тот редкий случай, когда семья объединилась дома за ужином на кухне, фоном шел сюжет об этом конкурсе, и решение участвовать было принято сообща, секунды за три», — поведала собеседница «Ридуса».
«Семья мне хором: давай, участвуй. Я успеваю вернуться к испытаниям из отпуска. То есть не нашлось ни одного повода не участвовать», — заключила Светлана.
«Что было в процессе конкурса самым трудным? — переспрашивает Котенкова. — Пожалуй, то, что я о нем толком ничего не знала. Просто я сразу поняла: это про меня и я хочу. В итоге каждый этап конкурса все сильнее повышал мотивированность. Причем развивалось все стремительно. На начальном этапе, скажем, нужно было записать видео. На трехминутный ролик в итоге у меня ушло три часа».
Впрочем, сложности подстерегали Светлану на всем протяжении конкурса. «Буквально каждый этап конкурса, получилось так, приходился на мою командировку, — пояснила она. — В итоге приходилось преодолевать элементарные бытовые проблемы, например найти стационарный компьютер, потому что с телефона нельзя выполнять тестовые задания конкурса».
Но самая главная трудность для Светланы, по ее же словам, стала важнейшим открытием и дальнейшим двигателем. «Конкурс позволил найти мне те лакуны, о которых я в повседневной жизни даже и не задумывалась, и теперь четко выстраиваю план своего развития, — сказала Светлана Котенкова. — Мне была важна какая-то внешняя оценка со стороны тех, кто тебя не знает».
«Главным мотивирующим фактором стало для меня — доказать. Не миллион рублей гранта, не наставники, а именно — доказать, что могу быть лидером», — резюмировала Светлана. Исходя из беседы с ней, сомневаться практически не приходится: она докажет.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: