Как трагедия в Кемерово изменила поведение россиян
- 02 апреля 2018 15:52
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
У ряда читателей «Ридуса», побывавших в минувшие выходные в местах массового времяпрепровождения горожан, сложилось впечатление, что кинотеатры и развлекательные центры были полупустыми, чем они и поспешили поделиться с редакцией.
По их мнению, да и по простой логике вещей, сокращение числа посетителей мест массового скопления людей может быть связано с последствиями трагедии в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». Мы попытались разобраться, что это может означать.
Обжегшись на «Зимней вишне»
Такое поведение людей, «накрученных» тянувшимся всю неделю потоком сообщений из Кемерово — явление совершенно предсказуемое, именуемое «посттравматический синдром», но преувеличивать его глубину и протяженность не следует, считает психотерапевт Марк Сандомирский.
«Разумеется, эффект „Зимней вишни“ здесь налицо. Однако если говорить о том, насколько сильно крупные катастрофы влияют на поведенческие паттерны людей, то ответ будет скорее отрицательным», — сказал он «Ридусу».
Во всем мире во все времена — не только в России и не только в случае с конкретной трагедией — подобные события вызывают всплеск массовой «самоосознанности» граждан: они начинают более внимательно относиться к вопросам безопасности, вопросам здоровья, становятся социально более кооперативными
Про это в русском языке существует масса поговорок, что показывает: такие явления — феномен не сегодняшнего дня: «Друзья познаются в беде»; «Обжегшись на молоке, дуешь на воду»; «Береженого Бог бережет» и другие.
Люди начинают обмениваться личным опытом выживания в чрезвычайных ситуациях, даже при том что у большинства из них такой опыт, к счастью, скорее виртуальный, чем реально пережитый.
В болотах подсознания
Особенно хорошо это заметно по моментальному росту телефонных предупреждений о готовящихся актах терроризма или вскрытых фактах преступного разгильдяйства: большинство из них оказываются на поверку ложными и исходящими от не вполне психически адекватных людей.
«К сожалению же, болевая реакция у людей носит очень кратковременный характер: повышенная тревожность, гипертрофированная бдительность не может продолжаться долго. Еще неделя-вторая, и какой бы страшной ни была трагедия, ее затмевают повседневные заботы. Это как ряска на болоте: какой бы тяжелый камень вы туда ни кинули, прогалина очень быстро затягивается обратно», — приводит аналогию психолог.
Даже такая общенационального масштаба катастрофа, какой была 9/11 (атака на башни ВТЦ в Нью-Йорке), хоть и оставила незаживающий шрам в сознании американцев, на повседневной их активности давно никак не отражается: люди по-прежнему летают на самолетах и ездят на лифтах в небоскребах. А как же иначе? Жизнь продолжается.
«Россияне вообще же отличаются от многих жителей западных стран как раз каким-то нарочитым, демонстративным пренебрежением к опасности, реальной или потенциальной. Если на каком-то международном курорте происходит теракт, то европейцы и американцы туда долгое время ни ногой. Россияне же бесшабашно игнорируют все предупреждения», — напоминает Сандомирский. Танки грязи не боятся.
По его словам, люди, которые после пожара в «Зимней вишне» стали всюду носить с собой веревочные лестницы, и люди, которые игнорируют подобные опасности, — это не одни и те же люди.
«У каждого человека свой психотип. Кто-то боится собственной тени, и для таких любая катастрофа — лишнее доказательство правоты их позиции „премудрого пескаря“. А кто-то фаталистически верит, что твоя смерть тебя найдет, как бы ты ни пытался от нее спрятаться, и потому пренебрегают любыми опасностями с бесстрашием, порой граничащим с инфантилизмом», — говорит эксперт.
У страха глаза велики
Впрочем, какие-то изменения в посещаемости развлекательных центров заметили далеко не все. По данным начальника отдела «Москино» Елены Офицеровой, ничего необычного в посещаемости кинотеатров в Москве замечено не было. Такие сообщения не соответствуют действительности, сказала она «Ридусу».
«Небольшой спад по Москве в минувшие выходные по сравнению с неделей назад в целом есть. Но это связано с тем, что на прошлые выходные пришлись школьные каникулы, и это дало одномоментный прирост посещаемости выше средних значений. Сейчас же каникулы кончились, и посещаемость вернулась на стандартный уровень. А по тем кинотеатрам нашей сети, где с четверга пошел новый репертуар, посещаемость даже выросла», — сообщила она официальные данные.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: