Выстрелы вслепую: как и почему Каплан стреляла в Ленина
- 07 сентября 2018 01:14
- Виктория Никифорова
Вечером 30 августа 1918 года Владимир Ленин выступал на митинге в Замоскворечье у завода Михельсона. В какой-то момент раздались выстрелы. Окружавшие Ленина рабочие схватили бледную женщину в черной блузке и черной юбке, стоявшую на трамвайной остановке. На допросе она призналась, что стреляла в Ульянова, но отказалась говорить, кто дал ей пистолет. Женщина сказала, что уже 11 лет носит фамилию Каплан. 3 сентября ее расстреляли, а тело сожгли.
Вот, собственно, и все, что мы знаем о покушении на Ленина. Все остальное — домыслы и городские легенды. Якобы у завода был некий «второй стрелок», нанятый английской разведкой, якобы пули, попавшие в вождя, были смазаны ядом кураре, якобы Каплан не расстреляли, а спрятали в Соловецком мнастыре… Иначе и быть не могло — слишком много непонятного в этой истории с неудавшимся покушением.
Дети до 16
Начнем с того, что Фанни Каплан никакая не Фанни Каплан, а Фейга Ройтблат. Среди ее многочисленных псевдонимов были имена Фаня, Дора и Роза, отчества Ефимовна, Хаимовна и Файвеловна, фамилии Каплан, Ройд и Ройдман.
Она родилась в 1890 году в бедной многодетной еврейской семье в Волынской губернии. Отец ее был учителем в хедере. В 15 лет Фейга встретила свою первую любовь. Это был анархист Виктор Гарский. На самом деле его звали Яков Шмидман, и он готовил покушение на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Вместе с возлюбленным Фейга доставала взрывчатку и собирала самодельные взрывные устройства.
22 декабря 1906 года она была вместе с Гарским в номере киевской гостиницы «Купеческая». Их самодельная бомба взорвалась. Девушка упала на пол, обливаясь кровью, и потеряла сознание. А Гарский быстренько собрал деньги и документы и сбежал, подбросив своей возлюбленной пистолет.
Прибывшая полиция арестовала Каплан. Улики — пистолет и взорвавшаяся бомба — были налицо. Девушка не выдала своего любовника и взяла всю вину на себя. Ее мужество особенно поражает потому, что после взрыва она практически полностью ослепла и частично потеряла слух.
Церемониться с невезучей террористкой не стали. Суд приговорил 16-летнюю барышню к повешению. Только в последний момент смертную казнь заменили пожизненной каторгой. На Каплан надели ручные и ножные кандалы и отправили в Сибирь, на самую страшную Акатуйскую каторгу.
Там малолетняя анархистка познакомилась с харизматичной деятельницей эсерского подполья — Марией Спиридоновой — и увлеклась идеями эсеров. Скорее всего, Спиридонова просто пожалела несчастную девочку. На каторге Каплан после короткой ремиссии окончательно ослепла. Ей было всего 19 лет, и она попыталась покончить с собой.
Политические упросили начальство освободить девушку от самой тяжелой работы на руднике. Постепенно зрение ее чуть-чуть восстановилось. Но полностью она так и не прозрела.
Роковая любовь
Ни болезни, ни юный возраст Каплан царя не разжалобили. Она провела на каторге 11 лет. Освободила ее только Февральская революция. В 1917 году 27-летняя Каплан вышла на свободу совершено больной, преждевременно состарившейся женщиной.
Никого из близких у нее не осталось — в 1911 году ее семья в полном составе эмигрировала в Америку. Как бывшей политзаключенной ей дали путевку в крымский санаторий. После этого направили в харьковскую глазную клинику на операцию. Операция немного помогла — Каплан стала различать силуэты людей и ориентироваться в пространстве.
Воодушевленная Фанни решила найти свою старую любовь. В Советской Республике Виктор Гарский занимал высокий пост продовольственного комиссара. Перед свиданием нужно было прихорошиться. Единственная ценная вещь, которая была у бывшей каторжанки, — это пуховый платок, который подарила ей в Сибири Мария Спиридонова. Каплан пошла на рынок и обменяла платок на кусок душистого французского мыла.
Однако встреча закончилась разочарованием. Наутро Гарский прогнал Фанни, сказал, что не любит ее и согласился провести с ней ночь только потому, что аромат мыла напомнил ему другую возлюбленную.
С разбитым сердцем в анамнезе Фанни Каплан оказалась в Москве, у завода Михельсона, и три раза выстрелила в Ленина, когда он закончил свое выступление на митинге.
Версии преступления
Несмотря на то, что все слышали три выстрела, на месте происшествия было найдено четыре гильзы. Странным казалось и то, что слабовидящая Каплан рискнула стрелять в Ленина, которого окружала большая толпа рабочих. Загадочно прозвучали и ее первые показания: «Кто мне дал пистолет, не скажу». При этом никакого оружия при задержании у нее не нашли. Браунинг, из которого стреляли в Ленина, принесли следователям гораздо позже. Причем пули, которые были извлечены из тела Ленина, Браунингу по калибру не соответствовали.
Некоторые историки предполагали, что Каплан подставили ближайшие соратники Ленина — Свердлов и Дзержинский. Но даже если они вдруг решили убить Ильича, то зачем им было выбирать на роль киллера полуслепую женщину? Среди тех же эсеров были десятки опытных убийц, которые провернули бы покушение куда лучше.
Может быть, Ленин сам решил организовать на себя фейковое покушение? Но тогда это была крайне рискованная затея. Две пули попали ему под лопатку и в плечо, он потерял много крови, сердце и легкие просто чудом оказались не задеты.
Возможно, Каплан была в шоке и просто припомнила обстоятельства своего первого ареста — тогда она тоже никому не сказала, кто дал ей револьвер. «Сумасшедшая или экзальтированная», — решили допрашивавшие ее товарищи.
Но может быть, кто-то действительно руководил экзальтированной террористкой и у преступления был заказчик? Яков Петерс, который вел следствие, был в этом уверен. Он устроил Каплан очную ставку с английским послом Локкартом, но это ничего не дало. Английская разведка в Советской Республике работала активно, но справиться с ней большевики просто не умели.
За три дня Петерс несколько раз допрашивал Каплан, сумел расположить ее к себе, добиться откровенности и был, по-видимому, потрясен ее трагической судьбой. 2 сентября он представил свой план расследования на президиуме ВЦИК. Он хотел провести дактилоскопию, следственные эксперименты на месте покушения, еще раз допросить свидетелей, собрать вещдоки.
Председатель собрания Яков Свердлов согласился с ним, что следствие нужно продолжать, но предложил Каплан расстрелять немедленно. Петерс спорил, доказывал, что дело нужно решать по закону, а не по «политической целесообразности».
Однако в тот же день, 30 августа, незадолго до покушения на Ленина другой эсер, Леонид Канегиссер, убил председателя петроградской ВЧК Моисея Урицкого. Два покушения сразу — это было чересчур. Большевики решили развязать красный террор. И Каплан оказалась идеальной показательной жертвой.
3 сентября утром за ней приехал на Лубянку комендант Кремля Павел Мальков. Петерс был в отчаянии. «У меня была минута, когда я до смешного не знал, что мне делать, — вспоминал он потом, — самому застрелить эту женщину, которую я ненавидел не меньше, чем мои товарищи, или отстреливаться от моих товарищей, если они станут забирать ее силой, или... застрелиться самому».
И все-таки Каплан увезли в Кремль, где в четыре часа дня и расстреляли. При казни присутствовал поэт Демьян Бедный. Комендант Мальков просто приказал заключенной повернуться и идти к машине, а сам выстрелил ей в затылок. Труп засунули в бочку, облили бензином и сожгли. Так закончилась короткая и страшная жизнь Фейги Ройтблат.
А Ленин был успешно прооперирован хирургом Владимиром Минцем. Но несколько лет спустя ранения дали о себе знать и повлияли на фатальное ухудшение его здоровья. Так что можно сказать, что пули Каплан все-таки настигли вождя мировой революции.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: