+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как самиздат победил литературу в битве за деньги читателей


Как самиздат победил литературу в битве за деньги читателей

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

По данным сервиса Litnet, объем русскоязычного электронного самиздата по итогам 2018 года достиг 350 млн рублей, при том что в 2017 году участники книжного рынка оценивали этот сегмент менее чем в 100 млн рублей. Это не удивительно, так как данный сектор уже не первый год является драйвером рынка электронной литературы, давая возможность авторам работать в обход традиционных издательств благодаря онлайн-платформам.

По мнению участников рынка и читателей, еще одной важнейшей причиной столь мощного роста является новая модель дистрибуции, предполагающей подписку на отдельную книгу по мере ее публикации. По мнению авторов, это позволяет в том числе и бороться с пиратством, так как пиратам просто невыгодно воровать книгу у автора по частям.

По данным «Эксмо-АСТ», общий объем российского книжного рынка в 2018 году составил около 79 млрд рублей. При этом на электронные книги в нем приходится около 5,3 млрд рублей.

По мнению президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, самиздат оставался одним из драйверов роста в этом секторе. Более того, в текущем году его объем может вырасти на 70—100%.

О том, чем объясняется растущая популярность онлайнового самиздата и его стремительная коммерциализация, мы решили поговорить с одним из ярких представителей этого литературного направления, писателем-фантастом, автором таких произведений, как «Комэск-13» и «Играть, чтобы жить», Дмитрием Русом.

Чем вы можете объяснить выраженный рост электронного самиздата?

— Доступность. Теперь нет необходимости распечатывать свои рукописи и слать их почтой в редакции. А затем — месяцами и годами ждать ответа. В большинстве случаев — отрицательного. Сейчас каждый, кто желает быть прочтенным, просто выкладывает свое произведение в Сеть и получает мгновенный доступ к аудитории. Без посредников. Более того — аудитория постепенно учится платить. Электронный самиздат теперь не только тешит эго, но и начинает приносить деньги.

© pixabay.com

Как и чем мотивируется сегодня создание электронных книг?

— Еще раз — доступность и простота. Хочешь стать автором? Будь им.

Существует ли какая-либо статистика развития этого электронного рынка на Западе? Можно ли говорить о каких-то трендах, если да, то о каких?

— По сути, весь «Амазон» — это огромная платформа самиздата. Более 40% проданных здесь книг принадлежат самопубликующимся авторам. Это рынок стоимостью в миллиарды долларов.

Тренд растущий — как процентное соотношение покупателей электронных книг по отношению к традиционной бумаге, так и количество авторов, выбравших путь самостоятельной публикации. Без издательства, редактора, корректора, художника, а зачастую — даже без самой бумажной книги.

Что, в плане жанров и форматов, пользуется сегодня наибольшей популярностью в России?

— Если речь идет о самиздате, то это, безусловно, ромфант, литРПГ, эротика.

Каковы шансы отечественных самиздатовских «писателей» реально заработать на новом тренде?

— Называть самиздат «новым трендом» — это несколько наивно. Этому тренду лет десять, а особо активной фазе уже года три как. Растет количество авторов, растут их доходы. Читатели приучаются делать микроплатежи в интернете, ужесточается законодательство в сфере пиратства, появляются все более удобные платформы. Конечно, жить с пера может позволить себе лишь крохотная часть авторов — меньше 1%. Но времена меняются, доступность этой профессии растет с каждым днем.

Есть ли возможность у российских писателей выйти на англоязычный рынок?

— Минимальная. Стоимость перевода высока — порядка 10 тысяч долларов за книгу. Отбить эти деньги, а уж тем более заработать что-то сверху — почти нереально. Шансы выигрыша в казино при ставке «все на зеро» — гораздо выше.

С чем надо туда идти, каким образом, сколько это будет стоить и каковы перспективы в плане заработка?

— В среднем по больнице — размазывая в статистике авторов-миллионщиков и авторов, которые не зарабатывают ничего, — одна книга приносит самиздатовскому автору на «Амазоне» порядка 4 тысяч долларов. К сожалению, это не отобьет даже стоимость перевода. Так что пытаться штурмовать зарубежные рынки можно, но с трезвой головой. Не на последние деньги, а лучше всего — не на свои. И будучи уверенным в гениальности своего произведения.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)