+27
Сохранить Сохранено 7
×

Жизнь московского таксиста изнутри: почему москвичи ежедневно рискуют


Жизнь московского таксиста изнутри: почему москвичи ежедневно рискуют

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Всем привет, меня зовут Даниил, мне 23 года, и я обычный студент педагогического вуза. В дальнейшем планирую работать по профессии, но также хочется делать что-то полезное для родного города.

В частности, вместе с участниками проекта «Движ77», который я поддерживаю, мы планируем постараться повысить качество московского такси.

Чтобы заниматься любым вопросом, очевидно, нужно знать его изнутри.

Таким образом, я решил на некоторое время стать таксистом, дабы понять, почему на столичных извозчиков посыпалось столько жалоб.

Я люблю аккуратное вождение и свой город, за рулем с 18 лет и знаю, как без навигатора доехать в любую точку на карте в пределах области. По идее, я — идеальный таксист.

Но сегодня в России, чтобы стать представителем этой легендарной профессии, не нужно прикладывать никаких усилий. Достаточно иметь права категории В и авто с «желтыми номерами».

Скачиваешь приложение, регистрируешься в Сети, и на твой агрегатор начинает сыпаться непрекращающаяся череда заказов. Ничего сложного, работай и получай удовольствие, но это только с первого взгляда.

Ниже моя история о том, сколько подводных камней я обнаружил за четыре дня работы в сервисе.

© visualhunt.com

Трудоустройство

Итак, для начала в поисковой строке я вбил графу: «Хочу стать водителем такси. Москва». Пересмотрев десятки сайтов, я нашел самый подходящий таксопарк для того, чтобы взять машину в аренду. Близко к дому и приемлемые тарифы.

Также подкупили слова: «все наши машины на автоматической коробке передач и с газовым оборудованием» (расходы на топливо уменьшаются на 40%).

Оставляю заявку, через сутки милый женский голос приглашает меня на собеседование.

Добравшись до базы и зайдя в офис, я пережил первый шок. Помещение больше напоминало кабинет приема ФМС: 95% желающих стать таксистом в Москве оказались представителями среднеазиатских республик.

Как оказалось, некоторые соискатели и полугода не прошло, как прибыли в Москву, — какое уж тут знание города?

Когда освобождался менеджер, к нему сразу же подсаживался следующий водитель. Первое, что происходило, — брали права на проверку. Вбивали данные и смотрели, предположительно, общую базу таксопарков на предмет задолженности по аренде, многих отправляли сразу, потому что долги там назывались от 15 тысяч рублей.

Многие прикидывались в формате: «Да я не знаю, откуда это, какая-то ошибка, готов оплатить сразу с выхода на линию».

Кстати, вести съемку в помещении и смотреть в монитор к менеджеру было категорически запрещено.

Взяв мое водительское удостоверение образца РФ, менеджер была приятно удивлена, я сразу ответил, что в такси не трудился, и попросил объяснить мне схему работы. Нехотя мне выдали табличку с расценками: сумма аренды за день и прейскурант автомобилей — чем комфортнее для пятой точки, тем дороже, меня это не смутило, примерно каждый автомобиль класса «эконом» я водил в системе каршеринга.

Цены варьировались от 1400 до 2300 рублей в сутки. Однако к каждой сумме в рабочий день полагалось доплачивать 150 рублей — это залог на штрафы и починку автомобиля, если ущерб будет нанесен по моей вине. Каждый автомобиль подлежал страхованию только системы ОСАГО.

Себе я выбрал Skoda Rapid (личная симпатия к модели и 1400 рублей в сутки). После чего у меня отсканировали паспорт с правами и дали подписать договор оказания услуг, где я и прочитал, зачем нужны те самые 150 рублей залога и что в моих интересах отсутствие «царапин» на автомобиле, а то буду выплачивать не аренду, а целую ипотеку своему таксопарку.

Прошу заметить, что на открытый вопрос всему офису «А где же мой экземпляр договора?» в ответ мне буркнула самая главная женщина в этом помещении: «Получишь через две недели, после подписания начальством, мы тебе его отсканируем или вышлем на почту».

Никто не знал, что я там больше недели работать не планирую.

Всё, волшебная карета выбрана, дальше меня отправляют на обучение.

«Школа таксиста»

Комната 3х5, вдоль стены стулья 12 штук. Напротив во всю стену плазма с подключенным компьютером. Заставка говорит о том, что нашему вниманию будет представлен обучающий фильм по работе с сервисом и приложением. То есть: «берешь машину в аренду — получи обучение в подарок».

Подготовка московского таксиста заключается в просмотре 20-минутного видеоролика!

Мы его посмотрели, более или менее разобрался, задал наводящие вопросы человеку, который представился как «инструктор». Подсказали мне часы, в которые выгоднее выходить в смену.

Дальше меня ждал начальник колонны, чтобы выдать направление на получение автомобиля.

Обучение на уровне, нечего сказать. После него мне ездить по городу, по которому ездит порядка ста тысяч таксистов, стало немного напряженнее.

По факту, что имелось в моем представлении на тот момент: я пришел и мне оказывают услуги аренды автомобиля, приспособленного под работу в такси. Я всем должен, даже чуть больше, не забываем про 150 рублей. Это не устройство по ТК или договору ГПХ. Все собеседование — проверка наличия задолженности, обучающее видео, как правильно пользоваться сервисом, и всё — в путь.

Сервис такси берет вдобавок 20% от заказа, но никому не важно, какой у меня темперамент или навыки. Имеется ли у меня учет или приводы у нарколога/психиатра/полиции. СБ выполняли больше роль коллекторов, задавая вопрос, почему у меня возникла задолженность по оплате аренды и когда я собираюсь ее выплачивать.

Проще говоря, они доверили жизни пассажиров хрен пойми кому. Это характерно для машин экономкласса прежде всего.

Заказывая такси, надо помнить, что за рулем может оказаться банально человек из другого мира, с которого и спрашивать нечего, если что вдруг случится.

Работа пошла

Затем пришел к начальнику колонны. Два штампа в анкете, памятка водителя щедро вручается в руки и задается вектор на прием автомобиля. Пробыл там я уже часа полтора, но самое невеселое ждало меня впереди.

В 18:00 кончается выдача автомобилей, о чем я узнаю от хамоватого механика. Меня направляют на медосвидетельствование в кабинет, где женщина достает два путевых листа, пишет там мою фамилию, ставит галочки, где в дальнейшем я буду обязан вписать показания счетчика километров и подпись свою поставить.

Выдают авто на сутки, якобы в таксопарке я прошел технический осмотр автомобиля и медицинскую комиссию, время поставили 18:15.

Вместо прохождения медицинского освидетельствования — давление там померить, в баночку пописать — формальное заполнение путевых листов!

Подсказали, что дальше сам буду ставить время и заполнять все бланки путевого листа, фантазия в этом не ограничена. Так и работает для некоторых поговорка «спать — время терять». Вот только еще можно потерять здоровье, машину и даже жизнь — аварии с невыспавшимися водителями, стремящимися отбить аренду авто, случаются в столице ежедневно.

Единственное ограничение, что первые три дня таксопарки перестраховываются и заставляют водителей ежедневно показывать автомобили, и за это в бонус можно получить два листочка нового «мед/техосмотра».

Как говорится, «первые три дня продержишься, будешь потом раз в неделю показываться», что на самом деле гораздо удобнее таксисту, но категорически небезопасно для пассажиров!

Я это, к сожалению, не смог заснять, но спросите у любого водителя путевой лист, и там вы сможете разглядеть неаккуратные каракули подделанных документов.

Проработавший больше трех дней таксист может заполнять путевые листу собственноручно!

Те скудные документы, что удалось получить в таксопарке

Ужасно грязный салон с мерзким запахом, все эти замечания я зафиксировал на камеру, вскоре я смонтирую ролик.

По правилам договора при сдаче автомобиля топливный бак как минимум должен быть наполовину полон. У моей машины горели сразу два сигнала: «нет бензина» и «мало газа».

Про газ — это вообще отдельная история. Я, как человек, который не сталкивался с эксплуатацией такой топливной системы, вообще не имел представления, где и как ее заправлять, механик даже не попытался это рассказать и объяснить технику безопасности.

Возвращаюсь в офис, администратор делает фотографию на мою карточку водителя и регистрирует меня в сети агрегатора. То есть с этого момента я могу оказывать услуги по перевозке пассажиров.

Забыл упомянуть, что пришел я работать в одной системе такси, а мой автомобиль был оклеен брендом другой системы, это немного смущало, на что мне ответили, что «приедешь потом, переклеят».

Уже изрядно измотанный, я вышел из офиса, сел в автомобиль и перевел дух.

Хотел уже поехать домой и начать таксовать завтра, но поступил звонок от диспетчера с целью принять заказ, все это время на базе находился их руководитель, и мне выпала честь лично отвезти его до дома. Автомобиль был не готов оказать комфортное пребывание клиента в машине: грязно и попахивало.

С горем пополам выполнил заказ.

В итоге я позвонил товарищу и занял денег, чтоб хоть как-то заправить автомобиль бензином, потому что не знал, где баллон с газом. Еще один вывод: без «капитала» минимум в 5500 рублей стартовать в работе таксиста на аренде невозможно! Проверено лично.

Ремесло извозчика

День первый

Свой рабочий день я начал с предварительного заезда в Лианозовский филиал таксопарка, якобы для ежедневного осмотра автомобиля и моего медицинского состояния. Большое благо, что механик в этом месте объяснил, как пользоваться газовым оборудованием.

Снова выдают два путевых листа — и в дорогу! Помыл полностью автомобиль: снаружи и изнутри, стало гораздо комфортнее, разобрался в багажнике со всей кучей мусора, заправил газом и бензином. По финансам ушел в минус примерно на 3000 рублей.

Ну вот, перевожу приложение своего агрегатора в графу «назначать» и направляюсь в сторону метро «Алтуфьево». Через 5 минут прилетает первый заказ, отвез парней на сумму 172 рубля.

Дальше мне выдается запрет от «Яндекс.Навигатора», потому что из приложения можно настраивать маршрут только несколько раз за день. Из-за этого последующие заказы приходилось забивать вручную от примерного места назначения до точного конечного адреса.

Мелочи, а на первых порах очень напрягало! За этот день смог сделать только три поездки.

От одной отказался, потому что мне в открытую стал хамить мужчина: видимо, мимо него проехал автомобиль с наклейкой моего приложения такси, а он слишком спешил. Его звонок начался с фразы «Ну и х@#е ты проехал, м#дила?!»

Звоню в службу поддержки и прошу отменить заказ из-за угроз от клиента, на что мне отвечают: «Извините, мы не можем, попробуйте сами», если отменять самому, то за это накладывается финансовый штраф в размере 500 рублей, что очень несправедливо.

Благо этот заказ передали другому водителю и все решилось как-то само. Комфортнее всего оказалось возить девушек, они молчат и просто сидят сзади, уткнувшись в телефоны. Как-то уютнее от этого.

Итоги первых суток работы: из-за не отбитой аренды ухожу в минус.

День второй

На следующий день машина у меня перестала заводиться. Тыркался я с этим где-то час, пытался дозвониться в диспетчерскую. Не получилось.

Спрашивается, зачем они давали телефон в памятке водителя? Чувствую себя брошенным на произвол судьбы. Раза с 20-го у меня получается завести автомобиль.

Время близится к 18:30, а это край для того, чтобы показаться в Лианозовском таксопарке, а я в Котельниках. Думаю, Бог с ним, растяну один листочек, поработаю до 00:00 и завтра поеду за новым.

Выполнил восемь заказов, закинуло меня в Зеленоград, последний заказ был почти на 500 рублей, и до проспекта Вернадского, поэтому не смог от него отказаться.

Домой вернулся примерно в 00:37, запретное время, если бы попался сотрудникам ГИБДД, то влетел бы на крупный штраф. Нервы из-за этого шалили.

А большинство «коллег» так рискует ежедневно, потому что и дом далеко, и кушать надо, и контроля нет. Ну а риск свой они делят с клиентами, даже не подозревающими об этом, — бьются-то вместе…

По дню: удалось отбить вчерашнюю аренду и половину сегодняшней. Попадались только хорошие клиенты, с каждым вел душевный разговор.

Оставили чаевые 200 рублей и поблагодарили: «Вот бы все водители были такими». Вожу я аккуратно, не гоняю, в машине чисто и комфортно, предлагал воду и конфетки. Вам такие еще попадались таксисты? Обращайтесь!

День третий

Машина напрочь не хотела заводиться, диспетчерская не отвечала. Из-за этого не смог выйти на линию, аренда капала.

День четвертый

После поломки автомобиля в диспетчерской ответили на третий день. Заказали эвакуатор. Вечером свой неисправный автомобиль я отправил в парк. С меня хватит.

Итоги и выводы: работа в московском такси на аренде по классу «эконом» — труд на галерах.

Я должен быть прикован к сиденью 24/7, чтобы хоть какую-то копеечку, после отбитой аренды и затрат на топливо, заработать! Наплевательское отношение таксопарка!

Таксопарки нарушают законодательство в отношении контроля и выдачи путевых листов. Нелегальные тех- и медосмотры у всех на слуху. Из-за этого наши водители всегда уставшие. Машины выдают кому попало, нет никакой гарантии безопасности для пассажиров — и по причине состояния техники, и по причине квалификации водителей. Отношение других участников движения презрительное, настороженное.

Зато можно ездить по «выделенке». Это, пожалуй, единственный плюс.

И ладно я, могу все бросить и вернуться домой. А тем, у кого до дома три границы и тысячи километров, им приходится изгаляться, нарушать законы, заливаться энергетической химией и каждый день создавать аварийные ситуации. 

Это болото пора встряхнуть. Я не указал название автопарка. Они все в Москве на одно лицо.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+27

 

   

Комментарии (0)