Зачем НАТО осваивает Восточную Европу
- 04 апреля 2019 01:15
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
НАТО исполняется 70 лет. К юбилею альянс подошел с сомнительным багажом и далеко не в лучшей форме. За последние 30 лет организация заметно располнела (в 1991 году в нее входило 16 стран, сегодня — 29), ее все сильнее раздирают внутренние противоречия, а поиск нового места в меняющемся мире оказался бегом по кругу.
Хоронить альянс, конечно, рано. Он вполне может просуществовать еще 10—20 или даже 30 лет. И ему хватит сил затеять войну с Россией, если так захотят США. Но, как показывает история, все союзы рано или поздно распадаются. НАТО тоже вряд ли станет исключением. Когда-нибудь ему на смену придет подлинная система коллективной безопасности, которая будет обеспечиваться сообща на равной для всех основе. К таким выводам пришли эксперты на пресс-конференции, посвященной юбилею.
Тень прошлого
Архитектура НАТО перенесена в новое тысячелетие из периода холодной войны с его идеологией и взглядами на мировой порядок. Это своего рода «тень прошлого», отмечает директор по развитию Российского совета по международным делам Александр Крамаренко.
После падения Берлинской стены было не очень понятно, зачем теперь нужен этот альянс, и возникла концепция его глобализации, распространения на весь мир как гаранта общей безопасности. Успехом эта затея не увенчалась. И через какое-то время (явно с 2014 года, но по факту процесс начался еще раньше) НАТО вернулся к своей изначальной функции — территориальной обороне входящих в него стран.
Думаю, это 30-летнее „путешествие“ через глобализм обратно к территориальной обороне свидетельствует о степени „успешности“ альянса. То есть они пришли к тому, с чего начали, потому что другой функции выдумать уже не могут, — иронизирует эксперт.
Рано или поздно хозяевам альянса, то есть США, все же придется решать, что с ним делать, полагает политолог. Изначально смысл НАТО состоял в том, чтобы обеспечить присутствие США в Европе, не допускать туда социалистическую Россию и сдерживать Германию. Похоже, что этот смысл сохранился до сих пор, и именно такой подход будет разрушать организацию.
Не пускать Россию в Европу уже невозможно, как бы ни сопротивлялся Вашингтон строительству второго «Северного потока». Уже налаженные связи достаточно обширны и крепки, даже в условиях санкций. Сдерживать Германию? Но в военном отношении она и так никому не угрожает, а экономическая мощь страны — это, как говорится, уже из другой оперы.
Но главное, что в эту формулу не вписывается существование Евросоюза, который сегодня рассматривается как экономический конкурент США наравне с Китаем. И в этом — одна из ключевых проблем современного НАТО.
Поворот на восток
Первые признаки трансатлантического раскола появились в 2003 году, когда США затеяли военную авантюру в Ираке, против которой выступили и Франция, и Германия, напоминает директор Института русско-польского сотрудничества Дмитрий Буневич. Трещина углубилась после провала переговоров по созданию свободной зоны торговли между США и ЕС (европейцев категорически не устроили условия) и прихода к власти администрации Трампа, который настойчиво предлагает европейцам увеличить денежные взносы в НАТО и самим заботиться о своей безопасности.
Но чем активнее ЕС отстаивает свои позиции, чем больше усилий прикладывает для своей консолидации, чем чаще говорит о том, что европейская интеграция должна идти не вширь, а вглубь, и что Европа должна проводить скоординированную, ответственную и самостоятельную политику в области безопасности и международных отношений, чем громче раздаются голоса о необходимости нормализации отношений с Россией, тем активнее США начинают действовать в Восточной Европе.
Сегодня трансатлантическая ось сместилась от Берлина и Парижа в сторону Варшавы, полагает профессор Института европейских, российских и евразийских исследований (IERES) Университета Джорджа Вашингтона Марлен Ларуэль. Польша наиболее ярко отражает позицию Восточной Европы в целом, ее место в американской стратегии и надежды части восточноевропейских лидеров на то, что они смогут играть некую новую особую роль и в Европе и в мире в качестве форпоста американского влияния на оконечности Евразии, добавляет Буневич.
После 1991 года Восточная Европа сознательно приняла предложенную Вашингтоном концепцию евроатлантизма, в которой европейская интеграция и интеграция в НАТО являются двумя параллельными, дополняющими друг друга процессами. Хотя сама эта концепция, на взгляд эксперта, искусственна, потому что подразумевает существование единого трансатлантического Запада, во главе которого стоят США. Между тем углубляющиеся противоречия между западными странами альянса наглядно показывают отсутствие такого единства.
Разделяй и властвуй
Играя на антироссийских настроениях в ряде восточноевропейских стран, США действуют не только против России, но и против Западной Европы. По словам Ларуэль, возрождается из пепла, как птица Феникс, идея Междуморья. Ее смысл состоит в объединении стран от Балтийского до Черного и Эгейского морей в качестве силы, разделяющей Германию и Россию. Цель такой стратегии — помешать консолидации ЕС и не допустить отхода Европы от трансатлантического союза.
Двойственность природы альянса, который формально считается военно-политическим союзом многих государств, но по сути служит инструментом стратегической политики США, вполне проявляется сейчас в отношениях с Восточной Европой, добавляет Крамаренко. Но одно дело двойное сдерживание России и Германии после двух мировых войн, и совсем другое — в нынешних условиях.
По словам политолога, такая разносторонняя направленность политики американцев в Восточной Европе порождает совершенно новую геополитическую конструкцию, своего рода «слоеный пирог». Безусловно, Западная Европа все еще достаточно сильно подвержена влиянию США, но в то же время дружба американцев с восточными европейцами против западных создает более благоприятные условия для сближения России с Германией и Францией.
В этих условиях поразительным образом интересы Западной Европы и России совпадают и уж точно не противоречат друг другу. Мы приходим постепенно к тому, что в интересах России сильная Европа с собственным голосом, а вовсе не раздробленная, — соглашается с коллегой Буневич.
Опасные маневры
Вице-президент Российского совета по международным делам генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский к разговорам про внутренние противоречия в НАТО относится скептически. Основная задача альянса — присутствие США в Европе — все-таки выполняется, напоминает он. Эксперта больше беспокоит активность американцев на территории Восточной Европы.
По его словам, НАТО планирует в той же Польше построить склады для хранения тяжелой техники по типу Норвегии, где еще со времен холодной войны складирована техника для экспедиционной дивизии морской пехоты. А недавно американцы впервые после развала СССР перебросили 1,5 тысячи человек, грубо говоря, батальон на территорию Польши. Эксперт видит в этом подготовку к возобновлению учений по переброске военных сил.
Зачем это делается, сказать трудно, но вообще все это напоминает подготовку к проведению каких-то силовых действий. Если почитать все доктринальные документы, особенно нынешней администрации, из них ясно: они готовы воевать с Россией, — поясняет Бужинский.
По его мнению, военный конфликт между РФ и США вполне возможен: антироссийская истерия в Америке рано или поздно приведет к не очень хорошим результатам.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: