«РПЦ пропиталась фарисейством»: интервью с автором канала «КиберпопТВ»
- 25 февраля 2020 00:30
- Сергей Болотов, Журналист
Корреспондент «Ридуса» взял интервью у протоиерея Андрея Федосова из Самарской митрополии — автора самого популярного на сегодняшний день православного YouTube-канала «КиберпопТВ».
В феврале 2020 года стало известно, что после длительного конфликта с церковным руководством он отказался от священнослужения и решил развивать свой канал, а также получить новую профессию. Теперь он просит называть себя просто Андрей и жестко критикует курс, которым следует Русская Православная Церковь.
Андрей, вы оставили священнослужение и вышли за штат по идейным, а не богословским причинам, но при этом остались в лоне РПЦ — это необычный шаг для священника в России. У вас действительно нет никаких претензий к церковному руководству по части веры? В одном из роликов вы обвиняете духовенство в фарисействе и папизме, последнее — ересь. Как вы можете оставаться в Церкви, которая уклонилась в ересь?
— Христос говорил своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Я пришел к определённому жизненному выводу и на своем канале об этом сказал: Церковь наша Русская Православная пропиталась закваской фарисейской и саддукейской. Но я не говорил о том, что она уклонилась в ересь, потому что этого нет. Да, какие-то элементы папизма просматриваются, может быть, еще что-то, но к вероучению у меня претензий нет.
Христос в свое время, хоть и упрекал фарисеев в лицемерии, жестокости и многом другом, но все-таки свою ветхозаветную Церковь не покинул. Я считаю, он и нашу новозаветную Православную Церковь не покидает, хотя она точно так же пропиталась фарисейской закваской. Именно поэтому я нахожу для себя возможным оставаться в лоне Русской Православной Церкви вместе со Христом.
Вы не призываете покидать РПЦ, но не задумывались ли вы, какой пример вы подаете людям? Не перечеркивает ли это ваших 25-летних миссионерских трудов? Многие, в том числе другие священники-блогеры, ваш поступок не поняли.
— Я думаю, мой фильм «Ловцы человеков» является моей очень открытой и очень искренней публичной исповедью. Как может такая открытость и честность навредить Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение Истины»? Я не знаю. Навредить, по-моему, это может только иллюзиям насчет Церкви.
Правду и истину признавать больно, потому что придется очень многое в своей жизни пересмотреть. Может оказаться так, что жизнь была построена на каких-то неправильно понятых вещах.
Многие меня пока не понимают, но люди сейчас на эмоциях. Скорее, не они уйдут из Церкви, а меня обвинят в том, что я из неё ушел. Обвинят меня в ереси, в расколе, еще в каких-то грехах. Я, в общем-то, к этому готов и воспринимаю спокойно. Их реакция — это психологическая защита.
В одном из своих роликов вы говорите, что проповедь Христа и агитация за обучение школьников Основам православной культуры — это разные вещи. Именно это и утверждали представители РПЦ, когда объясняли, почему уроки ОПК не нарушают принципы свободы совести и отделения школы от Церкви. Если бы уроки ОПК вели не священники, а прошедшие профессиональную подготовку педагоги, вы одобрили бы такой подход? На чем основана ваша уверенность, что скоро россиян будут в храмы «насильно загонять»?
— В основном, ОПК преподают светские педагоги, не священники, но Церковь активно занимается продвижением и даже продавливанием этого. Я приводил в своем фильме пример, как это выглядит и к чему приводит. Есть песня «С чего начинается Родина», переделанная под, так сказать, «православный» смысл. Во что эта песня превратилась — это образ того, куда движется преподавание ОПК. Не везде так и не во всем, но в целом тренд именно такой.
Я не хочу огульно сейчас говорить, что вообще все плохо, что ОПК нужно отменить , — но нужно этот вопрос внимательно пересмотреть. Там, где это хорошо делается — пусть остается, а там, где есть перегибы, нужно что-то менять. Вопрос больной и очень неоднозначный. Этот вопрос продвигают, говоря на сленге, тупо в лоб. Это неправильно.
Загоняют ли россиян в храмы? В какой-то степени сейчас так и происходит, но исподволь. Например, если директор школы препятствует проведению уроков ОПК, то сегодня административным путем на него можно надавить, но ведь это и есть насилие, оно с этого и начинается. Это уже процесс, и дальше он будет усиливаться.
Мне кажется, что Церковь все больше и больше опирается на государство, а государство помогает Церкви. Но для чего? Чтобы Церковь идеологически обслуживала власть. Я думаю, именно это и происходит, и мне это не нравится.
Если бы вы были на месте патриарха, что бы вы сделали, чтобы все исправить?
— Очень рад, что не нахожусь на месте патриарха, потому что он тоже, в значительной степени, заложник ситуации. Церковь очень неоднородна, и в ней есть разные точки зрения, радикализация внутри Церкви сильная. Например, раньше церковные консерваторы и либералы были как-то ближе друг к другу, а сейчас расползаются по крайностям.
Много различных течений внутри Церкви. Если сейчас не удерживать это, скажем так, жесткой централизованной властью, то все рассыплется. Могут произойти расколы, а это очень плохо. С другой стороны, такая централизация власти и подавление инакомыслия как раз и ведет к расколам, потому что бесконечное затягивание гаек не решает проблему, а отодвигает ее решение, при этом внутренние противоречия только усиливаются.
Вообще нужно обратить внимание, что духовной-то жизни в Церкви и нет. Есть просто видимость, есть красивая обложка, обертка. Церковь сейчас похожа на пасхальное яйцо Фаберже — оно вроде бы и пасхальное, и красивое, но абсолютно мертвое. Нужно подумать над тем, как решать внутрицерковные проблемы, проблемы духовной жизни, не опираясь на силу, на государство, и не создавать видимость благолепия ради подпитки от властей. Но я не на месте патриарха и рад этому.
Вы в своих видео говорите, что сейчас Церковь, несмотря ни на что, находится в уникальном положении, которое позволяет ей заняться своей прямой обязанностью — проповедью Христа. Почему вы не считаете общественную деятельность Церкви наилучшей из форм такой проповеди? Отчего вы не разделяете точку зрения, что государства в России, по историческим меркам, часто меняются, а Церкви уже больше тысячи лет, поэтому временные союзы с властями в конечном счете несут Церкви больше пользы, чем вреда?
— Вы верно заметили, что государства меняются, а Церкви уже тысяча лет. Обратите внимание, что каждый раз, когда государство меняется, обычно происходят ужасы и с Церковью. Например, в свое время Церковь опиралась на Российскую империю и была фактически срощена с государством. Разрушилась Российская империя, и вместе с этим «Титаником» рухнула и Церковь. Ее из обломков потом собрали, но она очень сильно пострадала. Сейчас происходит то же самое: Церковь опять опирается на государство, и если что-то с государством произойдет, то же самое произойдет и с Церковью. Этот тандем ни к чему хорошему не приводит.
Церковь должна своей неотмирностью привлекать людей. Пусть люди от государства получают материальную помощь и поддержку, детей учат, культуру развивают. Социальная сфера хоть как-то, но поддерживается государством. Претензий там много, но всё это есть. Церковь пытается стать неким «вторым государством», которое помогает первому решать его задачи. А у людей есть запрос на духовную жизнь, его кто будет удовлетворять?
Духовной жизни, как я уже сказал, у Церкви нет. И поэтому храмы, по большому счету, стоят пустые. Очень маленький процент людей туда ходит. У нас по социологическим опросам большое количество верующих, 70%, а храм посещает 3%, ну 5% максимум. Остальные где? Запрос у общества на духовную жизнь есть, но Церковь его не удовлетворяет, а занимается какими-то государственными делами, то есть влезает не в свои сани.
Судя по всему, вы не верите заявлениям церковного руководства, что против Церкви ведется информационная война. Вы считаете, что, например, акция Pussy Riot не является тщательно спланированной и антицерковной?
— Я думаю, что Церковь получает от общества ту реакцию, которую она сама же и провоцирует. Получает в ответ ту агрессию, которую транслирует вовне. Возможно, история с Pussy Riot кем-то и спланирована и срежиссирована, но, в общем-то, это ответ общества на то, что Церковь сама демонстрирует. Я не думаю, что Церковь доброжелательна, излучает добро, проявляет кротость, показывает любовь, а против нее действуют какие-то злобные враги, которые мечтают ей навредить. Нет, это просто реакция.
В качестве неудачного высказывания представителя РПЦ, которое навредило Церкви, вы приводите высказывание митрополита Белгородского Иоанна. Он назвал гибель огромного числа бойцов Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны «жертвой, принесенной за безбожие». По-вашему, огромные жертвы военного времени не следует расценивать как наказание Божие?
— Нет, я думаю, не стоит расценивать это как наказание Божие. И тем более, как наказание за безбожие. Бог есть любовь, не следует это забывать. Наш народ противостоял нацистской идеологии, которая была и есть чудовищна и бесчеловечна, и вот в борьбе с этой идеологией мы понесли огромные потери и избавили мир от нацистской чумы. Расценивать это как наказание за безбожие я не могу.
Вы записываете в студии песни Цоя в собственном исполнении. Почему такой выбор?
— Мое воцерковление произошло как раз в то время, когда группа «Кино» была очень популярна. Это было свежо и актуально, все пели эти песни, я сам очень увлекался ими. Виктор Цой в наше время опять становится актуальным и востребованным, потому что время, когда он жил, и наше время чем-то перекликаются. Кроме того песни Цоя были созвучны тому, что происходило в моей душе.
На что вы теперь живете, когда у вас нет доходов «от алтаря», на что живет ваша семья? Кто помогает вам в съемках?
— В данный момент времени я — блогер, и сейчас живу только своим блогом. Я обратился к подписчикам за помощью, кто меня хочет поддержать — поддерживает через донаты. На эти деньги пока живу и я, и моя семья. Супруга моя работает, дети у меня уже взрослые, самостоятельные, так что нам есть на что жить.
В будущем, наверное, будут какие-то платные консультации, вебинары, платные вопросы во время стримов, суперчат в YouTube, мерч, публикации книг, вообще, все способы монетизации канала, чем может блогер заработать.
Моя команда — это мои давние друзья, знакомые, волонтеры, которые были со мной, когда проект «КиберПопТВ» еще только зарождался, а я был священником. Они и сейчас мне помогают, в том числе в съемках. Снимаю, в основном, я сам, но вот с фильмом «Ловцы человеков», конечно, мне помогали мои друзья.
На канале я буду потихонечку уходить в сторону психологии. Сейчас я учусь на психолога и психотерапевта в Санкт-Петербургском Институте Гештальта. Планирую постепенно это направление психологии совмещать со взглядом верующего человека, посмотреть, как психология ложится на представления о вере. Мне не нравится словосочетание «православная психология», скорее, будет психология с бэкграундом религии, вот это было бы мне интересно.
Как думаете, лишат ли вас в итоге всей этой истории сана?
— Для меня этот вопрос не актуален. Не вижу канонических оснований для этого, но не исключаю такого развития событий. Полагаю, сейчас много будет тех, кто ищет повода.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: