Game over: эпоха нефти завершена
- 28 апреля 2020 02:05
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Кризис на рынке нефти входит в финальную фазу: в ближайшее время начнется закрытие предприятий и целых секторов нефтяной промышленности, в худшем случае придется остановить около трети мирового производства, полагают некоторые эксперты.
Мы подходим к концу игры. Пик может быть с начала до середины мая. Нас отделяют от него недели, а не месяцы, — цитирует Bloomberg генерального директора одного из крупнейших энергетических трейдеров Gunvor Group Ltd. Турбьерна Тернквиста.
Угроза остановки производства стала одной из причин, побудивших мировых лидеров договориться о сокращении производства. Но так как масштаб кризиса затмил их усилия, и новое соглашение не смогло остановить провал цен ниже нуля на прошлой неделе, закрытие предприятий стало реальностью, констатирует агентство.
Уже объявила о приостановке производства на заводе под Сан-Франциско компания Marathon Petroleum Corp — один из крупнейших переработчиков нефти в США. Простаивает несколько установок на трех американских нефтеперерабатывающих заводах в Алабаме и Луизиане компании Royal Dutch Shell Plc. Многие НПЗ в Европе и Азии работают только на половину мощности. Нефтетрейдеры и консультанты ожидают продолжения этой тенденции.
В то же время, министр энергетики РФ Александр Новак отметил некоторое оживление на европейском рынке нефтепродуктов. По его словам, в странах Центральной и Северной Европы есть уже некоторые позитивные «ростки» прироста спроса.
Если там на автозаправочных станциях падение спроса составляло до 70%, сегодня уже по некоторым странам мы видим снижение этого показателя до 60−65%, — пояснил министр.
Если спрос начнет расти, «ситуация сразу станет более понятной и рынки станут более стабильными», добавил Новак.
Слишком много нефти
Независимые эксперты министерского оптимизма не разделяют. Пока для рынка нефти нет позитивных новостей, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. При совокупном потреблении в течение последних лет на уровне около 100 млн. баррелей в день сейчас спрос упал на 35−40%, тогда как еще месяц назад озвучивались цифры 20−25%, напоминает он.
По разным оценкам, излишек на рынке нефти составляет от 25 до 40 млн. баррелей в сутки, чего не было никогда в истории. При этом нефтехранилища заполняются нефтью слишком быстро, у берегов США и Европы скопились сотни танкеров в ожидании возможности слить нефть, но такой возможности нет. Танкеры стоят на рейде, свободных мощностей для хранения становится все меньше.
России придется не только сокращать добычу, но и консервировать скважины и месторождения: из более 200 тысяч скважин закроются около 30%, прогнозирует эксперт. Российские нефтяники договариваются с РЖД, чтобы в качестве емкостей для хранения использовать цистерны, но этого также недостаточно.
Соглашение ОПЕК+, которое реально начнет действовать в мае, облегчения рынку тоже не принесет. Его участники уберут 10 млн. баррелей в сутки, еще 5 млн. баррелей сократят страны G-20.
В США сланцевые нефтедобытчики прогнозируют банкротства, Мексика заявляет, что вынуждена останавливать добычу в больших объемах, чем планировалось. Таким образом, начало мая станет лишь поводом для кратковременного роста котировок, объем физической нефти по-прежнему будет некуда девать. Нужны дальнейшие решения по снижению добычи и закрытию производств — других вариантов не существует, — соглашается аналитик с выводами западных коллег.
Сделка ОПЕК+ не уберет избытки предложения, потому что даже с учетом сокращения добычи, хранилища и так заполнены, нужно куда-то эту нефть девать. Об этом и свидетельствует гигантское скопление нефтяных танкеров у берегов Южной Калифорнии, поддерживает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов.
Затишье перед бурей
Говорить о восстановлении спроса в Европе явно преждевременно, считает Деев. В Китае, где экономика уже восстановилась на 90%, спрос на энергоресурсы заметно отстает, и вряд ли сумеет существенно ускориться. Такая же ситуация будет и в Европе, и в США.
Не стоит забывать, что нефтепродукты в значительном объеме потребляет транспорт. Между тем, снижение доходов населения вследствие пандемии негативно отразилось на потреблении топлива для автопрома. Трансграничные полеты, по прогнозам, смогут восстановиться в лучшем случае только через год, да и внутренние перелеты существенно сократились.
Надеяться на возобновление массового авиасообщения не приходится, тогда как четверть мирового потребления нефтепродуктов приходится на авиационный керосин, — замечает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.
Не стоит возлагать слишком большие надежды и на восстановление производства, добавляет он. Чтобы оно начало работать в полную силу и потреблять энергоносители, нужно, чтобы мировая торговля тоже восстановилась. Но границы по-прежнему закрыты.
Пик кризиса мы не прошли, но сейчас видим отскок. После сильного падения обычного так и бывает: происходит некоторая коррекция, и она накладывается на какие-то позитивные новости. В частности, сейчас это некоторые ослабления карантина в Европе, в США начинается автомобильный сезон, люди стали больше ездить, растет потребление нефтепродуктов, — рассуждает аналитик.
Но этот отскок закончится еще более сильным падением, предупреждает он. Эксперт допускает, что цены на нефть могут уйти до 6−10 долларов за бочку. И этот уровень выбьет с рынка каких-то африканских производителей, у которых очень высокая себестоимость производства.
Если они позакрывают свои скважины, начнется реальный отскок, и вот тогда можно ожидать если не роста цен, то хотя бы выхода на плато. Но пока идет ценовая конкуренция, и саудиты продолжают отгружать нефть со значительными скидками для европейского и азиатского рынка, надеяться, что цены зафиксируются на уровне 20 долларов за баррель, совершенно не приходится, полагает Вязовский.
Наверняка рынок нефти только начал падение, мы еще увидим очередные рекорды отрицательных цен, а также панику на рынке, когда хранилища в мире закончатся, — предсказывает Деев.
По словам Абрамова, небольшой рост спроса в Европе происходит на фоне сокращения поставок в рамках сделки ОПЕК+ и спецификации самой нефти марки Urals, из которой получается больше дизеля и бензина. В мае поставки Urals из морских портов должны уменьшиться на 40%, до 1,24 млн баррелей — наименьшего объема с декабря 2014 года. А потребление дизеля и бензина слегка выросло из-за плавного ослабления карантинных мер: люди начинают больше ездить на автомобиле.
Поддержку нефти будет также оказывать сокращение буровых установок в США (их количество уже уменьшилось на 50%) и постепенное снятие ограничительных мер из-за коронавируса. Эксперт прогнозирует сохранение волатильности от 15 до 25 долларов за баррель Brent в ближайшей перспективе, плавное восстановление спроса в третьем квартале и стабилизацию цен на уровне 40 долларов за баррель к концу года.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: