Эксперты рассказали, как научить блогеров ответственности за свой контент
- 16 июня 2020 20:08
- Максим Котов, Журналист «Ридуса».
Онлайн-медиа беспощадно отвоевывают аудиторию у традиционных средств массовой информации. Популярные блогеры и инфлюенсеры, лидеры мнений, предоставляют потребителю альтернативный источник медиаконтента, который пользуется огромной популярностью: аудитория многих блогеров зачастую превышает аналогичные показатели некоторых СМИ.
С большой силой приходит большая ответственность: государство пытается найти подходы во взаимодействии с инфлюенсерами и выстроить механизмы регулирования набирающей все большую популярность блогосферы. И далеко не всегда такие попытки венчаются успехом.
В России деятельность инфлюенсеров в Сети долгое время совершенно не регулировалась, пока в 2014 году не вступил в силу закон, создавший реестр популярных блогеров. Закон наделил их обязанностями традиционных СМИ: блогеры должны были лично проверять достоверность распространяемой информации. Но вместе с возросшей ответственностью, блогеры не были наделены аналогичными со СМИ правами. В итоге уже в 2017 году реестр блогеров был отменен из-за своей неэффективности.
«В XXI веке цифровые коммуникации играют определяющую роль, и структура потребления медиаконтента тоже меняется. Место телеведущих давно заняли блогеры и инфлюенсеры. Тем более, что у них можно все конкретно измерить цифрами, которые находятся в открытом доступе», — напомнил в ходе сессии РИФ-онлайн председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
У СМИ права и обязанности определены законом. У блогеров и инфлюенсеров полная свобода творчества. Закон о блогерах был отменен. Поэтому один из главных вопросов — как государству выстроить регулирование, в котором нуждается и государство, и блогеры.
К обсуждению на площадке РИФ присоединилась президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек. По ее мнению, сегодня между блогером и СМИ нельзя ставить знак равенства:
Нужно ли приравнивать блогеров к СМИ? Этот вопрос уже очень долго обсуждается в обществе. Чтобы не быть голословной, мною были подобраны интересные исследования. Прошлые попытки приравнять блогера к кому-то или чему-то не увенчались успехом. Блогеры — это абсолютно самобытное явление.
При общей схожести деятельности инфлюенсеров и традиционных СМИ, они влияют на разную аудиторию. Если СМИ — это новости, информация и аналитика, то блогеры — это личная оценка и адаптация к новостям и событиям.
Вместе с тем, тиражирование собственного мнения деятелями блогосферы не означает, что они не должны нести ответственность за предоставляемую информацию, отметила Берек. Из-за разобщенности в блогерской среде у инфлюенсеров нет внутреннего контроля и ответственности перед аудиторией.
По мнению Берек, исправить ситуацию должно в первую очередь само сообщество блогеров: в этой экосистеме необходима саморегуляция, при которой правила честной игры выработают сами ее участники. Эти цели и преследует возглавляемая ею национальная ассоциация блогеров.
Берек убеждена, что консолидированное сообщество ныне разобщенных инфлюенсеров поможет выработать общие критерии оценки представителей этой среды, создать свод правил и обязанностей блогеров и других участников рынка блогосферы, а также разработать инструменты защиты аудитории и самих блогеров.
Я убеждена, что сами блогеры должны дать определение на тему того, кто они и чем они занимаются. Все нормы должны вырабатываться теми, кто создает блогосферу здесь и сейчас, — заключила эксперт.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: