Неудавшееся чипирование: автомобильный кризис пришел откуда не ждали
- 30 апреля 2021 17:59
- Сергей Домущий , обозреватель «Ридуса», историк
Нехватка микросхем, начавшаяся с резкого увеличения спроса на персональные компьютеры и другую электронику для работы или учебы из дома во время пандемии, теперь угрожает резким сокращением производства автомобилей во всем мире. Причин у нынешнего дефицита множество — начиная с торговой войны Трампа с Китаем и заканчивая резким ростом курса биткойна, повысившим спрос на оборудование для майнинга криптовалюты.
Внесла свой вклад и пандемия, заставившая учащихся и работников обновить свои компьютеры, а родителей — раскошелиться на новые версии игровых приставок. В итоге, согласно данным Gartner, продажи персональных компьютеров в 2020 году выросли на 4,8%, до 275 миллионов единиц. Это позволило обратить вспять многолетний спад и стало самым высоким годовым ростом на этом рынке с 2010 года.
Как отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, помимо спроса важным фактором в создании дефицита стала временная остановка работы в ряде отраслей из-за санитарных ограничений, что отразилось на объёмах выпуска продукции электронной промышленности. Это привело к нехватке нескольких наименований полупроводников. Кроме того, ряд производителей начали модернизацию производства и сократили выпуск чипов.
Дефицит ударил по всем, но некоторым пришлось больнее
Эксперты отмечают, что среди пострадавших в наиболее выгодном положении оказались телекоммуникационная отрасль и электронная промышленность: они получают чипы в приоритетном порядке, как крупнейшие потребители.
А вот автомобильная отрасль, по словам господина Баранова, пострадала больше всего.
По различным оценкам, на начало марта в мире было заморожено производство примерно 300 тысяч машин, а всего в текущем году автомобильная отрасль может произвести на 600—680 тысяч единиц меньше. Кроме того, другие виды машиностроения, которые используют чипы, тоже начинают ощущать их нехватку, что отражается на объёмах производства.
Еще в феврале GM пообещала, что продлит сокращение объемов производства в США, Канаде и Мексике до середины марта. Ford, Honda и Fiat Chrysler предупредили инвесторов или замедлили производство, а Mini и вовсе останавливала на три дня свой конвейер в Англии.
С эту среду Ford предупредил, что нехватка чипов приведет к сокращению производства в этом году примерно на 1,1 миллиона автомобилей и уменьшит прибыль приблизительно на 2,5 миллиарда долларов.
Всего же, по данным исследовательской компании IHS Markit, нехватка чипов ставит под угрозу производство 1,3 миллиона автомобилей и фургонов во всем мире в первом квартале.
Но и прочие отрасли находятся в сложном положении, как отметил Дмитрий Баранов.
Например, металлурги, которые не могут модернизировать свои мощности и увеличить производство металла из-за нехватки чипов.
Российские производства не останутся в стороне от мирового кризиса. Как отмечают все наши собеседники, отечественные предприятия пока не заявляли о серьёзных перебоях в своей работе, но нехватка чипов может отразиться и на них.
Как отмечает представитель УК «Финам Менеджмент», несмотря на рост объёма производства различных микросхем в РФ, их импорт по-прежнему составляет от 30% до 40%.
По неподтвержденным данным, в последнее время проблемы с нехваткой чипов отметили российские заводы Toyota и Volkswagen. На момент публикации получить комментарий от Volkswagen Russia не удалось.
Источник «Ридуса» в агентстве «Автостат» сообщил, что поступала информация о проблемах на «Автовазе», которому пришлось на два дня приостановить производство модели Granta.
Официально же практически все опрошенные «Ридусом» представители автопроизводителей и брендов отрицают серьезное воздействие ситуации на свои продажи. Так, в российском офисе Mercedes-Benz заявили, что следят за ситуацией, и назвали ее нестабильной. При этом в компании уверены, что смогут реагировать на колебания поставок полупроводников благодаря высокому уровню гибкости заводов.
Компания находится в тесном контакте со своими прямыми поставщиками, а также с поставщиками полупроводников. При необходимости компания адаптирует свою производственную программу на отдельных предприятиях.
На калининградском «Автоторе», собирающем автомобили BMW, KIA, Genesis, Hyundai, а также несколько моделей коммерческих автомобилей, в разговоре с «Ридусом» заявили, что пока дефицит не отразился на производстве. По словам PR-директора компании «Автотор Холдинг» Олеси Казариной, предприятие работает с поставщиками по предзаказам и в настоящее время не испытывает проблем с запчастями. Однако она не исключила корректировки производственных планов из-за последствий дефицита.
В российском офисе Renault сообщили, что российский завод компании работает в соответствии с планом, но назвали ситуацию с поставками непростой.
Каких деталей не хватает автопрому?
В среднестатистическом современном авто от 50 до 150 чипов. Они используются во все большем числе систем автомобиля, включая освещение, системы комфорта, разнообразные ассистенты водителя, мультимедиа. Как пояснил «Ридусу» руководитель отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун, в автомобилестроении наблюдается дефицит не всей номенклатуры полупроводников, а процессоров.
В конце прошлого года и в начале текущего ряд автогигантов объявлял о временной остановке одного или нескольких своих заводов по всему миру, и в качестве причины остановок был назван их дефицит, — пояснил эксперт.
Как отмечают авторы публикации CNN, частично оказался виноват в своих проблемах сам автопром. По данным CNN Business, первоначально автопроизводители сократили заказы на чипы, в то время как технологические компании скупали столько, сколько могли. Освободившиеся мощности производители полупроводников отдали под выпуск чипов для смартфонов, ноутбуков, игровых приставок. После возвращения продаж автомобилей в норму, что произошло быстрее, чем ожидалось, автопроизводители увеличили производство, но при этом оказались в хвосте очереди за чипами.
Андрей Топтун уточнил, что большинство автозаводов пока справляются с проблемой, и привел в подтверждение показатели продаж.
В первом квартале 2021 года в мире было продано 20,89 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,9% больше показателей годичной давности. Правда, этот результат пока ниже результата первого квартала 2019 года, — отметил господин Топтун.
По его словам, проблемы непосредственно у российских автозаводов вызваны необходимостью установки систем «ЭРА-ГЛОНАСС»: один из ее поставщиков заявил о сбоях с поставками электронных компонентов для своего устройства.
У российского дефицита другие корни
В целом же на результат продаж автомобилей в России повлиял не дефицит полупроводников, а дефицит автомобилей, уверены в «Автостате».
Дефицит этот начался еще в сентябре 2020 года из-за реализации отложенного на время самоизоляции спроса и продолжающегося ослабления рубля: население начало активно сбрасывать накопления и «инвестировать» в товары, спеша купить то, что завтра будет дороже.
На рынке возник ажиотаж, который ограничивался только отсутствием живых автомобилей, а особенно без дилерской накрутки в виде «допов». Без этих ограничений рынок легко мог уйти к рекордным показателям продаж, — уверен Андрей Топтун.
Дефицит — это надолго
Производители чипов стремятся разрешить ситуацию, увеличить объём производства чипов, но сделать это быстро они вряд ли смогут, о чём сами говорят. Вряд ли в ближайшие месяцы в мире могут быть созданы новые производители чипов, появятся новые игроки, — считает Дмитрий Баранов.
По его словам, это означает, что нехватка чипов в мире может затянуться, и если раньше речь шла об одном-двух месяцах, за которые эта проблема могла быть решена, то сейчас говорят о периоде от полугода до года, которые могут потребоваться на исправление ситуации.
С такой оценкой согласен господин Топтун из «Автостата», считающий, что окончание напряженности в поставках чипов ожидается к началу следующего года. При этом он отметил, что нынешний дефицит не последний.
Намеченный в мире отказ от автомобилей на углеводородном топливе в пользу электромобилей повлечет еще больший спрос на процессоры, но даже без этого долгосрочного тренда спрос на чипы в автомобилестроении растет огромными темпами из-за интенсивного внедрения новых систем — электронных ассистентов и замены традиционных систем и компонентов электронными, управляемыми процессорами. На смену механической комбинации приборов со стрелочками приходят экраны с рисованными шкалами, а консоли с физическими кнопками и «крутилками» заменяются планшетами. И работой всего этого электронного оборудования управляют процессоры. И чем сложнее система или оборудование, тем сложнее — и дороже — процессор.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: