«Тюркская сила»: как Турция привязала к себе Азербайджан
- 04 мая 2021 14:31
- «Южный ветер»
Реалии конфликта в Нагорном Карабахе продемонстрировали, какую военную помощь Турция способна оказывать своим союзникам. Безусловно, Анкара при этом преследует свои геополитические цели и планирует восстановить влияние в границах Османской империи, используя для этого уже современные модели устройства государства и эффектно комбинируя военные и экономические средства достижения успеха. Редакция telegram-канала «Южный ветер» проводит анализ геополитической экспансии Турции в Закавказье.
«Один народ — два государства»: реальность и перспективы «Армии Турана»
Хотя к плотному военному сотрудничеству Турции и Азербайджана все уже давно привыкли, в реальности совместная работа между турецкими и азербайджанскими вооруженными силами активизировалось только с 2012 года. Тогда соответствующее решение было принято на межправительственной конференции «Совет стратегического сотрудничества высокого уровня под председательством президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Сейчас две страны проводят около 15 совместных военных учений в год.
Очередная веха была достигнута в 2017-м — 31 октября в Баку состоялась очередная межправительственная конференция, на которой была подписана 21-статья соглашения о сотрудничестве в области оборонной промышленности. После этого проникновение Турции в военную структуру Азербайджана приняло более конкретный и осмысленный характер.
Главной целью стала подготовка азербайджанского офицерского корпуса на учебно-материальной базе ВС Турции. Такой подход позволял решить две крупные задачи:
во-первых, заложить основу для безболезненной интеграции подразделений армии Азербайджана в состав ВС Турции с прицелом на проведение совместных операций уже в ближайшей перспективе;
во-вторых — подменить российские военные учебные заведения в качестве базовых для подготовки офицеров, таким образом сведя на минимум неформальные контакты между военными ведомствами России и Азербайджана.
К концу 2019 года почти 18000 азербайджанских курсантов окончили турецкие военные училища, а еще 8174 военнослужащих прошли подготовку на различных курсах и программах, проводимых турецкими военными.
Пока еще большая часть азербайджанского генералитета имеет российское образование, однако поколение выпускников турецких вузов, особенно отличившихся в ходе карабахской войны, их подпирает, а турецкие кураторы получают возможность продвигать своих кандидатов. Широко распространено мнение, что из-за связей с Москвой был отстранен и впоследствии уволен начальник генерального штаба ВС Азербайджана Наджмеддин Садыков.
На уровне совместного планирования войсковых операций Турция подключилась только после столкновений на границе Армении и Азербайджана в июле 2020 года. В тот момент Баку еще не располагал даже дронами «Байрактар».
То есть, основные военные успехи турецкого руководства в деле безоговорочного вовлечения в орбиту своего влияния Азербайджана были совершены менее чем за три месяца. Однако почва для этого готовилась восемь лет.
Примечательно, что в турецком генштабе давно отдавали себе отчет в том, что Россия поддержит Ереван против Баку в случае обычной войны и что затяжной кризис может привести к эскалации столкновений в регионе, что не отвечает интересам Анкары. Это следует из секретного военного коммюнике о программе подготовки турецких вооруженных сил на 2015−2016 годы, текст которого был приложен к материалам судебного дела в Анкаре. Собраны они были из штаба Генерального штаба во время расследования неудавшегося государственного переворота 15 июля 2016 года.
В директиве подчиненным органам военного управления Хулуси Акар заявил, что Россия может поддержать Армению против Азербайджана в случае обычной войны, и что Турция в этой связи должна ограничивать свое участие в поддержке азербайджанских вооруженных сил, обеспечив при этом их военную подготовку и организовав совместные военные учения.
Так появились ежегодные учения «Тураз Карталы» («Соколы Турции и Азербайджана»), совместные учения сил специальных операций, которые проводятся поочередно на территории одного из государств, а также регулярные учения на территории Турции «Анатолийский феникс» и «Кыш» («Зима») с участием азербайджанских подразделений.
Что касается военно-технического сотрудничества, то Анкара долгое время не могла составить конкуренцию России и Израилю в контексте оружейных сделок с Азербайджаном. Собственно, кроме беспилотных аппаратов, ситуация и сейчас не сильно изменилась.
В 2021 году наблюдается весьма насыщенный график совместных мероприятий Вооруженных сил Азербайджана и Турции. Турецкие военные уже участвуют в плановых оперативно-тактических учениях ВС Азербайджана, которые проводятся до четырех раз в год. Основной целью заявлено «улучшение взаимодействия и повышение боеспособности оперативных подразделений азербайджанской и турецкой армий».
Исходя из опыта конфликта в Нагорном Карабахе, войска делают упор на отработку тактики захвата высот совместными штурмовыми группами, а также создают совместную систему управления.
Таким образом, несмотря на завершение войны, процесс развития ВС Азербайджана не останавливается, а напротив — активно поощряется Турцией. По заявлению главы Минобороны Турции Хулуси Акара, Анкара намерена помочь в модернизации азербайджанской армии, для чего уже разработана «дорожная карта».
Совсем недавно, 6 апреля, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган утвердил соглашение об оборонном сотрудничестве с Азербайджаном. Оно подразумевает совместные военные исследования на территории двух стран. Благодаря документу турецкие военные предприятия смогут разворачивать свою деятельность на территории Азербайджана и создавать совместные предприятия в военной сфере. 5 апреля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал распоряжение об утверждении соглашения о сотрудничестве с Азербайджаном в области оборонной промышленности.
Ранее в 2018 году ряд турецких компаний уже начали плотную работу с азербайджанским военно-промышленным комплексом. Aselsan подписала соглашение с Баку о совместном производстве средств связи, Turkish Aerospace Industries (TAI) — протокол о сотрудничестве с Национальной Академией наук Азербайджана (AMEA) для объединения усилий в области обороны и авиации. В том же году Турецкая компания механической и химической промышленности (MKEK) получила предложение о сотрудничестве в области обороны от Министерства оборонной промышленности Азербайджана. Помимо этого, турецкая компания «Рокетсан» и азербайджанское военно-научное предприятие «Иглим» активизировали сотрудничество в совместной работе по созданию ракетного комплекса большой дальности.
Долгосрочные планы Анкары также не являются тайной. Еще до завершения конфликта в Карабахе, турецкая газета Turkiye 27 октября выпустила номер с сенсационным призывом «Решение в армии Турана». По мнению редакции, все проблемы, с которыми сталкиваются тюркские государства, можно решить, создав единую пантюркистскую армию в составе Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Киргизии.
В тот же день министр обороны Турции Хулуси Акар посетил Ташкент, где встретился с высшим военно-политическим руководством Узбекистана.
По итогам подписано два документа: Соглашение о военном финансовом сотрудничестве и Протокол об осуществлении денежной помощи, что было сделано несмотря на падающую лиру и не очень хорошее состояние турецкой экономики.
Разгорающийся в настоящее время конфликт в Средней Азии между Таджикистаном и Киргизией подтверждает, что турецкая экспансия является частью стратегического планирования и носит последовательный характер. Причем для этого нет необходимости в дорогостоящих военных базах за рубежом.
Анкара перестраивает торговые маршруты
С развалом СССР на территории его бывших республик началось выстраивание новых логистических цепочек, связывающих Азию и Европу. Как правило, локомотивами таких изменений выступали США, Великобритания и, конечно же, Китай, заинтересованный в расширении грузопотока. Само собой разумеется, что Турция также решила не оставаться в стороне и пытается встроиться в новые маршруты через Закавказье. При этом, что не удивительно, основным бенефициаром проектов становились британские компании.
К примеру, первым проектом стало строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Предназначен он для транспортировки нефти из Каспийского региона в Европу и был подписан в 1998 году между президентами Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Узбекистана при посредничестве министра энергетики США. Однако, по завершению строительства, к 2005 году, оператором нефтепровода и самым крупным акционером стала британская ВР.
Следующим проектом, куда втянулась Турция, стало развитие газотранспортной сети для транспортировки газа из Каспийского региона через Азербайджан, Грузию и далее по своей территории в Европу.
Общее название он получил как проект «Южного газового коридора», где также довольно внушительно участие британской ВР.
В 2013 году Турция приняла участие в молодом проекте, входящим в китайскую инициативу экономического развития «Один пояс, один путь» — Транскаспийский международный транспортный маршрут. Транспортный коридор предполагает соединение Китая с Европой через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию. Помимо Турции в проект вошли Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Украина, Польша и Румыния. Именно в его рамках и было реализовано строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
В конце 2020 года частичное решение Азербайджаном вопроса Нагорного Карабаха не без помощи Анкары заложило основу под дальнейшее развитие маршрута из Азербайджана в Турцию и далее в Европу. Благодаря заключенным соглашениям стало возможно начало консультаций о разблокировании сообщения между Арменией и Азербайджаном. Это, в свою очередь, сделало возможным присоединение к ним и Турции. Именно поэтому 19 апреля было объявлено о начале строительства железной дороги из Нахичеванской автономной республики в Азербайджан, которая также свяжет между собой и Баку с Анкарой.
На этом фоне правительства Турции, Ирана и Пакистана в 2021 году намерились восстановить железнодорожное сообщение между странами, которое, скорее всего также пройдет через территории Азербайджана и Армении.
При этом правительство Эрдогана с 2020 года взялось за поддержание и улучшение движения товаров по маршруту из Каспийского региона. На фоне падения товарооборота с Азербайджаном с 3 млрд долларов в 2013 году до 2,2 млрд долларов в феврале 2020 года было подписано соглашение о преференциальной торговле, которое вступило в силу с 1 марта 2021 года. Договор обнулил квоты и пошлины на экспорт и импорт продукции по 15 товарным группам. Более того Баку и Анкара ведут переговоры о создании свободной экономической зоны. Одним из мест указывается турецкая провинция Игдыр и азербайджанская Нахичеванская автономная республика, железнодорожное сообщение между которыми и будет связывать Азербайджан и Турцию. В этом ключе следует отметить, что Анкара уже не мене десяти лет вынашивает планы о свободной экономической зоне в Нахичеване, которые пока так и не были реализованы. Причиной тому являются опасения Баку в чрезмерном увеличении турецкого влияния в автономной республике www.iimes.ru/?p=35879, что может привести к потере региона.
Необходимо отметить, что растет торговое влияние Анкары не только на Азербайджан, но и Грузию. Весьма показательно, что крупнейшим торговым партнером Тбилиси стала Турция (419 млн долларов), практически в 1,5 раза опережая Россию (329 млн долларов) и Китай (292 млн доллара).
Вот и получается, что Азербайджан теперь весьма плотно связан Турцией не только по линии военного партнерства, но и занял важное место стратегической экспансии Анкары за пределы Закавказья.
О чем беспокоиться и что делать России
Эндшпиль конфликта вокруг Нагорного Карабаха показал реальное влияние Кремля в треугольнике Турция-Азербайджан-Россия. Оно пока еще достаточно сильно в основном благодаря крупной азербайджанской диаспоре в России. Такие крупные бизнесмены, завязанные на государственные контракты в России, как Араз Агаларов, Год Нисанов, Зарах Илиев или Вагит Алекперов обеспечивают возможность оказания влияния на самом высоком уровне.
Несмотря на все проекты Анкары и стоящей за ней Великобритании, разрушить все торгово-экономические цепочки, которые связывают Россию и Азербайджан пока довольно сложно.
В то же время, для каждой страны необходим собственный геополитический проект. Очевидно, что кроме раздела с Арменией территории Закавказья, где большую часть времени два народа органично сосуществовали, других целей у Азербайджана после развала СССР не имеется.
Этот вакуум как раз и предлагает заполнить Турция с ее пантюркистскими проектами под эгидой возрождения Османской империи.
В этом плане Россия, к сожалению, кроме возвращения Баку в состав российского государства ничего предложить не сможет.
Пока что, с точки зрения развития закавказских государств, Москве нужно как можно скорее уладить все территориальные споры и сделать более прозрачными границы между Арменией и Азербайджаном. Средством для выполнения этой задачи как раз и является разблокирование транспортных маршрутов в регионе, которые предусмотрены трехсторонним соглашением по итогу карабахского конфликта. Это позволит отыграть излишнюю национализацию бывших советских республик, а размещение войск как в Карабахе, так и в Сюникской области поможет сформировать де-факто протекторат территорий и защиту от излишнего османского присутствия. Кроме того, открытие маршрутов между Арменией и Азербайджаном даст толчок и развитию маршрута «Север-Юг», значение которого со смягчением санкций против Ирана будет только возрастать. Развитие торгового маршрута с Азербайджаном, создание зоны свободной торговли между Москвой и Баку будет способствовать улучшению и двухсторонних отношений.
Задачей тактического характера становится военно-техническое сотрудничество. Необходимо понимать, что продажа оружия — это долгий процесс не только производства, поставки и обслуживания техники, но и подготовка кадров на базе российских военных учебных заведений. И хотя денег на полное переоснащение армии в Баку вряд ли найдется, излишний крен Азербайджана в сторону продукции турецкого военно-промышленного комплекса допускать нельзя.
Также необходимо компенсировать рост количества военных учений между ВС Азербайджана и Турции. Из-за того, что текущая политическая ситуация не позволяет задействовать формат ОДКБ, то целесообразно организовать и регулярно проводить военные учения в двустороннем формате. Примером может служить ежегодное российско-пакистанское учение «Дружба».
Еще одним фактором, где будет легко найти точки соприкосновения — это сфера безопасности и борьба с терроризмом. Ведь Азербайджан также подвержен влиянию радикального ислама и бесценный российский опыт будет здесь как нельзя кстати.
Что касается экономических отношений, то Анкара пока не способна тесно вклиниться в этот сегмент российско-азербайджанских отношений. Более того, в сельскохозяйственном секторе Баку и Анкара являются конкурентами, для которых сверхважен российский рынок сбыта.
В качестве итога стоит отметить, что особенностью турецкой политики являются так называемые agile-спринты в своих международных делах — курс своего движения корректируется постоянно в зависимости от достигаемых результатов.
Турция старается не сковывать себя шаблонами, а, напротив, стремится выходить за привычные для себя рамки, поэтому от Анкары стоит ожидать новых нестандартных действий на геополитической шахматной доске.
Еще больше аналитики и информации о событиях на Ближнем Востоке, Закавказье и Украине - на канале «Южный ветер»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: