«Французский вестник» Уэса Андерсона: как экранизировать журнал
- 18 ноября 2021 10:44
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
Уэс Андерсон за последнее десятилетие заработал себе славу режиссера, верного своим излюбленным приемам в плане повествования и необычному визуальному стилю. Даже не самый искушенный зритель, единожды увидев один из фильмов 52-летнего лауреата Берлинале, узнает его следующую картину с первых минут даже без захода в поисковик.
И вот спустя три года после анимационного «Острова собак» Андерсон возвращается с новой игровой картиной под названием «Французский вестник». С самого начала было понятно, чего ждать от ленты — узнаваемых визуальных решений, яркой палитры красок, театрализованного действия и совершенно поражающего воображение актерского состава. И получается так, что в очередной раз режиссер «Отеля „Гранд Будапешт“» и «Королевства полной луны» оправдал все возложенные на него ожидания.
Действие фильма «Французский вестник» разворачивается в середине прошлого века в выдуманном городке Аннуи во Франции. Сын газетного магната сбегает в Аннуи из Канзаса, организуя там «The French Dispatch» — тот самый «Французский вестник». Главный редактор, он же тот самый богатый наследник, недавно скончался. Согласно его завещанию, посмертно должен выйти последний номер «Вестника», после чего редакция должна быть закрыта, а все авторы освобождены от своих контрактов.
Весь фильм — это по сути своей экранизация того самого «Вестника», состоящая из четырех новелл, от совсем короткой до весьма объемных. Если вы когда-либо читали какой-нибудь журнал или газету и вам пришла в голову безумная идея ее экранизировать, то, похоже, Уэс Андерсон опередил вас с воплощением этой идеи в жизнь. И получилось примерно так же — абсурдно, сюжетно и невероятно притягательно.
Андерсон себе не изменяет — цветовая палитра и театральность происходящего сразу бросаются в глаза присутствующим в кинозале. Правда, в этот раз он задействует максимум локаций, гармонично смотрящихся вместе, при этом каждая обладает нужной индивидуальностью. Стартует фильм в редакции, быстро показывая основную экспозицию, и, не мешкая, переходит к новеллам.
Каждая новелла является историей от разных отдельных авторов, имеет свой сюжет и обособленных главных героев. И здесь фантазия режиссера и сценариста, а также весь актерский бомонд получают возможность отрываться на полную катушку.
Есть всё. Сначала — целый экскурс по Аннуи от Оуэна Уилсона. Затем необычный тандем в виде сумасшедшего заключенного художника и холодной надзирательницы-эксгибиционистки в исполнении Бенисио дель Торо и Леа Сейду. Далее мы видим, как чопорная журналистка в исполнении Фрэнсис Макдорманд лишает девственности растрепанного студента (между прочим, сына своих друзей), сыгранного Тимоти Шаламе, который затем затевает целый «бунт на корабле». Завершается все настоящим экшен-триллером, в котором хитроумно соединяются Матье Амальрик, Джеффри Райт, Сирша Ронан и Уиллем Дефо.
«Вестник» не стесняется быть всем сразу: здесь нашлось место и откровенной эротической провокации, и отражению каждого народного бунта, и попыткам разгадать сложные мотивы творческой человеческой души. Не стесняется он и нелепости изложенных ситуаций, и их гиперболизированной абсурдности, заставляя своего зрителя улыбаться, смеяться и задумываться. Кажется, что Андерсон будто ищет, есть ли у происходящего какая-то грань разумного, но либо ее не находит, либо нагло ее стирает и продолжает творить свое видение.
Объёмы информации, которые «Вестник» вываливает на зрителей, не поддаются подсчёту. На то это и экранизация журнала. Изобилие деталей и, казалось бы, ненужных подробностей в руках другого режиссера могли бы сыграть максимально против него, но Андерсон будто ждал возможности показать все то, чему научился и что отточил за все предыдущие годы.
Состав актеров и вовсе отрабатывает себя на максимум: желание поработать с именитым постановщиком точно пересиливало все остальное. Ведь даже на совсем маленьких ролях заняты далеко не последние лица индустрии: Эдвард Нортон мелькает всего на пару минут в роли «злодейского злодея», а Элизабет Мосс успевает запомниться буквально одной фразой о строении предложений в тексте. Говорить что-то об основном составе и вовсе излишне — просто подайте аплодисменты в студию, и на этом закончим.
На долю Тимоти Шаламе и Фрэнсис Макдорманд выпала очень интересная новелла, которую они с блеском довели до совершенства.
Не отпускает режиссера и анимация: приятная глазу и забавно абсурдная вставка в финальной новелле смотрится в ленте лаконично и стильно. Да и вообще, похоже, что мир мультфильмов привлекает Андерсона по сей день: не зря же местами герои выглядят и ведут себя совсем как мультперсонажи золотого века Голливуда, что делает их действия и диалоги комичными именно в тот момент, когда это действительно нужно ленте.
Так что же из себя представляет «Французский вестник»? Это не что иное, как причудливое признание в любви жизни и всему тому, что она в себе несёт. Фильм очень эстетичен, затейлив, но при этом не перегружен сверх меры тайными смыслами или философскими подтекстами, благодаря чему выглядит весьма медитативно (в хорошем смысле этого слова).
Это кино о тех временах, когда мир еще не знал ни лайков, ни просмотров, ни Всемирной сети в целом. Это кино об эпохе печатных машинок, когда каждая новость разлеталась из уст в уста, а журналистика заключалась в тысячах слов, за каждое из которых авторам приходилось без устали бороться. И даже фильм печально констатирует: этот период завершен и больше никогда к нам не вернется.
Зато у нас есть прекрасное напоминание о нем, заключенное Уэсом Андерсоном в 107 минут хронометража. И ни об одном из потраченных на фильм мгновений не пожалел никто в зале — бурные овации с началом титров тому прямое доказательство.
«Французский вестник» — в кино с 18 ноября.
18 ноября на экраны выходит и другой, не менее интригующий проект — спортивная драма «Король Ричард» о большом спорте и трудностях отцовской доли с Уиллом Смитом в главной роли. Рецензию на фильм вы можете прочесть прямо сейчас.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: