На Украине начался коммунальный геноцид
Не так давно, 5 ноября, в Киеве прошли очередные, не первые и не последние в этом году протестные акции. На этот раз у Офиса президента Владимира Зеленского собралась группа из ста человек с требованием отставки мэра Киева Виталия Кличко. Митингующие посчитали действия Кличко незаконными, а именно наносящими вред городской инфраструктуре и возможности горожан реализовывать свои потребности в отдыхе и спорте.
Участники акции уверены, что решения Кличко о сносе детских садов, школ, спортивных площадок, рынков, о вырубке лесов и парков для строительства коммерческой недвижимости вредит городу и горожанам. Очевидно, ситуация не уникальная для всего постсоветского пространства. Точнее даже, она не уникальная вообще. Во всём мире, там, где недостаточно развито общество и его институты, там, где коммерческие интересы находятся в приоритете над потребностями людей, везде мы наблюдаем точно такую же политику. Местные власти, вне зависимости от страны и политического и идеологического окраса, почти всегда принимают решение в пользу бизнеса и своих коммерческих интересов. Парк и детский сад, несмотря на то, что они нужны горожанам, не приносят такой прибыли, как многоквартирный жилой дом или офисное здание.
Однако Украина, особенно в уходящем году, побила многие рекорды по политике, вызывающей отторжение населения. Речь идёт прежде всего о новой тарифной политике, которая взвинтила цены на коммунальные услуги в несколько раз за один год. Причина роста тарифов донельзя прозаична. Это цены на сырьё для выработки тепла и электроэнергии, да и вообще её высокая себестоимость на Украине. А высокие цены на электроэнергию и газ приводят к росту по цепочке всех остальных коммунальных платежей — за горячую и холодную воду, транспортные услуги, а следовательно, и к увеличению стоимости всех товаров, которые производятся и транспортируются. Это и еда, и одежда, и поездки. Нельзя сказать, что рост тарифов для конечного покупателя необоснован, так складывается цена на энергетическое сырьё на мировых рынках.
Что же делать обычным людям, особенно пенсионерам, в ситуации, когда они объективно не могут оплатить элементарное тепло для своей квартиры? После отмены льгот на электроэнергию и компенсаций за газ обеспечивать себя этими ресурсами стало совсем затруднительно. Для понимания: одного газа среднее домашнее хозяйство тратит на 1700 гривен. И это только цена газа. Существовавшие льготы пришлось отменить, чтобы закрыть долги энергетических предприятий, газо- и электроснабжающих, перед поставщиками. Но простому человеку от понимания этого и в прямом и в переносном смысле тепло не станет. Перед ним стоит выбор: либо брать кредит на газоснабжение, либо умирать от холода.
Есть у этой проблемы и политический аспект. Дело в том, что снабжение газом из России, осуществлявшееся с советских времён, причём по ценам ниже мировых, оказалось под вопросом после геополитического выбора Украины, решившейся на разрыв отношений с Москвой под предлогом налаживания стратегического партнёрства с США и НАТО. При этом прямо оговаривалось, что Украина готова участвовать во враждебных России военно-политических инициативах коллективного Запада. В этих условиях Россия начала искать способы снижения своих поставок энергии Украине, считая, что таким образом она поддерживает экономику сателлита своего врага. Внесли свой вклад в эту ситуацию и возросшие цены на энергоносители, взлетевшие после нескольких лет падения. Кроме того, за все годы партнёрских отношений Украины с Европейским союзом и США, кроме слов о поддержке демократических изменений и геополитического выбора, ну и, наверное, поставок устаревшего вооружения, Украина не получила ничего — ни проекта инфраструктурных реформ, ни технологий, ни инвестиций. Политическая интеграция остается, так же как и лет восемь назад, воображаемой «морковкой», которую используют на публичных выступлениях, но не стремятся показать на практике. Нет и обещанной диверсификации поставок энергии из США.
За все годы независимости Россия оставалась единственной страной, заинтересованной в развитии своих соседей, фактически несла социальные обязательства перед народом Украины и поддерживала его общество и политическую систему. Уже несколько лет как эти связи разорваны, а замены им в реальности никто не смог придумать. Поэтому Украине приходится покупать дорогой газ, чинить обветшалую газотранспортную и вообще энергетическую систему, а оплата всего этого ложится на простых украинцев, в том числе на 13 миллионов пенсионеров, едва сводящих концы с концами.
Всё это делает невозможной или крайне затрудняет жизнь значительной части населения. Уже сейчас, в начале ноября, миллионы людей сидят без отопления. Не подключены к теплу многие школы и больницы. Эта ситуация, получившая название «тарифный геноцид», вызывает понятное раздражение у миллионов человек, поэтому с начала 2021 года страну сотрясают постоянные акции протеста против новых цен на коммунальные услуги.
В январе — марте бастовали Николаев и Полтава, значительная часть Харьковской области была охвачена протестами, перекрывались дороги, люди требовали отставки Зеленского и наказания для местных властей и газовиков. Однако одними протестами, к сожалению, положение не исправить.
Выход из ситуации, если не говорить о фантастических сценариях, состоит в нормализации отношений с Россией. Однако на данный момент он практически невозможен по объективным причинам. Пойти на нормализацию отношений на современной Украине сейчас не способен никто, так как большинство политических элит настроены к РФ крайне враждебно, а если не враждебно, то не имеют реального веса и влияния на текущие процессы. Да и в России достаточно сил, которые готовы прикладывать усилия для недопущения подобного сближения.
Есть ли выход из ситуации? Пока мы видим пессимистичные прогнозы, и непонятно, что может остановить сползание украинской экономики и нормализовать рынки, в том числе по газу.
Пока ситуация остаётся напряжённой.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: