Сквозь Россию и мимо нее: куда сегодня движется Киргизия
- 24 ноября 2021 13:58
-
Андрей Гулютин, Главный редактор «Ридуса»
Александр Александровский, Политолог
Поездка главного редактора «Ридуса» Андрея Гулютина и обозревателя издания Александра Александровского в Киргизскую Республику (КР) утвердила в мысли, что это государство остается для всех нас страной открытых вопросов.
Предстоящие в ближайшее воскресенье парламентские выборы, как бы и с какими бы результатами они ни прошли, только расширят круг сложных проблем. Одной из важнейших среди них, конечно, остается вопрос отношения в республике к русскому языку и русскому миру в целом.
Политика, нация, религия
Делегация «Ридуса» выдвинулась в КР для проведения конференции, посвященной угрозам национальной безопасности и здоровью граждан, которые несут региону военные биолаборатории США, возведенные в Казахстане на самой границе с Киргизией. КР в свое время отказала американцам в разрешении на строительство таких лабораторий, да и в целом Киргизия сейчас, несомненно, самый надежный военно-политический партнер России в Центральной Азии.
22 августа 2008 года правительства Киргизии и Канады подписали соглашение «О строительстве биологической лаборатории в г. Бишкек», ратифицированное республиканским парламентом 6 февраля 2009 года. А уже 18 мая того же года под строительство был выделен участок в ботаническом саду по адресу ул. Ахунбаева, 1а, находящийся на балансе Национальной академии наук. Однако проект был свернут через три года в результате масштабных протестов в стране.
К счастью для всех нас, среди киргизов не наблюдается проявлений пещерной русофобии, которые стали характерными для некоторых бывших советских республик.
Но определенные опасные тенденции заметны.
Многие собеседники «Ридуса» отмечают активный процесс исламизации региона, и совершенно непонятно, почему растущим угрозам не уделяется должного внимания со стороны России и других стран ЕвразЭС. Речь идет о радикальных исламских течениях и организациях, которые запрещены на территории РФ. На территории КР они действуют вполне легально.
Саудовская Аравия, Катар, другие страны Персидского залива весьма активно продвигают ислам. Они за свои деньги не только строят мечети, но и активно работают с молодежью, как правило, из неблагополучных семей. Что им вкладывают в головы, мы не знаем. Но, как показывает практика, деятельность подобных центров в Сирии (можно вспомнить и отдельные примеры случаев на территории постсоветского пространства, и даже факты вербовки террористов в России) нанесла ущерб не только ближневосточному региону, но и всему миру.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что русскоязычное население из Киргизии потихоньку уезжает. Статистика показывает, что количество русских и русскоговорящих людей в стране с каждым годом уменьшается.
При этом в государственных органах власти и среди силовиков этнические русские практически не представлены. Они по тем или иным причинам лишены возможности занимать должности в силовом блоке и руководящие посты в госаппарате. Это приводит к созданию коррупционных связей внутри определенных кланов, которые руководят теми или иными госучреждениями, что в итоге создает негативный инвестиционный климат.
Мы это видим на примере нескольких совместных экономических проектов России и Киргизии, когда деньги, выделенные в совместный инвестиционный фонд, фактически были разворованы. Не факт, что разворованы были только с одной стороны. Но найти виновных сейчас уже невозможно. Соответственно, и говорить о дальнейшем экономическом сотрудничестве в рамках инвестиций в данный момент не приходится.
Россия теперь просто больше не хочет выделять деньги на эти не понятные ни для кого, совершенно непрозрачные проекты.
Экономика, бизнес, инвестиции
Незадолго до нашего путешествия мы обсуждали на круглом столе в Москве проблемы западной сырьевой экспансии в Центральной Азии. В частности, речь шла о судьбе золоторудного месторождения Кумтор в Кыргызстане. В свое время его фактически подарили канадским инвесторам.
Сейчас дискуссионными остаются два главных вопроса. Сколько потеряла республика за более чем четверть века, когда Кумтором владела иностранная компания? Какова будет дальнейшая судьба месторождения, после того как ситуация поставлена на паузу?
Эксперты отмечали, что если Кумтор закроется, то Киргизская Республика получит сокращение экономики на одну десятую в течение пяти лет. Такова цена вопроса. За период с 1994 по 2020 год чистая прибыль этого предприятия составила 4,269 миллиарда долларов.
Сегодня уже поздно сокрушаться по поводу того, что несколько десятилетий ни одна власть в республике не ставила вопрос о несопоставимости затрат инвестора на это производство и тех прибылей, которые достаются канадской компании, а не остаются в Киргизии.
Но теперь можно говорить о другой статистике, показывающей, за счет чего выживают в республике. В основном деньги в страну заходят не от инвестиций, а от переводов трудовых мигрантов, конечно же, из России.
Да, по-прежнему есть заработки с сельского хозяйства, с добычи драгоценных металлов.
Однако, по данным национального банка Киргизии за 2020 год, 2,3 миллиарда долларов заходит в страну от трудовых мигрантов, а по мнению экспертов, эта сумма за счет теневых переводов как минимум в два раза больше.
В ходе поездки «Ридус» пообщался с бывшим министром экономики республики акционером банка «Толубай» Женишбеком Байгуттиевым.
Наш собеседник не питает никаких иллюзий по поводу текущего положения дел в Киргизии. По его словам, экономика республики требует реформирования, которого, впрочем, совершенно не предвидится.
«Нам бы пятилетка не помешала, некое подобие госплана, в рамках которого мы могли бы поставить все задачи, которые стоят перед республикой, и постепенно их решать, — сказал Байгуттиев. — Но у нас этого всего даже близко нет».
Собеседник «Ридуса» заметил, что прошел уже год с момента избрания нового президента страны и назначения правительства, но положение в республике только ухудшается. «5 октября в прошлом году это произошло, — напомнил Байгуттиев. — Говорят, какая-то там была стабилизация, но люди за год стали жить беднее. Тогда в какой части произошла стабилизация?»
Наше большое видеоинтервью с банкиром можно посмотреть на страницах «Ридуса».
Язык, образование, гуманитарное сотрудничество
В Киргизии первым делом обращаешь внимание на самый позитивный момент: статус русского языка как государственного закреплен в Конституции. Это очень важный показатель.
«Сразу понимаешь его важность, если долгие годы прожил в европейском унитарном государстве, где русский язык, являющийся родным для миллионов граждан, никогда не имел достаточной степени защиты, не говоря уже о статусе государственного, — заметил на этот счет Александр Александровский. — После собственного украинского опыта знаешь цену тому, что наблюдаешь в Киргизстане. Вроде бы естественные вещи для евразийского пространства почему-то воспринимаются в штыки на территории, где теперь один славянский язык самоутверждается за счет другого».
То есть, для Киргизии является естественным то, что представляется фантастикой для нынешней Украины: возможность изучать русский язык в школах, использовать его в документообороте. Появляются и соответствующие возможности для сотрудничества РФ и КР в гуманитарной сфере.
Однако наша поездка четко показала, что Россия недостаточно использует свой потенциал. Существующие гуманитарные программы содействия, наверное, могли бы быть более эффективными. И однозначно их могло быть больше.
Эксперты, хорошо разбирающиеся в специфике этого региона, тоже отмечают, что Российская Федерация, те ее структуры, которые ответственны за гуманитарное сотрудничество, недорабатывают в этом направлении.
Зато Турция, Катар, Саудовская Аравия очень активно начали работать в Центральной Азии. Они создают в Киргизии множество своих культурных центров. Открывают школы довольно высокого уровня подготовки. Ими делается ставка главным образом на элитное образование с прицелом на продолжение в известных международных вузах.
Со стороны РФ такой качественной активности мы, к сожалению, не видим. Да, существует программа, в рамках которой планируется открыть более 40 русскоязычных школ на территории Киргизии. Но на данный момент по непонятным причинам эта программа буксует.
Как пояснила в беседе с «Ридусом» эксперт в сфере образования Полина Беккер, наиболее активно в регионе Россотрудничество: оно помогает с оснащением местных школ и вузов российскими учебниками, пытается проводить олимпиады по русскому языку, реализует отдельные программы. Но на самом деле всё обстоит несколько иначе.
«Ридус» спросил, приезжают ли в страну российские исполнители, идут ли показы российских фильмов, гастролируют ли театры. В общем, насколько велико культурное продвижение русского мира здесь? Есть ли оно хотя бы в коммерческом формате, не говоря уже про культурно-просветительский? В ответ собеседница «Ридуса» немного задумалась и ответила, что «сюда, конечно, приезжают исполнители, проходят разные концерты». «По-моему, три года назад я была на таком похожем концерте, — добавила Беккер. — Это была романсиада, которая проводилась здесь…»
Негусто, скажем, так.
В разговорах с представителями местных общественных организаций мы неоднократно слышали о нехватке учебников, образовательных пособий на русском языке.
С учетом того, что вся вузовская и профессиональная техническая подготовка ведется на русском языке (техническая документация, терминология), конечно, необходимо большее количество учебных пособий. И важно, чтобы непосредственно образовательные программы были неотрывны от тех экономических интересов, которые РФ имеет в этом регионе. Это касается и добычи полезных ископаемых, и производства продуктов питания, и сельского хозяйства.
Нельзя забывать, что Киргизия является очень развитой с точки зрения легкой промышленности страной. То есть именно эти направления при более активном и глубоком изучении и проработке программ взаимодействия могли бы стать для региона серьезным драйвером роста.
Но, как уже сказано выше, в России этому уделяют недостаточно внимания. Такое мнение разделяют большинство работающих в регионе российских экспертов.
«В итоге получается как в футболе: не забиваешь ты — забивают тебе. В южных регионах КР с состоянием русского языка и отношением к нему всё более плачевно, недостаток гуманитарных программ со стороны России компенсируется деструктивной активностью организаций, связанных с Турцией и арабскими странами», — замечает в беседе с «Ридусом» политтехнолог Виктор Васильев, работающий в регионе уже продолжительное время.
«Раньше у нас как было? — задается, со своей стороны, вопросом Полина Беккер. — Россия у нас старший брат. Как Россия посмотрит, так мы и будем равняться. Сейчас, к сожалению, такой тезис опускается. На смену приходит другой: «Россия у нас как старший двоюродный брат». Что с этим можно сделать? Как минимум обратить на это внимание…»
С представителями Россотрудничества нам пообщаться не удалось: там сказали, что до окончания парламентских выборов в КР никаких комментариев и интервью давать не будут.
Общество, культура, инфраструктура
Столица КР производит впечатление спокойного уютного города. В Бишкеке мы не заметили напыщенности и понтов, которые мы видим в других государствах Центральноазиатского региона.
Здесь просто абсолютно спокойная, абсолютно комфортная атмосфера. В ходе прогулок по улицам Бишкека мы для себя отметили, что городская инфраструктура выглядит хоть и не сильно изношенной, но довольно уставшей.
Городу необходимо развитие. Бишкеку нужно увидеть лучшие урбанистические практики, которые широко сейчас применяются в России. И нам кажется, было бы очень уместно, если бы какой-то крупный российский мегаполис в рамках договора о сотрудничестве (или, например, как город-побратим) взял шефство над Бишкеком.
За счет российских инвестиций (почему бы и нет?) российские компании могли бы обновить тот же самый парк наземного городского транспорта, привести в порядок парки, скверы.
Очень символичным было такое наблюдение. В центре города находится кинотеатр «Россия», и видно, что в последний раз его приводили в порядок, наверное, еще при Советском Союзе. При этом вечерами на неоновой вывеске загораются не все буквы.
То есть, столь знаковое место за счет программ сотрудничества и экономической помощи Киргизии могли бы восстановить, сделать его образцово-показательным, современным кинотеатром, который действительно пользовался бы популярностью среди жителей не только Бишкека, но и близлежащих городов.
Это касается и городской инфраструктуры в целом.
Взамен создания тысяч виртуальных инвестиционных проектов, создания каких-то общих фондов с многомиллионным наполнением, расходование средств которых вызывает массу сомнений, важнее было бы увидеть более приземленные, более интересные и полезные для простого населения программы содействия и сотрудничества.
Вместо тысячи слов гораздо нагляднее было бы, если бы молодая мама вышла с коляской не на разбитую улицу, а на хорошо отремонтированный проспект, могла бы посидеть в красивом сквере.
Наверное, есть смысл задуматься над созданием, например, наблюдательных советов, в которые вошли бы в том числе представители РФ, Белоруссии, может быть, Казахстана, чтобы появился более прозрачный механизм выделения денежных средств на инвестиционные проекты внутри Киргизии. Это, соответственно, дало бы значимый экономический толчок.
Материал подготовили Андрей Гулютин и Александр Александровский.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: