Атмосферно, но крайне сыро: чего ожидать от «Обители зла: Раккун-Сити»
- 24 ноября 2021 14:45
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
«Обитель зла» начала свое существование с помощью компании Capcom еще в 1996 году и за 25 лет вымахала из обычной игры жанра survival horror с зомби в роли антагонистов в огромную медиафраншизу, состоящую из кучи игр для всех платформ и консолей, четырех мультфильмов и шести игровых лент, сделавших из Миллы Йовович звезду зрелищных боевиков.
Правда, «Последняя глава» в 2016 году четко показала, что пришла пора двигаться в другую сторону. Однако вместо спин-оффа было решено перезапустить серию, вернув сюжет ближе к оригинальным играм, и снова сделать упор на хоррор-составляющую, которая после первого фильма была утеряна в угоду экшену.
Так на экранах объявился «Раккун-Сити». Режиссурой занялся постановщик дилогии об акулах «Синяя бездна» Йоханнес Робертс, а главную роль заполучила звезда трилогии «Бегущий по лабиринту» Кая Скоделарио.
30 сентября 1998 года. Раккун-Сити, ранее процветающий город в глубинке и бывшая штаб-квартира фармацевтического конгломерата «Амбрелла», ныне пребывает в жутком упадке. Молодая девушка Клер Редфилд возвращается туда ради родного брата Криса, сделавшего карьеру в полицейском департаменте. Корпорация не просто так свернула свою деятельность в Раккун-Сити, и Клер подозревает, что с городом творится нечто неладное. В этот же момент город сажают на карантин, а в Арклейских горах теряется группа полицейских.
И пока Крис Редфилд вместе с коллегами по департаменту полиции Джилл Валентайн и Альбертом Вескером ищет пропавших в заброшенном особняке основателя города и корпорации Освальда Спенсера, его сестра Клер вместе с Леоном Кеннеди — полицейским-новичком — пытается найти брата и выбраться из города, который начинает превращаться в настоящую обитель зла, кишащую кровожадными зомби.
Задумка вернуть киноадаптацию к хоррор-истокам выглядела как минимум вполне логичной, ведь именно за это в свое время все и полюбили Resident Evil. С самого начала рекламной кампании «Раккун-Сити» продвигали именно как фильм для хардкорных фанатов серии, что изначально вызвало некоторые сомнения, ведь большая часть обычных зрителей уже ассоциирует «Обитель зла» именно с работами Пола Андерсона, а не с видеоиграми японского происхождения, а значит, конфликт восприятия был неизбежен.
Можно сказать, что определенное количество обещаний Sony, Constantin Films и команда создателей во главе с Йоханнесом Робертсом совершенно точно сдержали. Перед нами оказывается смешение сюжетных перипетий первой и второй игры, что позволило включить в один фильм практически всех знаковых героев игровой вселенной: Крис и Клер Редфилд, Джилл Валентайн, Альберт Вескер и Леон Кеннеди стали главными, а «Проект Элис» был стёрт из упоминаний.
Также перед нами открывается действительно мрачный (как визуально, так и по наполнению) хоррор-триллер с элементами боевика о выживании. Нагнетание атмосферы происходит с самых первых кадров, действие происходит преимущественно в темноте, под дождем или в гнетущей тишине. Йоханнес Робертс изо всех сил пытается держать зрителя в состоянии натянутой струны, и получается не так уж и плохо.
И видно, что снимали фильм для хардкорных фанатов серии игр: отсылки на узнаваемые сцены сыплются изо всех щелей. Однако проблема в том, что как раз таки самые преданные поклонники Resident Evil будут самыми недовольными из всех зрителей. Под конец, видимо, поняли, что и широкой аудитории пилюлю нужно тоже подсластить, из-за чего получилось так, что в фильме смешалось слишком много того, чего смешивать не стоило. К тому же создатели явно забыли опыт других экранизации видеоигр — ведь фанаты не прощают отступлений от канонов и вольностей сценаристов или продюсеров.
Так, например, выбор Эвана Джогиа на роль Леона Кеннеди сопровождался максимальным количеством негодования, ибо актер далеко не похож на каноничного персонажа, да и из наивного новичка Леон превратился в комедийного идиота, ответственного за большую часть юмора в картине. Удивительно, что Ханне Джон-Кеймен за несоответствие внешности не так досталось от критиков, в то время как Том Хоппер, ставший новым Вескером, внезапно оказывается фактически драматическим персонажем, вставшим перед сложным моральным выбором.
В то же время Кая Скоделарио и Робби Амелл смотрятся в ленте органично, но сценарий делает из их персонажей абсолютно картонных фигур, которым, по сути, здесь нечего играть. Особо «выпуклых» героев в картине нет, но разве мы можем вспомнить кого-то колоритного из «Обители», кроме Элис?
Фильм смотрится на удивление легко и даже интересно, но не покидает ощущение, что в какой-то момент режиссёр слишком сильно увлёкся зомби и попытками играть в хоррор, забыв при этом хоть сколько-то внимания уделить заплаткам для сюжетных дыр, объяснению рваного повествования и расшифровке некоторых отсылок. Ведь если поклонники игр и оценят по достоинству количество фан-сервиса, то что делать обычным зрителям, незнакомым с игровым оригиналом?
И получается так, что смотрится интересно, атмосферно, но к концу фильма вопросов остаётся намного больше, чем хотелось бы. Кто такая Лиза Тревор и почему она столько лет спокойно обитала между лабораторией и миром обычных людей? По какой причине случилась вспышка вируса и почему никто при этом не забил тревогу из-за массового ухудшения здоровья населения? Откуда в заброшенном особняке, где уже много лет никто не живет, оказалось столько инфицированных? И почему вирус сработал только в момент приезда Клер Редфилд в Раккун-Сити и ни днем раньше?
В прежних фильмах сценарий тоже имел обыкновение прихрамывать на обе ноги, но умудрялся компенсировать это энергичным экшеном и харизматичными героями (под конец и это сошло на нет). Экшен-составляющая «Раккун-Сити», к сожалению, тоже оставляет желать лучшего. Чувствуется, что Йоханнес Робертс всеми руками и ногами был за то, чтобы снимать фильм по старинке, но в современных лентах уже не обойтись без использования CGI-эффектов, и они сделаны из рук вон плохо.
Особенно это чувствуется, когда в действие включается зараженный доберман, выглядящий даже хуже своих компьютерных собратьев из «Жизни после смерти». А перевернувшийся у входа в полицейский участок бензовоз и вовсе смотрится максимально криво. Для фильма, пусть даже со скромным бюджетом в 40 миллионов долларов, это фактически непростительно.
Перестрелки и борьба с полчищами зомби поставлены в стиле оригинальных игр — ощущение, что в руках не хватает джойстика, не покидает добрую долю таких сцен. К тому же их можно было бы и подсократить в пользу раскрытия сюжета. В общем итоге развлечение смотрится устрашающе, но рваный сценарий, неровно сделанный экшен и куча вопросов без ответа заставляют желанную пилюлю встать комом в горле и делают горьковатой на вкус.
Можно ли считать перезапуск «Обители зла» успешным? В некотором роде да. «Раккун-Сити» обладает всеми чертами неплохого развлекательного экшен-триллера. Чувствуется, что студия рассчитывает на длительные взаимоотношения с «Обителью», и интересно, как дальше будет развиваться заданный вектор.
Однако хочется посоветовать Sony Pictures нанять для второй части более опытного сценариста и более подкованного в экшен-триллерах режиссера. Хорошо, когда экранизацией занимаются фанаты оригинала, но это не означает, что финальный продукт получится максимально качественным. Пусть и видно, что «Раккун-Сити» делался с любовью, но более грамотная проработка проекту не помешала бы точно.
«Обитель зла: Раккун-Сити» стартует в российском прокате с 25 ноября.
На следующей неделе стартует еще один громкий проект от Sony Pictures — долгожданный блокбастер «Охотники за привидениями: Наследники». Получилось ли у режиссера Джейсона Райтмана сделать из фильма достойный образец семейного развлекательного кино? Читайте в нашей рецензии на «Наследников».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: