+2
Сохранить Сохранено 7
×

Фансервис, дежавю и Белый Кролик: чего ожидать от «Матрицы: Воскрешение»


Фансервис, дежавю и Белый Кролик: чего ожидать от «Матрицы: Воскрешение»

© Warner Bros

Если задаться вопросом, что в современном кинематографе является поистине культовым, то для многих ответ будет очевиден — трилогия «Матрица» дуэта Вачовски, стартовавшая по миру в 1999 году, изменив его навсегда. Тогда еще совсем зеленым братьям (ныне — сестрам) в плане кино Энди и Ларри Вачовски удалось сплести в единую картину мощную философскую идею, эстетику пост-апокалипсиса, брутальный экшен и поражающий воображение визуальный стиль.

Новость о запуске продакшена четвертой части, кажется, никого не обрадовала. Ведь история казалась законченной, а «Воскрешение» выглядело не более, чем попыткой «зомбификации» известного бренда, из которого снова захотели начать качать деньги. Однако некую уверенность вселило участие Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс, а на режиссерском посту оказалась Лана Вачовски, правда уже без своей сестры.

"Вернуться туда, где всё началось - обратно в Матрицу".
«Вернуться туда, где всё началось — обратно в Матрицу».© Warner Bros

Но вот на дворе 16 декабря и на большие экраны выходит «Воскрешение». Официальный синопсис картины гласил следующее: «В двух реальностях Нео снова придется выбирать, следовать ли за белым кроликом. Выбор, пусть и иллюзорный, все еще остается единственным путем в Матрицу или из нее, что более опасно, чем когда-либо».

Забавно, что в этот раз подзаголовок говорит сам за себя очень прямолинейно, превращая одну из главных загадок в спойлер — ведь всех волновал вопрос о том, как именно к жизни вернулись и Нео, и Тринити. Хотя стоит отдать должное Лане Вачовски и всем тем, кто взялся за создание ленты — большего риска для команды создателей было сложно придумать.

Забавных отсылок в фильме хватает - например, одним из основных мест действия стала кофейня "СимуЛатте"
Забавных отсылок в фильме хватает — например, одним из основных мест действия стала кофейня «СимуЛатте». Прямо в лоб.© Warner Bros

С первой минуты «Воскрешение» начинает отчаянно давить на ностальгию. В частности, с помощи постоянных и непрекращающихся отсылок и напоминаний о первом фильме. Причем впервые за всю мою обширную историю просмотров ремейков, перезапусков и ребутов встречается столь неприкрытое «паразитирование» на оригинале. В течение всего фильма нам не только демонстрируют сцены из «Матрицы», но и делают параллельные кадры, полностью повторяющие оригинал.

Сюжет, однако, объясняет это идеей о повторяемости временных циклов, что все в истории рано или поздно выходит на спираль. То же самое, но с возможным иным исходом. Здесь же нам представляет и новую героиню — Багс. С помощью нее зритель видит, как за эти годы эволюционировал мир Матрицы и ее технологии, но при этом основной конфликт остается прежним. Агенты выискивают воинов сопротивления, те, в свою очередь, убегают и отстреливаются.

История Нео и Тринити выходит на новый виток. Но зачем Матрице их воскрешать?
История Нео и Тринити выходит на новый виток. Но зачем Матрице их воскрешать?© Warner Bros

Причем так вышло, что сразу после вступления первый акт «Воскрешения» превращается в нечто совершенно неожиданное — нам представляют целую тонну стёба на тему продолжений, франшиз и жадных до денег корпораций. Это привнесло в ленту такое количество юмора, какого не было во всех трех частях.

И это сатирически злободневная самоирония заставляет уважать фильм — такого бесстрашного акта сдачи всех явок и паролей от студий-мейджоров обычно не дождешься. Да и факт того, что Матрица сможет показать себя и в комедийном плане, уже играет на руку создателям.

Лента отчаянно играет с героем Киану Ривза, заставляя его все больше сомневаться в реальности происходящего вокруг. Подобная двойственность действительно работает, а идеи содержания в цифровой тюрьме за последние два десятилетия стали еще более актуальными. И кажется, что Лана Вачовски вместе с другими сценаристами нашла способ превратить сиквел проекта 18-летней давности во что-то действительно оригинальное.

То, что Нео в этот раз до боли похож на Джона Уика, не работает в плюс ленте.
То, что Нео в этот раз до боли похож на Джона Уика, не работает в плюс ленте.© Warner Bros

Но второй акт использует уже знакомые решения, пусть и сдобренные парой свежих идей. И здесь оказывается, что Лану Вачовски, как и Хлою Чжао с недавними «Вечными», куда больше беспокоят отношения главной пары и их путь друг к другу, нежели фантастические идеи напополам с философией и экшеном. Мелодрамы здесь немало, ведь теперь герои оказываются совершенно незнакомыми друг другу людьми. Любовная линия и раньше была важной частью, но здесь она вознесена в такой абсолют, что начинает казаться, будто Лана отчаянно желает реванша за провальное «Восхождение Юпитер».

Сюжетная развёртка, которая плавно переводит нас в третий акт и рассказывается до самого конца, по итогу кажется слишком поверхностной и даже скомканной. Ощущение, что занимайся этим сразу и Лана, и Лилли (вторая сестра Вачовски на неопределенное время ушла из кино), подобная история заняла бы минимум два фильма. Но студия как будто в какой-то момент поняла весь риск затеянного предприятия и на случай полного провала потребовала от Вачовски запихнуть всю историю в один фильм. Чтоб потом был шанс сказать о том, мол, история на этот раз полностью рассказана и снимать пятую часть никто и не планировал.

Нео снова предстоит биться, но главный выбор делать предстоит не ему.
Нео снова предстоит биться, но главный выбор делать предстоит не ему.© Warner Bros

Удивляет еще и то, как легко был разрушен канон в угоду новых решений. То, что в первой трилогии было из рубрики «миссия не то, что невыполнима, а мать ее, невменяема» в этом фильме происходит чуть ли не на раз-два. А что-то идет жертвой в угоду фан-сервиса, давя на все болевые точки зрителя сразу.

Из новых героев выделяются разве что Багс и обновленный Агент Смит (это не спойлер, в трейлере этот факт уже спалили). И если работа Джессики Хенвик не вызывает нареканий (ее героиня мила и цепляет), то вот к «внезапно воспылавшему» чувствами к Нео Смиту есть вопросы. На какой-то момент кажется, что новый Смит чуть ли не подкатывает к главгерою, а свою связь видит, как далеко не дружескую или родственную. Странное поведение для программы, не знающей чувств, не так ли?

Но больше всего остального возмущает решение отказаться от визуального стиля оригинала. Именно благодаря ему мы в свое время и полюбили историю об Избранном — вдохновленному каноничными аниме-проектами, лентами о восточных единоборствах вперемешку с мрачным киберпанком. На этот раз во время просмотра возникает ощущение, что мы смотрим что угодно, но не «Матрицу». Возможно, что таким образом Лана хотела выделить «Воскрешение» в отдельную трилогию со своим стилем, но при всем объеме отсылок такое решение было бы нелогичным.

К сожалению, новая "Матрица" вышла уже тогда, когда акробатическим кунг-фу в мире уже никого не удивишь.
К сожалению, новая «Матрица» вышла уже тогда, когда акробатическим кунг-фу в мире уже никого не удивишь.© Warner Bros

Операторская работа Даниэля Массачесси и Джона Толла и рядом не стоит с тем шедевром, который в конце девяностых создавал Билл Поуп. Фильм снят современно и динамично, но глаз цепляется за дерганую съёмку драк и экшен-сцен, которые больше подходят для «Джона Уика», чем для «Матрицы», сделавшей воздушный пинок Тринити или уклонение Нео от пуль легендарными сценами в истории кинематографа.

Да и сам экшен, как и прежде, щедро окутанный спецэффектами, не выглядит уж так впечатляюще. Знаменитые замедленные съемки использованы несколько раз, и то самые удачные попали в трейлер. Фирменное нарушение гравитации и перестрелки с эффектом «bullet time» не поражают — уж слишком часто приемы использовались в мейнстриме за все эти годы.

Поставьте рядом с большой экшен-сценой из «Воскрешения» любую драку хоть из «Революции» — и вы поймете, что канон по зрелищности и качеству не удалось перебить даже сейчас. Учитывая, как далеко нынче шагнули технологии за два десятилетия, обидно, что Вачовски вместе со студией так и не использовали их потенциал. А финал в итоге оставляет массу вопросов по поводу того, что же вообще происходило последние пару часов.

Подводя черту, стоит сказать, что перед зрителем оказывается проект, который вызывает максимально противоречивые чувства. С одной стороны, мы имеем хорошо сбитый современный блокбастер с неожиданно крепкой эмоциональной составляющей, способный увлечь, развлечь и доставить удовольствие. С другой же стороны, если вспомнить, с чего все начиналось, и каким глубоким смыслом было наполнено оригинальное произведение Вачовски, понимаешь, что истинные поклонники ни за что не простят Warner Bros превращение «Матрицы» в попкорновое кино на один раз.

И вердикт будет следующим — если вы готовы воспринять «Матрицу: Воскрешение», как отдельный проект, пусть и имеющий связь с оригиналом, то смело идите на фильм и он сможет вам понравиться. Но сделать это крайне сложно, ведь новая часть очень сильно завязана на оригинале. А для хардкорных фанатов подобное обращение с любимым материалом навряд ли будет расцениваться приемлемым.

P. S. При этом при всём я даже примерно не представляю, какие результаты будут у «Воскрешения» в прокате. Нас может либо умеренный успех, либо грандиозный провал. Посмотрим через пару месяцев.

«Матрица: Воскрешение» — в кино с 16 декабря.

P. S. После финальных титров вас ждет одна сцена. Ждать ее необязательно, на сюжет она не особо влияет, но если охота увидеть еще немного стёба над «Матрицей» — никуда не уходите.

На этой неделе выходит и другая невероятно громкая премьера — «Человек-паук: Нет пути домой». Рецензию на фильм без спойлеров можно прочитать уже сейчас.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (1)

  • Бенджамин
    Бенджамин 16 декабря 2021

    Скорее всего в первую неделю прокат окупится за счет фанатов, которые пойдут (поржать скорее), со второй недели бокс-оффис начнет катиться вниз. Запоминайте эту цитату и проверяйте потом)

    Ответить
    1 +