Это всегда был кто-то, кого ты знаешь: рецензия на пятый «Крик»
- 13 января 2022 15:38
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
«Крик», снятый в 1996 году маэстро ужасов Уэсом Крейвеном, стал одной из икон жанра «хоррор» наряду с такой классикой, как «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е» и «Хэллоуин». Призрачное Лицо, в свою очередь, стал одним из самых узнаваемых киноманьяков. Именно «Крик» показал, что слэшерам про маньяков можно быть ироничными, жестокими, но при этом закрученными и весьма непредсказуемыми.
Четвертая часть, казалось бы, подвела черту, окончательно завершив историю Сидни Прескотт и ее друзей. Интерес к слэшерам успел вновь угаснуть, а их место занял сложный хоррор вроде «Реинкарнации» или «Солнцестояния». Однако бешеный успех «Хэллоуина 2018» заставил Paramount и SpyGlass понять, что зрители готовы к пятому по счету возвращению в Вудсборо. Вот только как снять сиквел к 25-й годовщине известной серии и не ударить при этом в грязь лицом?
Сэм Карпентер — молодая девушка, выросшая в печально известном городке Вудсборо и сбежавшая из него по достижении 18-летия. Это и понятно: слава у затерянного в Америке городишки так себе. Но выгнал ее оттуда совсем другой страшный секрет. И вроде бы все отлично, но кто-то снова решил разворошить осиное гнездо прошлого, надев маску Призрака. На сестру Сэм Тару было совершено жестокое нападение, и теперь неизвестный в образе Призрачного Лица устраивает новую кровавую резню.
Цифра 5 в официальном названии отсутствует. Учитывая лица главных героев, крупно выделенных на основном постере картины, — Сидни (Нив Кэмпбелл), Дьюи (Дэвид Аркетт) и Гейл (Кортни Кокс) — выглядит такое решение не совсем корректным, и только во время просмотра становится понятно почему. Перед нами не просто продолжение, но интересный сплав сиквела и ремейка, который по своей сути и не ремейк вовсе. Иными словами, это новая история с новыми героями, которые оказываются плотно сплетены с прошлым Вудсборо, представителями которого и стала наша золотая троица.
Дьюи еще в трейлере предупредил нас, что в этот раз всё воспринимается как-то иначе, и не солгал. С первой минуты чувствуется, что это не «крэйвеновский» фильм, но ощущается, что картине бы очень хотелось иметь такой статус.
Преклонение дуэта Бентинелли и Джилетта, порадовавших фанатов жанра изобретательным триллером «Я иду искать» в 2019-м, перед творчеством Уэса Крейвена видно невооруженным взглядом: лента бережно оставляет знакомые элементы на виду, при этом с удовольствием ставя эксперименты на уже обработанной почве. Например, Сидни Прескотт, оказывается, жила на улице Вязов, сына шерифа Хикс (да, за 11 лет Джуди выросла из помощника в полноценного шерифа) зовут Уэс. И таких «поклонов» в фильме немало, а душу греют они, конечно, очень.
Новые режиссеры и сценаристы не побоялись лепить из «Крика» совсем другой слэшер, переворачивая множество клише с ног на голову, при этом умудряясь оставить основу на своем месте. Призрачное Лицо стал еще более жестоким и даже бесстрашным — теперь ему ничего не стоит убить посреди бела дня, а ультранасилие стало для убийцы новой нормой. Прикрываясь маской Призрака, убийца теперь действительно кромсает своих жертв. В нем чувствуется бешенство и ярость — и это при условии, что эмоций под маской никак не разглядеть.
Местами новый «Крик» откровенно издевается над зрителем, иронизируя над устоявшимися штампами, накаляя тем самым градус напряжения и выводя зрителей на предельные показатели. В такие моменты хочется аплодировать фильму, ведь сделать это по-настоящему качественно мало у кого получается.
Правда, на некоторые эксперименты, к сожалению, у создателей все-таки пороху не хватило. Тот самый огнемёт и железная маска Призрака, которая так всех взбудоражила еще по трейлерам и стала предметом масштабных обсуждений в фандоме и за его пределами, оказались лишь атрибутами идей «Удара ножом» и проскочили только в паре кадров. Хотя сейчас понимаешь, что идея была безбашенная и смотрелась бы по-настоящему масштабно и свежо для франчайза.
Так получается, что увидеть старую гвардию нам удается только к середине фильма. В Вудсборо предсказуемо остался только Дьюи Райли — самый преданный городу персонаж. Правда, доживает он свой век весьма печально — и снова в одиночестве. Сидни наконец стала частью большой семьи и слышать ничего не хочет о Вудсборо. Но когда речь идет о Призрачном Лице, это значит, что оставаться в стороне никому из них просто нельзя.
Приятно было видеть, что герои не изменяют себе. Несмотря на налёт возрастного цинизма, в Дьюи чувствуется тот самый добряк с наивной улыбкой, которым мы его запомнили. В фильме преступно мало Гейл, но и ей досталась одна крайне эмоциональная сцена. Сидни, в свою очередь, не особо удивила, но сказать, что ей уделили мало времени, нельзя. Просто теперь не она главная героиня, вот и всё. Кстати, вас ждет еще пара неожиданных встреч, но пусть это останется для вас сюрпризом.
Лента насыщена событиями, оттого и смотрится крайне динамично. Однако, на мой взгляд, картине стоило бы добавить минут двадцать экранного времени только ради того, чтобы насытить повествование о героях куда более внушительным количеством деталей. Ибо за 114 минут более-менее получилось раскрыть разве что главную героиню и ее сестру (но это уже плюс-минус). Да, возможно, это бы «замедлило» картину, зато поспособствовало бы более близкому знакомству с героями.
В погоне за событиями многие раскрыться просто не успевали (некоторые так вообще от слова «совсем»). А для слэшера, тем более такого, как «Крик», это минус, ведь если картина хотела, чтоб мы сопереживали новым героям, то нужна была эмоциональная привязка. У новичков не запоминаешь даже имен, а это вряд ли пойдет на пользу фильму, рассчитывающему на продолжение. Четвертый «Крик» в этом плане оказался куда более ярким и продуманным.
Причем деталей бы хотелось и для прежних героев. Как Дьюи оказался за бортом полицейского управления Вудсборо? Когда Сидни успела обзавестись семьей и куда опять дели ее отца? Как развивалась жизнь Гейл после разрыва с Дьюи? Все это помогло бы проникнуться картиной куда глубже. Но и старая гвардия здесь оказалась практически случайно — и то так, заглянула на огонек.
Хотя стоит отдать должное и дуэту режиссеров, и сценаристам — рисков они взяли на себя достаточно много. Припишите к этому списку новую этику, веяния вроде ЛГБТ (да, без них здесь никуда, а как вы думали?), и окажется, что они и так скакали на лезвии ножа. В фильме хватает определенных глупостей, без которых ни один слэшер, конечно, не состоялся бы, но есть и вполне крепкие сцены, от которых хочется визжать на весь зал и плакать навзрыд.
Третий акт и раскрытие основной интриги особого «вау» не вызвали (в четвертой части шок был сильнее, если честно), но смотреть его было увлекательно. Лента смогла не утонуть в собственной самоиронии и сатире, при этом наглядно показывая, во что с годами выросли идеи оригинального фильма 1996 года. Тем более что в изощренности сюжету, как и убийце, не откажешь — самоповтор, слава Богу, не случился, а этим ведь грешит каждая вторая франшиза-подражатель.
Добавлю немного вкусовщины: печально, что в фильме никак не обыграна пандемия. Понятно, что такой франшизе, как «Крик», совсем не обязательно держать руку на пульсе мировых событий, но весь сеанс меня не оставляло ощущение, что фраза «Не забудьте надеть маску» в контексте Призрачного лица звучала бы максимально эпично и могла бы стать хорошей шуткой для фильма.
Несмотря на все недочеты и шероховатости, у дуэта Бентинелли — Джиллетт получилось кино, от которого настоящие фанаты «Крика» и слэшеров 90-х смогут получить настоящее удовольствие. Им удалось избежать самого страшного греха: перед нами не очередной «проходняк», откровенно паразитирующий на оригинале и повторяющий его под копирку, но ироничное переосмысление сюжета и законов жанра, которые все-таки успели измениться за 25 лет.
Во время просмотра «Крика» испытываешь чувство возвращения в родной для тебя город. Места вроде те же самые, снова творится какая-то дичь, но почему так приятно всех снова видеть? Даже Призрачное Лицо уже как родное, ей-богу. Причем местами тебя умудряются водить за нос так искусно, что поневоле уважаешь авторов.
Проблема в том, что фильм получился настолько цельный и замкнутый, что не совсем понятно, есть ли вообще какой-то шанс «родить» для нового «Крика» продолжение с теми же героями. Хотя все возможно. Лично я испытал настоящий кайф от просмотра. Так что можно со всей уверенностью сказать, что начало киногода получилось весьма удачным.
«Крик» — в кино с 13 января.
Новый «Крик», кстати, вошел в 40 самых ожидаемых премьер этого года. Готовы увидеть первую десятку?
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: